Posted 20 февраля 2012,, 11:03

Published 20 февраля 2012,, 11:03

Modified 1 апреля, 02:38

Updated 1 апреля, 02:38

Референдум в Латвии – принуждение к диалогу

20 февраля 2012, 11:03
Попытка сделать русский язык в Латвии государственным провалилась - почти 75% граждан проголосовали против. Однако власти признали опасную поляризацию общества.

Референдум о предоставлении русскому языку в Латвии статуса второго государственного продемонстрировал рекордную явку избирателей. И хотя почти 75% граждан проголосовали против, референдум показал поляризацию общества, где более 300 тысяч русских «неграждан» лишены права голоса.

В референдуме участвовали 1 098 593 человека, или 70,73% граждан с правом голоса. Против поправок к Конституции о предоставлении русского статуса второго государственного языка проголосовали 821 722 избирателя, или 74,8%, сообщает Центральная избирательная комиссия. За поправки проголосовали 273 347, или 24,88% граждан. Отметим, что в Латвии лишены права голоса более 300 тысяч так называемых неграждан Латвии.

Наибольшее число голосов за введение второго государственного языка было зафиксировано в Латгале, регионе Латвии, где русским языком постоянно пользуются около 80% населения. Здесь против второго госязыка были 78 736 или 55,57% граждан, за - 62 369 или 44,02% граждан. В Риге против поправок к Конституции проголосовали 193 976 или 61,59% граждан, за - 119 621 или 37,98% граждан. Остальные регионы, а также голосование за границей показали значительное преобладание тех граждан, кто выступил против введения второго госязыка.

Явка избирателей на состоявшемся 18 февраля референдуме о статусе русского языка была самой высокой с выборов 5-го Сейма в 1993 году. В референдуме участвовали 1 098 593 или 70,73% граждан, а в выборах 5-го Сейма, первых парламентских выборах после восстановления независимости, участвовало 1 118 316 избирателей или 89,9%. Выше активность была только во время состоявшегося в 1991 году опроса о независимости Латвийской Республики, в котором участвовали 1 666 128 или 87,56% жителей с правом голоса. В референдуме о вступлении Латвии в Евросоюз в 2003 году участвовали 1 010 467 граждан, а в других референдумах и выборах Сейма число проголосовавших не превышало 1 миллион.

Президент Латвии Андрис Берзиньш, комментируя результаты референдума, сказал, что референдумом ничего не заканчивается и нужно немедленно начать дискуссию об упрочении конституционных основ и изменения модели власти с целью сделать государство сильнее и застраховаться от любых угроз основам государства в будущем.

Президент поблагодарил всех, кто встал на защиту госязыка и Латвии как единственной страны в мире, где латышский язык, народные традиции и все латышское могут существовать, развиваться и объединять всех, кто является истинными патриотами этой страны, и подчеркнул, что референдум был серьезной проверкой и уроком для всего общества: «Все, кто хочет здесь жить на основе взаимного уважения и понимания, должны немедленно начать дискуссию, диалог о том, как преодолеть подозрения, обиды и недоразумения. В противном случае люди с экстремистскими взглядами смогут также манипулировать нашим обществом, как это нередко случалось раньше», - сказал Берзиньш.

Инициатор референдума о русском языке как втором государственном Владимир Линдерман в передаче «900 секунд» на телеканале LNT подчеркнул, его цель - начать диалог между русскими и латышами. «Сейчас диалог ведется только с т. н. хорошими русскими - людьми, которые никого не представляют. Если диалог не состоится, борьба русских жителей за свои права продолжится», - заявил Линдерман. По его словам, цель диалога - добиться любого законного статуса для русского языка и признания, что он в Латвии не является иностранным. Линдерман сказал, что доволен результатами референдума. «Арифметическая победа была недостижима, но нам удалось сплотить русскую общину и обратить внимание на эту проблему», - сказал он, добавив, что референдум можно назвать принуждением к диалогу.

Со своей стороны, депутат Сейма от крайне правого националистического объединения «Все для Латвии!» -ТБ/ДННЛ Имант Парадниекс заявил, что единственным возможным диалогом с Линдерманом является его высылка за пределы Латвии. «С точки зрения государства Линдерман – человек без определенного места жительства. Из России его выгнали, не дав российского гражданства. Диалог необходим в обществе, на всех его уровнях, а не с политиками, которые провоцируют истерию», - сказал Парадниекс, добавив, что в Латвии никого не считают человеком второго сорта. За предоставление русскому языку статуса второго государственного проголосовало примерно 25% граждан - столько же, как когда-то голосовало против независимости Латвии. По словам Парадниекса, это доказывает, что интеграционная политика была неудачной. Парадниекс заявил, что людям, которые не могут принять Латвию как национальное государство и надеются на восстановление Российской державы, нужно помочь найти место за пределами страны, где они будут чувствовать себя счастливее.

Новый комиссар Европейского союза по правам человека Нил Муйжниекс считает, что после языкового референдума политической элите необходимо не только радоваться победе, но и думать о прежней интеграции и языковой политике, например, государству надо меньше вмешиваться и регулировать языковые вопросы в частной сфере. В ходе дискуссии по Латвийском телевидении Муйжниекс заявил: если политическая элита после референдума сделает только вывод о том, что она победила, то государство вновь переживет референдум и напряжение в обществе. Комиссар считает, что политикам надо думать также о политике интеграции, и, например, в Закон о гражданстве, который, по мнению Муйжниекса, устарел, надо внести изменения, предусматривающие двойное гражданство для родившихся за пределами Латвии детей. Помимо того, не хватает языковых курсов для тех, кто хочет натурализоваться. Государству также следует меньше регулировать использование языка в частной сфере и вернуться к ситуации, которая была до вступления Латвии в ЕС, так как многие изменения в законах были приняты после этого для того, чтобы больше контролировать.

