Posted 29 мая 2012,, 10:19

Published 29 мая 2012,, 10:19

Modified 30 января, 09:58

Updated 30 января, 09:58

Оккупай российское

29 мая 2012, 10:19
Белорусские автолюбители после начала работы Единого экономического пространства лишились возможности ввозить подержанные иномарки из Европы. Теперь они пересаживаются на иномарки российской сборки – и ругают их.

Сколько бы ни говорили политики о грядущих выгодах Таможенного союза и Единого экономического пространства, пока жизни рядовых белорусов это не улучшило. Белорусские власти уже пообещали гражданам рост цен на продукты питания до уровня российских. В стране с ужасом ждут подорожания до российского уровня бензина, услуг, одежды и бытовой техники. Но пока больше всего белорусы недовольны тем, что им пришлось отказаться от импорта иномарок из Германии, Франции, Голландии и США: импортные пошлины на подержанные автомобили сейчас просто огромны и почти всегда превышают стоимость самого авто в Европе. Как когда-то россияне, они стали пересаживаться на автомобили российской сборки. А куда деваться-то?

Национальный статкомитет Белоруссии опубликовал данные по импорту товаров в страну за январь-март 2012 года. Выяснилось, что за первые три месяца с начала года импорт российских автомобилей в Белоруссию вырос фактически в два раза. За отчетный период из РФ в РБ ввезли 1723 автомобиля на общую сумму в $19,9 млн. Это довольно большие цифры, если учитывать общий небольшой объем авторынка в Белоруссии из-за кризиса. Для сравнения: из соседней Украины, где автопром также развит довольно сильно, было ввезено всего семь автомобилей на общую сумму $55,5 тыс.

С начала года белорусские и российские автодилеры пережили тотальное перераспределение рынка: если раньше россияне ездили в Белоруссию для того, чтобы приобрести в семью легковой автомобиль, то теперь сами белорусы ездят за ними в Россию: машины все собираются на территории РФ, а наценки у российских дилеров за счет несравнимо больших объемов продаж меньше. Каждый белорус знает: если покупать «Тойоту» российской сборки в России, а не в Белоруссии, то с учетом даже всех транспортных расходов можно сэкономить на покупке 10-20% от ее стоимости. Причин две: экономия на масштабах закупок и 18-процентный НДС в России против 20-процентного белорусского. Вдобавок ко всему, в целом налоги на бизнес в России несколько ниже.

Парадокс еще и в том, что новые автомобили импортной сборки в России тоже дешевле: местные автосалоны, закупая огромными партиями автомобили, требуют от производителей значительные скидки. Белорусские бизнесмены такого позволить себе не могут. Для автосалонов России скидки и акции - нормальное явление, а в социальной Белоруссии к такому еще не привыкли ни продавцы, ни покупатели. «Выигрыш в 3-4 тыс. долларов на машине для большинства белорусов есть достаточное основание для того, чтобы предпринять поездку в Россию», - отмечает директор ООО "Мультисалон" Дмитрий Приставко. Простой пример: Peugeot 308 в России стоит на 4300 долларов дешевле, чем в Белоруссии, а Volkswagen Jetta - так и вовсе на 5800.

В Белоруссии стали появляться фирмы, специализирующиеся на доставке авто покупателю из России. Берут недорого - 1000-1500 долларов. В результате покупатель получает автомобиль с доставкой, не затратив на это никаких дополнительных усилий.

Похожие тенденции и в сегменте грузовых авто. В этой отрасли Россия стремительно догоняет Германию: за три месяца из ФРГ в Белоруссию ввезли 546 грузовиков на общую сумму 9,3 млн долларов, а из России - 407 машин на 7,4 млн долларов. До недавнего времени российские «Газели» и КАМАЗы в Белоруссии спросом не пользовались: местные перевозчики предпочитали покупать автобусы и грузовики в Европе, поскольку даже бэушные они обычно имели куда больший запас прочности, чем новые российские машины. «Двухлетная газель уже стандартно имеет сквозные двери кузова. Ее варить надо. А десятилетний Форд Транзит или Фольксваген Транспортер ездить может вообще без обслуживания: только бензин и масло заливай», - сравнивает качество продукции в РФ и Европе миниский маршрутчик Алексей Трушин. Его коллега Вадим Мерзин утверждает, что есть разница и в комфорте. «Если на остановку подъезжает две маршрутки, и на ней стоит 10 человек, то 8 из них сядут в импортный бус. Все знают, что на нем удобнее ехать».

Разговоры в среде белорусских автомобилистов сегодня напоминают российские десятилетней давности. Многие жалуются на качество российской сборки, на люфты и зазоры. Тут надо сказать, что минимальный выбор у белорусов остался: они продолжают ввозить из Европы автомобили с объемом мотора до 1,2 литра. И для большинства из этих машин Белоруссия - это только «перевалочный пункт» на пути в Россию. Россияне привыкли за последние полтора года ездить в Белоруссию и скупать там автомобили. Получается на пару тысяч дешевле, чем в Москве и других крупных российских городах. Просто потому, что аппетиты «перевозчиков» в РБ значительно ниже, чем в России. Таможенные сборы уже уравнены.

Еще одна головная боль для автолюбителей - возможное введение утилизационного сбора на подержанные иномарки. Инициатор нововведения - Россия, поддерживающая свой автором. В Белоруссии, у которой своего автопрома нет, ждут подорожания машин на 20-30%.

И это здорово нервирует белорусских автолюбителей, которых в стране больше 3 млн человек. Здесь для России, как говорится, главное - не «передавить». Ведь выгод от действия ТС с РФ и Казахстаном большинство белорусов на себе никак не почувствовали.

Максим Швейц