Posted 17 августа 2012,, 07:22

Published 17 августа 2012,, 07:22

Modified 31 марта, 23:54

Updated 31 марта, 23:54

1300 динабургских спартанцев

17 августа 2012, 07:22
Динабург, Кронштадт, Свеаборг. Три старых русских крепости оказались в разных государствах: Кронштадт остался за Россией, Свеаборг отошел к Финляндии, а Динабург принадлежит Латвии. Ему сейчас тяжелее всех.

Динабург, Кронштадт, Свеаборг. Три старых русских крепости оказались в разных государствах: Кронштадт остался за Россией, Свеаборг отошел к Финляндии, а Динабург принадлежит Латвии. Ему сейчас тяжелее всех.

Кронштадт соединили с материком мостом и тоннелем, Свеаборг так и остался архипелагом близ финской столицы, а Динабург – сухопутная крепость в черте современного Даугавпилса.

Все три крепости, кроме обилия фортификационных сооружений разного времени объединяет то, что там живет гражданское население. Кронштадт долгое время было самостоятельным городом-островом, сейчас его население составляет около 43 тысяч человек. В Свеаборге живет около 800 человек, в Динабурге – 1300.

Кронштадт – все-таки район мегаполиса, и хотя основное его предприятие, Морской завод, давно не кормит жителей, да и Военно-морская база сильно сократила численность служащих, работа здесь все-таки есть, а не здесь – так в Петербурге.

Обитатели Свеаборга, куда можно попасть только по воде, на отсутствие работы не жалуются: паром ходит как часы круглый год, столица рядом, а кто-то и в крепости трудится: там своя школа, детский сад, больница, военное училище и масса работы по обслуживанию огромного количества туристов.

А вот в Динабурге все плохо который год. Даугавпилс – второй по величине город Латвии и последний – по уровню жизни. Лишней работы здесь нет, часто и вообще никакой нет. В Ригу не наездишься, это через всю страну по диагонали.

Вторая особенность города (а может, и первая, из нее проистекает многое) – Даугавпилс всегда был населен преимущественно этническими русскими, и это было еще со времен строительства крепости в начале XIX века.

Все вместе это делает большой город непривлекательным для туристов. Вообще Латгалия (Восточная Латвия) живет значительно беднее остальных исторических областей страны, и современная жизнь крепости Динабург иллюстрирует это как нельзя полнее (как и окрестные поля, заросшие борщевиком, как и провалившиеся крыши заброшенных деревенских домов, как и разбитые дороги).

Прогуляемся по крепости – раз уж туда редко водят туристов, пусть у нас получится хотя бы виртуальная экскурсия.

Указателей на крепости нет, поэтому приходится пользоваться планом города или подсказками местных

Когда подъезжаешь к Динабургу, видны земляные валы и остатки внешних укреплений. Эти укрепления полуразрушены, но нас этим не испугаешь – в Кронштадте есть уголки и пострашнее. А вот внутри, за валами, - целый городок, по которому значительно легче ездить, чем ходить. В сырую погоду ходить там вообще невозможно, ибо улицы представляют собой местами гравийную сыпуху, местами просто пыльные колеи.

На первый взгляд, здания на улицах Динабурга выглядят частью заброшенными, частью пребывающими в серьезном ремонте. Но по этим улицам ходят люди, явно не имеющие отношения к ремонту и реставрации: женщины в босоножках и мужчины в городской обуви, чертыхаясь, бредут по гравию, неся сумки и пакеты, дети весело скачут по разгромленной мостовой и кидаются мелкими камешками в зияющие окна, пока родители не видят.

Это местные жители – те самые 1300 спартанцев, которые живут практически на стройплощадке. Как они сами говорят, ломались на здешних улицах не только каблуки, но и ноги, и даже автомобили.

В советское время в крепости находилось Даугавпилсское военное училище, которое готовило инженеров для авиационных частей, были построены жилые и учебные здания, здесь был даже оборудованный по последнему слову медицины госпиталь.

Училище расформировали в 1993 году, а дома остались. Вот в них нынче и обитают «крепостные жители», у которых других квартир нет. Динабургцы сетуют на то, что в крепости всего два маленьких магазина, что вечные проблемы с инженерными сетями, что ремонт длится уже который год и конца-краю ему не видно, а еще – на воров.

Энергичная Валентина Шабуневич из общественной организации «Динабург центр», созданной отчаявшимися жителями, рассказывает, что варвары таскали и чугунные крышки люков, и ковши экскаваторов, срывали с внешних бастионов цинковые листы, защищающие сооружения.

Динабургцы просили создать в крепости полицейский участок и поставить пост перед въездом – ведь через ворота без всякого контроля можно вывезти все что угодно. Сейчас один из двух остававшихся въездов закрыт на замок, но второй функционирует по-прежнему. Полиции как не было, так и нет (говорят, что нет кадров), вечерами по закоулкам крепости собирается городская молодежь и веселится в меру своего воспитания. Даже не по закоулкам: в крепости полно старых пушек, на которых очень удобно виснуть по-обезьяньи, царапать их гвоздиком и набивать дуло всем, что под руку попало.

Со стройплощадок воруют все, что можно утащить, - ведь реконструкция настолько затянулась, что за многими объектами уже никто не присматривает. А когда начинается рабочее рвение – обитателям Динабурга тоже несладко приходится. Представьте, что у вас под окнами ездят самосвалы, передвигается подъемный кран, кругом дым коромыслом.

Объем работ колоссальный – ведь с 1993 года в крепости ничего не ремонтировали, а до этого ремонтировали не лучшим образом, тяп-ляп.

Вскрытые улицы означают, что полностью меняются инженерные коммуникации, на которые так сетуют жители, что новое покрытие проезжей части и тротуаров будет на порядок лучше прежнего дырявого асфальта. Впрочем, местные жители с некоторым подозрением смотрят на плитку, которой начали кое-где мощение: она выглядит довольно хлипкой, хотя укладывают ее не гастарбайтеры, а свои даугавпиллские рабочие.

Но реставрируются, приводятся в порядок только исторические здания, на жилые советские постройки никто не обращает внимания.

Правда, руководитель Управления коммунального хозяйства городской думы Айвар Пуданс уверяет, что и за них возьмутся. Конечно, никто не будет сносить эти здания и строить на их месте новые – в Даугавпилсе нет свободного жилья и денег на переселение, но сделают необходимый косметический ремонт.

Известно, что посреди исторического комплекса (кстати, памятника государственного значения) будет выстроено бетонное здание кратковременного изолятора. Но поскольку в крепости в советское время уже было понастроено достаточно безобразных зданий, то еще один новодел каши не испортит. К тому же рядом будет размещаться полиция, и это хорошо.

Татьяна Хмельник