Posted 4 июня 2013,, 12:54

Published 4 июня 2013,, 12:54

Modified 30 января, 15:42

Updated 30 января, 15:42

На грузовике против Каримова

4 июня 2013, 12:54
Ленин шагнул в историю с броневика, а Баходир Чориев пытается сделать это из грузовика. С узбекским оппозиционером, который работает дальнобойщиком в США и мечтает стать президентом Узбекистана, пообщался корреспондент «Росбалта».

Если Ленин шагнул в историю с броневика, то Баходир Чориев пытается сделать это из грузовика. С узбекским оппозиционером, который работает дальнобойщиком в США и мечтает стать президентом Узбекистана, пообщался корреспондент «Росбалта».

Американский дальнобойщик и лидер узбекского движения «Бирдамлик» Баходир Чориев не то чтобы верит - он твердо знает, что когда-нибудь он станет президентом Узбекистана. Вера среднеазиатского диссидента основана на том, что революцию на своей родине он собирается делать сугубо научными методами. «Я досконально изучил все работы по цветной революции, лично встречался с создателями этой теории профессором Гавардского университета Джином Шарпом и бывшим полковником армейской разведки США, ветераном вьетнамской войны Робертом Хелви. На мои деньги книга гавардского профессора «От диктатуры к демократии» - великолепная инструкциями по свержению режимов – переведена на узбекский».

Мы беседуем с ним, попивая из пиал ароматный зеленый узбекский чай, в его огромном, величиной с дом, грузовике, который он превратил в передвижной агитационный пункт своего движения. В кабине оппозиционера есть интернет, факс, телефон, принтер и видеомагнитофон с DVD кассетами об Узбекистане - то есть практически все необходимое для политической деятельности. Чтобы доказать, что узбекские женщины отнюдь не забитые восточные рабыни, Баходир научил водить грузовик и свою жену Ферузу.

Как штаб оппозиции современный американский грузовик гораздо лучше ленинского броневика

Изучение теории и опыта цветных революций привело Чориева к убеждению, что для успеха мирного восстания необходимо всего две составляющие - правильная организация недовольного диктатурой населения и деньги. Денег не обязательно должно быть много, но внимание материальной базе уделять надо. «Возьмем, например, украинскую Оранжевую революцию. Чтобы защитить демонстрантов от дождя, их обеспечили яркими цветными плащами, которые не только спасали от непогоды, но и служили рекламой. Но ведь даже для такой мелочи необходимы деньги» - убеждает меня узбекский революционер из американского города Сент-Луис.

Вера лидера Бирдамлика в силу денег легко объяснима. Еще десять лет назад он был преуспевающим узбекским бизнесменом, владельцем акционерного общества Кеш (бывшего огромного животноводческого колхоза им. Калинина) на юге республики. Но в 2000 году Чориева обвинили в финансовых махинациях и приговорили к 6 годам тюрьмы. «Все статьи против меня были сфабрикованы, это был чистый заказ. Властям просто не нравилась моя самостоятельность. Например, требовали посадить хлопок, а я отказывался. Кроме того, я не давал взяток. В Узбекистане бизнесмен с таким поведением неминуемо окажется за решеткой, но, увы, понял я это, лишь оказавшись в тюрьме», - признается Баходир.

Через полгода Чориев был амнистирован и вышел из тюрьмы убежденным противником узбекских властей. Создав свое политическое движение, Баходир стал организовать акции протеста против нарушений прав человека в республике. Политическая активность закончилось тем, что неизвестные вытащили его из машины, надели ему на голову мешок, жестоко избили, раздели до трусов и выбросили в бессознательном состоянии на свалке. Машину Чориева сожгли. «Я понял, что это последнее предупреждение от властей и был вынужден уехать из республики», - говорит он.

Оказавшись в США, Баходир открыл компанию по перевозке грузов «Кеш» (с тем же названием, что и отобранное у него АО). Однако от политической деятельности он не отказался и на чужбине. Каждый месяц он переправляет несколько тысяч долларов собственных средств сторонникам в Узбекистане. «Мы переводим деньги мелкими партиями, проконтролировать такие переводы власти просто не в силах.