Проведение в Латвии всенародного голосования по внесению в Конституцию страны языковых поправок демонстрирует серьезность этой проблемы, считают в МИД России.

«Надеемся, что голос русскоязычного населения Латвии будет услышан как правящими кругами этого государства, так и международными организациями, призванными обеспечить выполнение общепринятых норм в области соблюдения законных прав и интересов национальных меньшинств», - говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича.

Высокая активность на референдуме граждан Латвии, считающих русский язык родным, по его словам, наглядно свидетельствует об их несогласии с курсом на построение моноэтнического общества.

«При этом итоги референдума далеко не в полной мере отражают настроения в стране. Это связано с тем, что права на выражение своего мнения были лишены 319 000 человек, т. н. «неграждан», даже несмотря на то, что многие из них родились или проживают в Латвии в течение длительного времени».

Вызывает также недоумение, что латвийский ЦИК по рекомендации МИД страны не предоставил делегации Общественной палаты России статус наблюдателей на референдуме. «Мы потребовали от латвийских властей объяснений. Считаем, что речь идет об игнорировании Ригой своих международных обязательств», - говорится в сообщении.

Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев полагает, что результаты референдума в Латвии по статусу русского языка следует рассматривать позитивно. «Несмотря на конкретные цифры проголосовавших на референдуме, считаю его результаты успехом для тех, кто борется в Латвии за права русского языка», - сказал Косачев. Он отметил, что, инициируя проведение референдума по этой проблеме, русскоязычные граждане Латвии тем самым реагировали на попытки группы националистических партий полностью запретить преподавание русского языка в школах. «Тот факт, что в референдуме приняло участие такое количество граждан Латвии, считающих важным повышение статуса русского языка, не позволит властям всерьез рассматривать требования националистических партий», - подчеркнул Косачев.

Он отметил, что большое количество людей, проголосовавших за повышение статуса русского языка, подтверждает, что «положение в этом отношении сейчас ненормальное и что нужно требовать дополнительного решения проблемы, то есть применения русского языка - если не в масштабах всех страны как государственного, то на уровне городов и муниципальных образований, где компактно проживает русскоязычное население».

Косачев также напомнил, что нельзя забывать, что более 300 тысяч жителей Латвии, не имеющих ее гражданства, были искусственным образом отстранены от участия в этом плебисците, и они будут продолжать бороться за свои гуманитарные и политические права. Политик рассматривает итоги референдума как «серьезный сигнал для властей Латвии по решению данной проблемы».

Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевич считает, что референдум показал, что латышский язык, как единственный государственный, может и должен служить платформой для сплочения и развития открытого общества. По его мнению, «выбор, который сделало общество, доказал, что у подавляющего большинства граждан Латвии в этом вопросе четкая и жесткая уверенность. Ее не смогли существенно поколебать кампании, инициированные отдельными персонами и политиками. Наша национальная и демократическая основа крепка», - уверен Ринкевич.

При этом министр полагает, что в прошедшем референдуме не было победителей или проигравших. Ринкевич специально обратился к тем гражданам, которые голосовали за изменения в Конституции: «Я уверен, что мы все хотим жить в демократической и единой Латвии. Ваше голосование подтвердило, что мы все должны сделать объемную «домашнюю работу», чтобы значительная часть общества ощутила Латвийское государство и его основы, как свои. Многие из вас ощущают отчужденность, для многих вчерашнее голосование стало акцией протеста. Какими бы ни были ваши мотивы, 18 февраля не было победителей или проигравших! Этот день послужил для нас сигналом к активным действиям, для поисков пути к открытому общественному диалогу. Этот диалог должен способствовать взаимопониманию, сплоченности и доверию. Давайте не упускать эту возможность. Это является нашей общей задачей».

Лидер «Центра согласия» - политического объединения, которое выступало за предоставление русскому языку права быть вторым государственным, мэр Риги Нил Ушаков Ушаков, касаясь конкретных результатов референдума, предупредил, что если «мы будем концентрироваться на его математическом результате, через два года окажемся в такой же ситуации, как сейчас».

Он подчеркнул, что референдум - результат и следствие имеющихся проблем, и его результаты были ожидаемы. Мэр Риги выразил благодарность голосовавшим как «за», так и «против». По его словам, проблема состоит в отношениях между русскоязычными и политической элитой Латвии.

Председатель парламентской фракции «Центра согласия» Янис Урбанович уверен, что согласие между народами нельзя найти в одиночку. Интеграция в Латвии может происходить только на основе диалога между интегратором и интегрируемым. Оценивая итоги референдума, Урбанович выразил удовлетворение тем, что в нем участвовало так много граждан. По словам Урбановича, то, что многие голосовали за русский язык, не означает, что они голосовали против латышского языка и латышей. «Я беседовал в Латгале со многими людьми, и все говорили, что голосовали против неудачной этнополитики, высокомерия, вороватости, эгоизма политиков и игнорирования мнения народа», - сказал лидер ЦС.

Он также отметил, что голосование нельзя трактовать как доверие правящим партиям. Люди шли на референдум решать свое будущее, потому что они не доверяют свою судьбу политикам. «В дальнейшем правящая коалиция должна вести диалог с ЦС и воплощать в жизнь достигнутые компромиссы. В этом диалоге не может быть табу. Латвийские нелатыши хотят влиять на политику, что подтверждают итоги референдума. Вопрос в том, будут ли они услышаны. И этот вопрос адресован властям», - сказал Урбанович.