Posted 28 февраля 2012,, 20:11

Published 28 февраля 2012,, 20:11

Modified 1 апреля, 02:30

Updated 1 апреля, 02:30

Грузия: деньги не пахнут?

28 февраля 2012, 20:11
Между Москвой и Тбилиси нет дипломатических отношений, но российский бизнес в Грузии процветает. В то же время никто толком не знает, какими объектами, включая стратегические, владеет в стране российский капитал.

Между Москвой и Тбилиси нет дипотношений, но российский бизнес в Грузии процветает. Эксперты находят этому несколько объяснений: открытость и привлекательность грузинского рынка, то, что Саакашвили по-разному относится к российской политике и российским деньгам, а также отсутствие экономических санкций во внешнеполитическом арсенале Кремля.

В Грузии никто толком не знает, какими объектами, включая стратегические, владеет в стране российский капитал. На поверхности – только вершина этого айсберга в лице «Интер РАО», «ЛУКОЙЛа», «Мобител», Внешторгбанка и других. Зато хорошо известно, что российский бизнес в Грузии, даже после августовской войны 2008 года, не только не притесняют, но поощряют, и цветет он здесь едва ли не пышнее, чем на родине.

Например, доходы относительного новичка на грузинском рынке мобильной связи – «Билайна» - увеличились в прошлом году, по сравнению с годом предыдущим, на 25%. Абонентская база компании возросла в 2001-м на 49%, и сейчас «Билайн» считается в Грузии «оператором номер два».

Что же касается ВТБ, активы банка в минувшем году увеличились на 25-30%, а кредитный портфель «распух» на 30%. Рост в 70% отмечен также в операционной прибыли и других сегментах.

Более чем комфортно чувствует себя в Грузии и «дочка» «Интер РАО» - Тбилисская электрораспределительная компания ТЭЛАСИ. По оценкам грузинских экспертов, рентабельность бизнеса российской компании в Грузии на 5-10% выше, чем в самой РФ. «Интер РАО» также принадлежат в Грузии несколько гидроэлектростанций и разветвленная энергетическая инфраструктура.

Вообще же компания занимает в стране особую нишу: говорят, она имеет прямое отношение и к водоснабжению Тбилиси, хотя официально в этом сегменте не засвечена. Также, по неофициальной информации, российский энергокапитал присутствует в считающейся чешской компании EnergoProGeorgia, занятой дистрибуцией электроэнергии в грузинских регионах.

Но самым главным является то, что «Интер РАО» - не частная, а государственная российская структура, и это весьма напрягает многих грузинских политиков и аналитиков: по их утверждению, доходы и даже сверхдоходы от ее деятельности в Грузии поступают «прямиком в Кремль».

То есть, говорят они, совершенно непонятна страсть грузинского государства к российскому государственному капиталу в такой стратегически важной отрасли, как энергетика, да еще и в условиях полного разрыва дипломатических отношений между двумя странами и "оккупации" 20% грузинской территории. Для справки: российские инвестиции в Грузии в 2010 году возросли, по сравнению с предыдущим годом, в пять раз.

У противников масштабного присутствия российского бизнеса в Грузии возникает вопрос: уж не попахивает ли все это попытками властей России, при молчаливом согласии или поощрении властей Грузии, создать неолиберальную империю, инициированную в свое время Анатолием Чубайсом?

В прямую дискуссию по этому вопросу власти Грузии не вступают, однако постоянно вдалбливают населению, что географическое и политическое происхождение капитала не имеет значения, если он не нарушает грузинского законодательства, исправно платит налоги, создает рабочие места и прочее. Вообще же, подчеркивают власти, в Грузии нет никаких преференций для российского и иного капитала, и на грузинском рынке в равных условиях работают компании из Нидерландов, США, Турции, Китая и т.д.

