Posted 12 июля 2012,, 09:57

Published 12 июля 2012,, 09:57

Modified 1 апреля, 00:26

Updated 1 апреля, 00:26

Правозащитники: Трудовые мигранты из Узбекистана беззащитны перед рабством

12 июля 2012, 09:57

ТАШКЕНТ, 12 июля. От 3 до 5 млн человек более 28-миллионного населения Узбекистана находятся на заработках в России и Казахстане, Объединенных Арабских Эмиратах и Южной Корее. Как передает CA-News, об этом говорится в сообщениях местных правозащитных групп. При этом, как признают предприниматели, нанимать их для работы на полях выгодно, так как они «пашут много, едят мало, и документы никакие им не нужны».

По данным Новостной сводки Центральной Азии (NBCA), большинство граждан выезжают на заработки нелегально, что лишает их социальной поддержки и медицинской помощи. Эти рабочие часто попадают к работорговцам, которые продают их в соседние Россию и Казахстан. Спрос на «экспорт» рабов возрастает летом, когда начинается сезон сбора овощей и арбузов.

Узбекские правозащитники обеспокоены фактами трудовой эксплуатации. Лишь минимальное количество жертв удается вызволить из рабства. По данным правозащитной группы «Нажот», базирующейся в Хорезмской области на северо-западе Узбекистана, за последние несколько месяцев этого года 68 человек из одного района данной области были проданы в рабство в Россию для работы на сельскохозяйственных плантациях.

«Их вывезли предприимчивые граждане Узбекистана и продали подрядчикам», - рассказал руководитель группы «Нажот» Хайитбой Якубов. Активисты этой группы уже несколько лет занимаются мониторингом жертв рабства и пытаются собственными силами помогать попавшим в беду.

В конце июня Госдепартамент США опубликовал доклад о работорговле в мире. Авторы доклада отмечают, что Узбекистан не в полной мере соответствует минимальным стандартам по ликвидации человеческого трафика, и существует серьезная статистика жертв принудительного труда.

В Узбекистане имеется законодательная база для борьбы с современными рабовладельцами. В апреле этого года кабинет министров Узбекистана утвердил план дополнительных мероприятий по реализации в 2012-2013 годах ратифицированных Узбекистаном конвенции о принудительном или обязательном труде и конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.

Чтобы сократить принудительный труд, правозащитники предлагают властям признать проблему и работать в тесной координации с местными активистами. «Правоохранительные органы задерживают единицы торговцев живым товаром, а на свободе остаются неизмеримо больше, - говорит Якубов. - Мы называем милиции их имена, но наши обращения остаются без внимания». «Даже если мы вызволяем кого-то из рабства, то по возвращении домой их ждут упреки со стороны милиции за сотрудничество с правозащитниками», - добавляет Якубов.