Posted 9 июня 2012,, 18:27

Published 9 июня 2012,, 18:27

Modified 1 апреля, 00:55

Updated 1 апреля, 00:55

О "своей" и "чужой" истории

9 июня 2012, 18:27
Антисоветская риторика уже не трогает среднего литовца. Ему надоели пустые обещания, он устал от роли мученика и все критичнее относится к Евросоюзу. Акты вандализма против советских памятников больше не помогают местным правым вернуть былую популярность.

Антисоветская риторика уже не вызывает эмоций у среднего литовца. Ему надоели пустые обещания и коррупция, он устал от роли мученика и все критичнее относится к Евросоюзу. Акты вандализма против советских памятников больше не помогают местным правым вернуть былую популярность.

По российским новостным каналам сегодня опять пронеслась новость о „войнах“ с советскими памятниками - на сей раз в Литве. В центре внимания оказался единственный оставшийся „в живых“ после массового сноса памятников коммунизму в 1990-х гг. советский монумент Солдатам-Oсвободителям литовского скульптура Б. Вишняускаса. Бронзовая скульптурная группа советских солдат является частью четырехслойной композиции на Зеленым Мосту (лит. Жалясис Тилтас): остальные три изображают крестьянство, рабочих и студенчество. Скульптурная композиция на Зеленом Мосту находится под защитой охраны памятников архитектуры и принадлежит к культурному наследию Литвы.

Старый, советский и современный Вильнюс. На первом плане - одна из скульптурных групп Зеленого Моста

Так повелось, что у памятника Солдатам уже более двадцати лет с возвращения Литвы независимости - самая печальная участь. На литовские национальные праздники их обливают красной краской, расписывают лозунгами типа „проснитесь от социализма!“, иногда звездами Давида, а иногда свастиками. В ранние 1990-е чаще всего на памятниках писали „русские - домой!“ (что в своем большинстве отражало общественное мнение), однако сегодня подобные акты вандализма совершаются в основном маргиналами, право-экстремистскими группами, националистскими кружками, использующие в качестве вентиля для агрессии не только Зеленый Мост но и Еврейские культурные учреждения и синагоги.

Очередная акция вандализма, Апрель 2009

Итак, скульптурная группа на Зеленом Мосту недавно вновь стала предметом политической дискуссии: Кястутис Масюлис, депутат консервативной партии Отечества Христианские демократы, внес на обсуждение проект ликвидации советской символики с флага, который держат советские солдаты. Что это - отражение широкого антисоветского (читать: антироссийского) консенсуса в литовском обществе? Или - попытка инструментализации исторической травмы как политического ресурса консерватвивной партии власти, поддержка в обществе которой заметно падает? Скорее всего - второе.

В последнее время большинство действий литовских политиков в отношении к историческому прошлому носят характер судорожных попыток хоть как-то привлечь к себе внимание и одобрение общества за счет антисоветского посыла, и таким образом вызвать симпатию у литовского общества, уставшего от государственной коррупции и пустых обещаний. Не секрет, что в ранних 90-х сформировалась задающая тон историческая политика, по которой 40 лет советской власти воспринимается с позиции травмы оккупации и террора,

Сегодня, однако, в своем безоговорочном отрицании советского эпохи как части национальной истории Литвы, консервативная политическая элита оторвана от vox populi, „голоса народа“.

В этом – качественное отличие общественной дискуссии от ранних 90-х, когда консолидация общества строилась на разрыве с советской системой, ее структурами и культурными установками. Советские памятники исчезали с улиц и площадей с невиданной быстротой: сегодня их можно увидеть в „Парке Коммунизма“ Грутас - своего рода смеси Паноптикума и Диснейлэнда, где бронзовые Ленины, Капсукасы, Марксы и Сталины представлены в качестве как аттракциона, так и грозного напоминания диктатуры.

Парк коммунизма Грутас, частная инициатива литовского предпринимателя Б. В. Малинаускас (с 2001 г.)

Литовское общество сегодня расколото в своем отношении к советскому прошлому и практически перестало воспринимать всерьез регулярные высказывания политического истеблишмента в отношении истории. Тем не менее, самая крупная из трех прибалтийских республик является, пожалуй, страной с наиболее строгой исторической политикой: демонстрация советской символики запрещена Законом, так же как и релятивизация тезиса советской оккупации; до сих пор не снято с повестки дня предложение о штрафе за критическое рассмотрение истории антисоветскоего партизанского движения, т.н. „лесных братьeв“. Авторы национально-литовской исторической политики продолжают выстраивать историческую идентичность на роли жертвы оккупаций - польской, немецкой, советской. Для общества такое самосознание деструктивно и настраивает на культурный и политический пессимизм: тяжело практически каждый месяц переживать траурные митинги и оплакивать жертв. Сегодня Литва ищет свою позитивную историю в далеком прошлом - в рыцарском блеске Великого Княжетства Литовского.

Для российского читателя важно отметить, что антисоветские высказывания консерваторов перестали вызывать у среднестатистических литовцев какие-либо эмоции, тем более, что в предложении Кестутиса легко читается конъюнктурность: на следующей неделе, 14-го июня, Литва будет отмечать День Памяти и Скорби по жертвам депортации 1941 г. - тогда всего за неделю из Литвы было депортировано более десятка тысяч литовских граждан - литовцев, евреев, русскиx, поляков, белоруссов.

Отношение к советскому прошлому в Литве более менее нормализовалось. Во-первых из-за того, что роль мученика не может долгое время быть привлекательной для собственной идентичности, во-вторых, продолжительный экономический кризис в Прибалтике вызывает критическое отношение к Евросоюзу, куда когда-то так стремились (многие говорят: сначала мы зависели от одного Союза, теперь - от другого), и, в конечном итоге, непоследнюю роль играет смена поколения: молодежь Литвы более открыта к восприятию контрастной картины прошлого и не склона к догматизму консерваторов. С этой точки зрения, у произведений советского искусства на Зеленом Мосту все-таки есть шанс на „светлое будущее“.

Екатерина Махотина, историк, научный сотрудник кафедры Истории Восточной Европы Университета Людвига-Максимилиана