К примеру, пять турецких компаний в текущем году приступают к строительству в Грузии пяти ГЭС разной мощности, и вообще турки намерены инвестировать в грузинскую энергетику не менее $1 млрд. За счет энергичного инвестирования отрасли, разъясняет министерство энергетики и природных ресурсов Грузии, страна из импортера уже превратилась в страну-экспортера электроэнергии, и впредь объемы продаж будут наращиваться.

Словом, господа, деньги не пахнут, и никакая политика не должна мешать здоровому развитию отечественной экономики. Ничего личного, только бизнес – такова философия грузинской власти. Отметим, что подкреплена она довольно привлекательной инвестиционной и налоговой средой, без которой политически немотивированный иностранный капитал в страну не заманишь.

По совместному ежегодному исследованию Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, в 2011 году Грузия вышла на четвертое место в мире по простоте получения разрешений на строительство. Седьмое место она заняла в рейтинге простоты ведения бизнеса, в то время как Россия - на 120-й позиции. А с точки зрения количества регистрации имущества Грузия и вовсе стала лидером – первое место. Примечательно также, что в 2011 году страна заняла третье место в мире по экономическому росту – 6,5%. Опередили ее только Турция и Эстония.

Что же касается регистрации нового бизнеса, в Грузии на это дело надо потратить пару часов, в России – по меньшей мере месяц. Как отмечают российские, украинские, армянские, азербайджанские, американские и прочие инвесторы, администрирование налогов низведено в Грузии до примитивного, что тоже значительно облегчает ведение бизнеса. Собственно, всеми вышеуказанными факторами и объясняют они полную или частичную переориентацию своего бизнеса на Грузию.

Словом, сентенция президента Грузии Михаила Саакашвили, по которой страна «должна ловить сачком» капитал, убегающий из других стран, включая Россию, воплощается в жизнь. При этом, по данным Публичного реестра Грузии, грузинские граждане тоже шевелятся и пытаются часто с символическими деньгами начать в стране собственный бизнес: в минувшем году зарегистрированы более 54 тыс. новых бизнес-субъектов, то есть в среднем по 4,5 тыс. в месяц.

Наивно полагать, что все они «раскрутятся», но если заработает хоть треть зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, ООО, акционерных обществ и прочих, это уже будет неплохим показателем в условиях грузинской безработицы.

Вообще же, если в Грузии сохранится относительно стабильная политическая ситуация (на 2012 год назначены парламентские, а годом позже – президентские выборы), инвестиционная активность должна значительно возрасти. В этом контексте стимулирующим фактором является то, что ведущие рейтинговые агентства мира, включая Fitch, в прошлом году повысили долгосрочный кредитный рейтинг Грузии с В+ до ВВ-.

На данном же этапе, параллельно со строительным ажиотажем, Грузия переживает инвестиционный бум в гидроэнергетике: сейчас строятся 11 новых ГЭС и высоковольтные экспортные линии электропередачи, а в текущем году начнется строительство еще 15 гидроэлектростанций суммарной мощностью 2087 мегаватт и общей стоимостью $3,5 млрд. Свои новые интересы в строительстве ГЭС есть и у «ИНТЕР РАО».

Россия помимо гидроэнергетики, золотодобывающей промышленности, банковской и прочих сфер не скрывает своего желания купить магистральный газопровод Грузии, по которому российский газ транспортируется в Армению, и установить контроль над грузинской железной дорогой. Сделку по продаже газопровода сорвали в свое время США, а разговоры об отчуждении железной дороги поутихли.

Впрочем, надолго ли - неизвестно, поскольку в стране в законодательном порядке разрешили продажу на международных биржах части акций стратегически важных объектов. Реально она еще не началась, но эксперты в Тбилиси не сомневаются, что как только акции отправят в свободное плавание, их купят государственные российские компании – напрямую или через оффшорные структуры.

Поэтому беспокойство по поводу перспективного включения Грузии в либеральную империю России видятся небеспочвенными. Здесь достаточно и примера соседней Армении, в которой практически все стратегически важные объекты, включая железную дорогу, контролирует российский капитал.

Ирина Джорбенадзе