Posted 14 мая 2012,, 05:30

Published 14 мая 2012,, 05:30

Modified 30 января, 09:45

Updated 30 января, 09:45

Про удодов и людей

14 мая 2012, 05:30
Нас убеждают, что наши деды были рабами, победившими фашизм чуть ли не против своей воли. Когда-то за такое можно было поплатиться. Сегодня этой власовской пропагандой занимается даже государство. Берегите головы.

Кто победил 9-го мая 1945-го года? Еще не так давно все было очевидно: наше дело было правое, и победили мы. Сегодня эта обагренная кровью истина тонет в ворохе неоднозначных трактовок, каждая из которых как бы и не отрицает нашей победы, но подтачивает в ней уверенность. И даже будит что-то вроде чувства вины. Продвижением этих трактовок и за границей, и в России занимается масса людей.

Вот, например, книга финской писательницы с эстонским корнями Софи Оксанен «Очищение», повествующая об ужасах советской оккупации в Эстонии, доступна читателям России, по ней ставится спектакль, опера и планируется экранизация. Действие романа скачет между прошлым и настоящим, отслеживая судьбу Эстонии со времен, предшествовавших сталинским депортациям 1949 года, до периода, последовавшего за восстановлением независимости Эстонии в 1991 году.

В книге «Дневники апартеида» (2009) основатель финского антифашистского комитета Леена Хиетанен описывает политическую миссию Софи Оксанен следующим образом: «Софи Оксанен смывает еврейскую кровь с рук эстонских фашистов, поддерживает преступления апартеида в Эстонии, демонизирует Советский Союз, утверждая, что нацистская Германия и Советский Союз, коммунизм и фашизм равны».

Недавно в Германии на экраны вышел фильм «Воительница», который начинается с оргии насилия, устроенной в электричке бесчинствующей бандой скинхедов. В авангарде - юная «нацистская невеста» Мариза, сыгранная Алиной Левшин (Alina Levshin). Ее демонстративно вздернутая в гитлеровском приветствии рука опускается на головы беззащитных пассажиров. Как пишет автор рецензии на этот фильм на портале dw.de, от Маризы, которую со сдержанной яростью и чувственностью играет актриса родом из Одессы, невозможно оторвать глаз. Она прекрасна и в припадках ярости, и в страхе, и в сомнениях, и в проявлениях робкой симпатии и нежной любви. Любить этого персонажа не мешает даже свастика на ее андрогинной груди.

Но в этом и состоит одна из главных проблем фильма, полагает автор, ведь, эротизируя образ этой бунтарки и страдалицы, фильм начисто заставляет позабыть, что именно символизируют татуировки на ее юном и прекрасном теле. Таким образом, не смотря на попытку снять вроде бы антинацистское кино, зритель получает совсем другой импульс: женщина-неонацистка прекрасна. С психологической точки зрения это проповедь зла. Дальше вы можете рассказывать, как Мариза исправляется - но это уже совсем неважно, зритель уже получил порцию внушения на уровне подсознания.

Смысл таких фильмов, при всем их художественном разнообразии, сводится к двум установкам: 1) Вклад других стран и народов в разгром Гитлера был больше, чем вклад русских и СССР, 2) Сталин «на самом деле» был не меньшим злом, чем Гитлер. Вы, русские, плохо поступали в те годы, вы виноваты, вы кому-то что-то должны. А долг платежом красен. Нарушили «права человека» – признайтесь, покайтесь и выплатите компенсацию. А чем расплатиться, мы вам подскажем.

В сущности, с Западом все ясно. Несмотря на запоздалое и во многом вынужденное участие западных стран в Антигитлеровской коалиции, Гитлер был общим проектом Запада и его нападение на СССР – тоже. Это сполна доказывают и рассекреченный план операции «Немыслимое» и тот факт, что буквально сразу после окончания горячей войны с Третьим Рейхом СССР был вынужден вступить в Холодную войну с США, и взаимная конгруэнтность итогов горбачевской Перестройки с планами Гитлера. Мы проиграли Холодную войну, и было бы странным, если бы ее победители придерживались наших трактовок недавней истории.

Но подобные фильмы снимаются и в России, причем снимаются на государственные деньги, и этим фильмам отдается прайм-тайм на федеральных каналах. «Утомленные солнцем», «Сволочи», «Край» - советский народ показан в них так, что любой усомнится не только в его победе, но и в том, нужна ли она в принципе этим оркам и скотам, которые как в фильме «Край», готовы ни за что убить прелестную немецкую фрау.

В фильме «4 дня в мае», показ которого по НТВ перед Днем Победы был отменен после массового возмущения, плохие красноармейцы штурмуют немецкий детский приют, но оставшиеся по случайности в РККА хорошие русские вместе с хорошими немцами эту гнусную попытку отбивают. Фильм позиционируется как «основанный на реальных событиях»: якобы, о подобной истории есть упоминание в мемуарах маршала Москальцова. Вполне возможно – подонки и просто слабые духом люди, утратившие человеческий облик в ходе кровавой бойни, встречались во все времена и у всех народов. Но подобные истории, даже если они и были, не оказывали решающего влияния на ход Великой отечественной, ничего в ней не определяли, а образ таких русских не был типичен для героев советской армии.

