Posted 16 апреля 2013,, 07:35

Published 16 апреля 2013,, 07:35

Modified 31 марта, 19:41

Updated 31 марта, 19:41

О белорусском качестве

16 апреля 2013, 07:35
Белорусские производители стремительно развивают розницу в российских городах. Здесь можно "договариваться" с чиновниками и найти потребителя, который верит, что белорусское - синоним качественного. Дома так думают не все.

Белорусские производители стремительно развивают розницу в российских городах. Здесь они встречают то, чего нет дома: возможность "договариваться" с чиновниками и благодарного потребителя, который верит, что белорусское - синоним качественного. В самой Белоруссии так думают не все.

В последнее время производители относительно дешевых и неплохих товаров столкнулись в Белоруссии с серьезными проблемами сбыта. Внутренний потребитель от многих привычных брендов отвернулся. Практически все мои белорусские друзья, родственники и даже родители стали выбирать в магазинах импорт, соглашаясь зачастую на переплату. Разговоры о том, как сильно испортились продукты в РБ, стали звучать гораздо чаще разговоров о нехватке денег и нехватки зарплаты. Что еще интереснее, фактически никто с этим не спорит и уже не убеждает, как раньше, иностранцев с ближнего зарубежья в высоком качестве белорусских продуктов. Тренд этот уже относительно долгосрочный: так продолжается по меньшей мере полтора-два года.

Причин тому две. Во-первых, после начала девальвации белорусского рубля правительство запрещало поднимать цены на продукцию предприятий пропорционально росту расходов на импортное сырье. Те же производители йогуртов, так сложилось исторически, закупали джемы, ягоды, злаки и орехи за рубежом, и цены на это сырье выросли пропорционально курсу доллара. Поднять вслед за конъюнктурой цены на готовую молочную продукцию предприятиям запретили. Поэтому они стали планомерно снижать качество, экономя на сырье. Разумеется, никакого официального подтверждения этому в государственной прессе не найти, но, будучи, журналистом госСМИ, я неоднократно посещал совещания Мингорисполкома и различных пищевых предприятий. Разговоры там в последние два года одни и те же: производители жалуются на низкую рентабельность, а власти рекомендуют “сокращать издержки” - главным образом, за счет сырья. Молоко становится все меньшей жирности, а количество добавок из пальмового масла в масле сливочном и сырах - фактически уже такое же, если не выше, чем в России и на Украине.

Еще год-два назад это была необходимая для выживания мера. Но даже когда правительство "отпустило" цены, возвращаться к прежнему качеству сырья никто не стал. Это в неофициальных беседах подтверждают едва ли не все директора производителей продуктов питания, с которыми доводится общаться корреспонденту “Росбалта”.

По факту, белорусские ГОСТы уже никто не соблюдает, а контроль за их соблюдением становится все менее строгим. Проверяющие, чья строгость еще недавно была тут легендой, по указке руководителей регионов, областей и районов все чаще “входят в положение” и “идут на компромиссы”.

Белорусский потребитель к такому не привык. И слоган "купляйце беларускае!" уже не работает даже в случае с пищевой промышленностью. Тем более, что ухудшение качества белорусских товаров вследствие экономии на сырье хронологически удивительным образом совпало с открытостью ЕС. Поляки и литовцы стали так активно штамповать визы всем желающим, что товарооборот в европейском приграничье за счет белорусов увеличился как минимум в два раза. Сегодня визы выдают едва ли не всем желающим белорусам. Никаких проблем с их получением действительно нет.

Что в итоге? Белорусы за эти два года стали активно привыкать к относительно недорогим и качественным – за счет гигантских дотаций сельхозпроизводителям из бюджета ЕС – европейским товарам. Это относится буквально ко всему: от словацкой и польской говядины до немецких бритв и стиральных порошков, или французского нижнего белья.

Спрос на белорусскую продукцию, разумеется, тут же упал. Особенно это заметно среди населения приграничных Бреста и Гродно. По состоянию на 1 марта на складах белорусских предприятий находилось более 75% месячного объема промпроизводства. Это наивысший уровень за все годы правления Лукашенко. Наибольшие запасы готовой продукции накопились по таким видам экономической деятельности как «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» (запасы в 2,6 раза превышают месячный объем промпроизводства), «Текстильное и швейное производство» (запасы в 1,75 раза выше месячного производства).

Наличие проблемы недавно признали даже в Нацбанке. “Основной причиной большого количества запасов по-прежнему является выпуск промышленными предприятиями объемов продукции, не обеспеченных соответствующими объемами заказов на внутреннем и внешнем рынках, недостаточная конкурентоспособность отдельных видов отечественной продукции”, - говорилось в недавнем отчете регулятора.

Естественно, что европейский импорт контрабандным способом стал попадать из западных регионов на рынки Минска. А белорусские производители, столкнувшись с нелояльностью местного потребителя, стали в спешном порядке осваивать российские и украинские рынки. В этих соседских странах все еще популярны мифы о "советском качестве" белорусских продуктов и относительно доступных ценах: все же спекулянты из "братской республики" все еще не такие наглые.

Чтобы увеличить сбыт, белорусские компании стали активно расширять свои торговые сети. Белорусская компания "Евроторг" на днях открыла в России 18-й магазин. К концу года сеть должна вырасти на российском рынке до 40-50 магазинов, обещает ее руководство.

Фирменные магазины и секции, франчайзинговые и партнерские проекты, продающие брендовую продукцию белорусских производителей, развиваются очень быстро. Хотя в России этого может быть незаметно (сказываются общие размеры рынка), белорусские компании с гордостью работают о стремительном расширении сетей.

Еще бы. Белорусское масло и молоко одинаковой жирности в Белоруссии стоит примерно в два с половиной раза меньше, чем в России, мясо - в полтора-два раза, подсолнечное масло - в полтора раза, крупы - в два раза, картофель - в два-три раза, овощи - минимум в два раза, пиво и водка - в 1,8 раза.

По данным официального сайта, у белорусского производителя нижнего белья Мilavitsa сегодня свыше 320 торговых точек примерно в 115 населенных пунктах России. Еще один белорусский производитель нижнего белья, "Серж", открыл свои точки в 80 российских регионах, а всего у него 140 собственных точек продаж. Российский рынок в среднем ценовом сегменте является ключевым и для витебского производителя обуви — фабрики "Белвест". Компания уже заявила о планах по стремительному развитию собственной розничной сети. Сейчас у сети 250 торговых объектов в 115 городах России. Правда, ни одного в Москве - в российской столице масса посредников.

140 магазинов в 90 городах России есть у белорусского производителя мебели "Пинскдрев". У гродненской фабрики "ЗОВ-ЛенЕвромебель" уже свыше 115 точек продаж примерно в 40 населенных пунктах. Примерно столько же магазинов у брестского производителя "Инволюкс". Мебель минской фабрики "Софтформ" можно купить почти в 40 партнерских салонах 21 города России, а у барановичского холдинга "Лагуна" только в Москве 18 торговых мест. Ее продукция также представлена еще в 17 городах России.

Производитель косметики "Белита-Витэкс" открыл в России 44 своих фирменных магазинов. И подобных примеров - десятки.

Не избалованный качеством российский потребитель все еще ценит белорусское. По крайней мере, это касается тех, кто не может регулярно бывать на распродажах в Европе. Сами же белорусы свою продукцию уже поругивают.

Максим Швейц