Баходир Чориев - с гарвардским теоретиком цветных революций Джином Шарпом

На что же надеется оппозиционер-дальнобойщик? «Узбекистан – это не Россия, где для организации успешной революции нужны миллиарды долларов, в нищем Узбекистане вполне хватит и нескольких сот тысяч, - убежден Баходир. - На мои деньги члены нашего движения в Узбекистане печатают на футболках надпись: «Долой диктатуру!» и покупают белые шарфы – символ нашего движения ненасильственного сопротивления».

Последнюю такую акцию «белоленточники» провели в декабре прошлого года в Ташкенте. «В принципе мы уже сегодня без проблем можем взять власть в Узбекистане, - делится оптимизмом Чориев. - Но я считаю, время пока не пришло. Нужно подготовить население, создать новую квалифицированную президентскую команду. Скоро мы планируем крупные акции, но подробно рассказать о них я пока не могу. Пока это секрет».

Баходир с Ферузой вместе колесят по дорогам США, проводя встречи как с узбекскими политическими эмигрантами, так и просто с американцами. Как признает лидер «Бирдамлика», с американцами работать очень сложно: им приходится долго объяснять, где находится Узбекистан. Однако, потом некоторые из них проникаются сочувствием и даже отправляют в Белый Дом письма с требованием «прекратить поддержку узбекского диктатора». Такие письма, как считает Баходир Чориев, очень важны. По его мнению, сегодня Вашингтон, стремясь создать свою военную базу в Узбекистане, откровенно заигрывает с официальным Ташкентом, что существенно осложняет перспективу революции в этой среднеазиатской республике.

Но Баходир не унывает. «В США проживет около 25 тысяч узбеков, и еще несколько десятков тысяч живут в Европе, - перечисляет он. - В отличие от моих соотечественников, бежавших в Афганистан, большинство из нас - не исламские фанатики, а убежденные сторонники демократического светского государства. Мы повидали мир, обладаем солидным по узбекским меркам капиталом. Если нам удастся объединиться, мы превратимся в мощную политическую силу!».

С еще одним специалистом по цветным революциям, экс-полковником армейской разведки США Робертом Хелви

Тот факт, что этой силе пока приходится держаться подальше от границ родины, Чориева тоже не смущает. «С появлением Интернета мир стал един, теперь уже неважно, в какой точке земли ты живешь. В некоторым смысле работать из за границы даже лучше. В Узбекистане бы меня давно убили, а здесь, как вы видите, я вполне бодр и здоров, и могу оказывать активное влияние на политическую ситуацию в Узбекистане», - говорит политический активист. Стрелки на приборной панели грузовика выражают полное согласие с хозяином.

С его словами трудно не согласиться. Вне зависимости от того, как оценивать политические амбиции Баходира Чориева, его пример показывает: в безграничном мире социальных сетей богатый Запад оказывается еще более удобным местом для распространения идей и влияния политэмигрантов. Осевшие в США и Европе узбеки становятся все более заметной политической силой, противостоящей Ташкенту не на подконтрольных улицах и в махаллях, а в Америке, от благосклонности которой очень зависим и узбекский президент Ислам Каримов, и, особенно, его амбициозная дочь.

Каримов, безусловно, принимает в расчет активность своих оппонентов в эмиграции. Напомним, что около полгода назад в Швеции было совершенно покушение на знаменитого узбекского имама-диссидента Обида Назарова. Хотя имам и остался жив, он по-прежнему находится в коме. «Обид Назаров представлял реальную угрозу для узбекского президента Ислама Каримова. Если бы он остался в Узбекистане, то давно бы был бы убит или, в лучшем случае оказался за решеткой. Из Швеции же Обид Назаров мог безнаказанно критиковать узбекские власти, и это просто бесило Каримова. Все беженцы в Швеции однозначно считают, что покушение на имама совершили узбекские спецслужбы», - заявил «Росбалту» по телефону из Швеции узбекский журналист и правозащитник Тулкин Караев.

Баходир Чориев не исключает, что может повторить судьбу известного узбекского имама. «Было уже несколько случаев, когда неизвестные умышленно ломали мои грузовики, нанося мне существенный материальный ущерб. Для Америки такие случаи очень нетипичны. Я считаю, что таким способом узбекские спецслужбы пытаются лишить меня дохода, а значит, и снизить эффективность моей политической деятельности. Если же вредительство не поможет, они могут прибегнуть и к более радикальным методам», - убеждает меня лидер «Бирдамлик».

Игорь Ротарь, Сент-Луис