То, что провокационный фильм сняли с экрана - это маленькая победа, в которой надо отдать должное стараниям историка Александра Дюкова, известного своим традиционно-советским взглядом на историю Второй Мировой. Но где гарантия, что его не покажут в другой день на том же НТВ или в прокате? К тому же на соседней Украине эта кинофальшивка уже демонстрировалась по главному телеканалу «Интер», причем 8-го мая, в день когда Европа отмечает победу над фашизмом. Интересно, что другой российский фильм - "Матч" - где русские показаны адекватными людьми, а фашисты и полицаи бесчеловечны, к показу по украинским телеканалам был запрещен. Что это, если не продолжение войны, в которой соверменная Украина выступает на стороне Гитлера?

Итак, почему же народный артист РФ Алексей Гуськов, сыгравший вполне нормального Никиту Голощекова сериале «Граница. Таежный роман», взялся продюсировать такой фильм? Зачем вообще потомкам победителей снимать фильмы, в которых эти победители предстают источником зла? И зачем такие фильмы показывать в прайм-тайм на федеральном канале перед 9 мая?

Для ответа на этот вопрос нужно ответить на два других: что из себя представляет сегодня правящий класс РФ, который дает деньги на подобные фильмы, и чем является творческая элита, эти фильмы снимающая.

Правящий класс, как известно, предпочитает держать деньги на Западе. Представители этого класса во многом там и живут, работая в России вахтовым методом. Там же учатся их дети. В силу этого высшие чиновники и крупные бизнесмены вынуждены демонстрировать Западу позы подчинения. Применительно к истории Второй Мировой это предполагает не только согласие с утверждениями, что СССР был источником зла не меньшим, чем Третий Рейх, но и деятельное участие в пропаганде этих утверждений. Недаром год назад в России вновь была запущена десталинизация, суть которой - в посыпании головы пеплом за собственную победу.

Творческая элита РФ является точно таким же продуктом 20-летнего социального расслоения. Как справедливо отмечает сетевой публицист Роман Носиков, она «не связана с народом, а начала вращаться в обществе людей, которым позарез нужно оправдать собственные поступки, направленные на личное обогащение и идущие вразрез с интересами народа какой-то альтернативной (то есть антинародной) моралью и альтернативной идеологией. И тут больше всего подходят антисоветизм и русофобия. А когда общение заменяется вращением – неудивительно, что вращающийся субъект время от времени тошнит. Причем на нас с вами».

Кроме того, по меткому определению Носикова, «сама наша творческая элита есть морально разложившиеся люди со съежившимися личностями, которым просто не под силу прямо смотреть на такой огромный предмет как Война. Они просто не могут взять этот вес. Им проще смотреть куда-нибудь в сторону, где помельче, рассматривать частности и исключения. Им не хватает мужества для того, чтобы заставить себя видеть главные вопросы, которые ставила перед нашим народом и перед каждым отдельным человеком Война и отвечать на них».

Итак, если наши предки сражались за Победу, то нам приходится сражаться за то, чтобы у нас не отняли ее последние не разбазаренные плоды. Что может сделать в этой ситуации каждый из нас? Прежде всего - не дать себя обмануть. Смотреть другие фильмы – такие как «Звезда» и «В августе 44-го». Их тоже все еще снимают, хотя и гораздо меньше. Пересмотреть гениальный фильм «А зори здесь тихие». Послушать великие песни военных лет: «Темную ночь», «Землянку». Перечитать «Жди меня» и «Я убит подо Ржевом». А еще надо чаще прислушиваться к своим генам, в которых бьется кровь победителей. И делать все, от нас зависящее, чтобы грядущие поколения помнили эту Победу. Потому что никто другой за нас этого не сделает.

А нашим продюсерам стоит поучиться принципиальности у литовского режиссера Саулюса Бяржиниса, снявшего документальный фильм «Когда возле Юрбаркаса звучал идиш» об истории города Юрбаркас (Jurbarkas). В фильме есть кадры о начале войны, пришедшей в 1941 году в Литву, кадры, как немцев встречали с цветами. Улыбки вскоре сменяют картины уничтожения еврейского населения, в котором принимали деятельное участие местные жители. После просмотра фильма муниципалитет Юрбаркаса, внесший в этот проект 1800 литов, заявил, что по ошибке спонсировал фильм, который оборачивается против местного населения. Районные власти попросили режиссера внести в фильм исправления: не оглашать имена местных жителей, помогавших нацистам в «решении еврейского вопроса», поговорить и с теми людьми, которые рисковали своей жизнью, спасая евреев. Авторы сценария это делать отказалась, а режиссер Бяржинис пригрозил подать в суд на муниципалитет, пожелавший подвергнуть цензуре фильм о Холокосте. Можно только догадываться, какой фильм снял бы муниципалитет, если бы режиссер Бяржинис оказался таким же гибким, как Алексей Гуськов.

Елена Ланская