Posted 25 июня 2012,, 08:37

Published 25 июня 2012,, 08:37

Modified 30 января, 10:20

Updated 30 января, 10:20

К штыку приравнено перо

25 июня 2012, 08:37
В Минске предприняли целый ряд действий, чтобы запугать независимые СМИ. Пикантность ситуации придает тот факт, что произошло это накануне принятия Евросоюзом решения о расширении экономических санкций против Белоруссии.

Белорусское общество в шоке. На минувшей неделе в Минске предприняли целый ряд действий, чтобы запугать независимые СМИ. Пикантность ситуации придает тот факт, что все это произошло одновременно с назначением даты парламентских выборов, накануне принятия Евросоюзом решения о расширении экономических санкций против Белоруссии. Как показывает новейшая история этой страны, следующим шагом подчиненных Александра Лукашенко будет просьба к России о финансовой помощи.

В Гродно арестован журналист - спецкорреспондент польской «Газеты выборчей» Андрей Почобут. В отношении его возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 367 УК (клевета в отношении президента, совершенная лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление). Ему грозит наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок до пяти лет.

Поводом для уголовного преследования стали его статьи на сайтах «Хартия 97» и «Белорусский партизан». Говорилось в них о несостыковках в деле о взрыве в минском метро, по которому весной были расстреляны два человека.

Отметим, что год назад Почобут уже был судим по ч. 1 ст. 367 УК (клевета в отношении президента) за свои критические статьи в адрес власти. Тогда его приговорили к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения на два года. Однако, как видим, свою работу Почобут не прекратил и теперь ему грозит уже реальный срок. Причем стоит подчеркнуть, что в текстах Андрея не было ничего того, чего нет в статьях других его критически настроенных к власти коллег, работающих в Белоруссии.

Практически одновременно с этим арестом для белорусов прозвучали и другие тревожные звоночки. Были осуждены на 15 суток журналисты «Еврорадио», авторы репортажа о том, что, оказывается, беспрепятственно пройти с большой сумкой в метро по маршруту предполагаемого террориста можно и сейчас. Основания для ареста этих сотрудников СМИ? Стандартное – якобы ругались матом.

Тогда же спецкорреспонденту российской «Новой газеты» жене экс-кандидата в президенты Андрея Санникова Ирине Халип в почтовый ящик подбросили отрезанную куриную голову, запечатанную в конверт. Тому, кто думает, что имело место чье-то баловство, а не угроза, не мешало бы узнать о том, в каких условиях приходится работать белорусским журналистам, отказавшимся от сотрудничества с местной властью.

Помню, как еще в 1995 Александр Лукашенко кричал с парламентской трибуны: «Журналисты зарубежных радио и телевидения, собирайтесь и уезжайте в Москву. Вам никто не давал права тут распалять». Тогда еще нашлись те, у кого истерика «молодого президента» визвала смех. «Не смейтесь, смеяться будет потом поздно», - обещал правитель. И он выполнял и выполняет эти свои специфические обещания.

Вопреки Конституции, в которой имеется запрет на монополизацию государственных СМИ, финансируемые из бюджета (то есть всеми гражданами страны), теле и радио каналы, газеты, журналы закрыты для любой критики власти. Что же касается негосударственных общественно – политических СМИ, то пальцев одной руки многовато, чтобы их перечислить. В том числе и потому, что над их закрытием активно работала подчиненная Лукашенко прокуратура. Жестоко убита журналистка Вероника Черкасова, работавшая над темой поставки Белоруссией вооружения Ираку времен Саддама Хусейна. «Исчез» оператор ОРТ Дмитрий Завадский. А некоторое время до этого «исчезновения» он с коллегой Павлом Шереметом провел месяцы в тюрьме. По официальной версии - за нелегальный переход границы, по неофициальной - за репортаж о ее прозрачности.

Собственно, все 18 лет правления Лукашенко «нечестным» (по его выражению) журналистам скучать не приходилось. Но, пожалуй, самым драматичным в их жизни стало 19 декабря 2010 года, день очередных президентских выборов. Тогда в ходе небывало массовой акции протеста неизвестными были разбиты несколько стекол в Доме правительства и начались массовые аресты. Примечательно, что львиная доля арестованных тогда – люди пишущие. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Поэта и публициста Владимира Некляева, журналиста и политолога Александра Федуту, журналистку Халип после нескольких месяцев тюрьмы приговорили к заключениям с отсрочкой наказания. Писателя и публициста Павла Северинца отправили на «химию». Редактор «Хартии 97» Наталья Радина была вынуждена бежать за границу. Вот они – «погромщики», понятно, что никого из них на видео с памятного побоища нет.

И вот снова аресты, угрозы, снова фигурирует сайт «Хартия 97», ставший во многом профессиональным убежищем для всех перечисленных гуманитариев. Кстати, тот самый сайт, чей предыдущий редактор Олег Бебенин, по версии властей «напился и повесился» накануне президентской кампании, а по убеждению друзей и коллег, был повешен. Цель тогда была достигнута – общество на полгода впало в оцепенение из которого его вывел только последовавший валютный кризис. Но возмущенных масс на улице уже не наблюдалось.

Самым простым объяснением новой атаки на журналистов могла бы послужить близость парламентских выборов, если бы полноценные выборы в Белоруссии были. А поскольку их итоги ничем не будут отличаться от итогов всех предыдущих аналогичных кампаний, а сам белорусский парламент влиятельным органом не является, то и не так важно, что там вещают эти «писаки». Для власти, конечно, было бы хорошо, чтобы каким-то чудом они все разом заткнулись. Но прессовать их накануне очередного рассмотрения в Евросоюзе вопроса о введении против Белоруссии новых санкций, казалось бы, равнозначно тому, как подливать масла в огонь. Хотя…а почему бы и нет?

Ведь, учитывая то обстоятельство, что с момента введения предыдущих санкций руководство Белоруссии не выполнило ни одного требования Евросоюза (в стране остаются «политические» узники, избирательное законодательство не изменено, СМИ притесняются и т.д.), вероятность новых наказаний огромна. И пора искать, что этому противопоставить. Конечно, не исключено, что арест Андрея Почобута – просто результат несогласованного наверху рвения силовиков. Однако более правдоподобно, что дело тут во многом в национальности журналиста. Дело в том, что он этнический поляк, зампредседателя неофициального Союза поляков Белоруссии. И это обстоятельство, надо думать, не оставит без внимания руководство Польши, имеющее в ЕС немалое влияние.

Таким образом, константу «В Белоруссии посадили журналиста» пропаганда легко поменяет на «Польша воюет с Белоруссией». Уже вспомнили об исторических обидах, о столкновениях между россиянами и поляками на Евро-2012?

Словом, русские братья, не бросайте в беде, дайте союзникам денег! И кто откажет?

Вадим Довнар