Posted 25 июня 2013,, 19:03

Published 25 июня 2013,, 19:03

Modified 30 января, 16:24

Updated 30 января, 16:24

Кто скрестил рельсы в Средней Азии

25 июня 2013, 19:03
Южное подбрюшье России трещит по швам. Для усиления позиций в регионе Москва могла бы провести новую железную дорогу из Киргизии в Таджикистан. Но местные феодалы не внушают ей доверия как партнеры.

Американцы еще только примеряются к выводу своих войск из Афганистана, а талибы уже атаковали президентский дворец, здание минобороны и штаб-квартиру ЦРУ в Кабуле. Президент Карзай заявляет о сговоре США с талибами, которые намеренно запугивают афганцев, показывая, что с выводом солдат НАТО в 2014 году дела в стране пойдут под откос.

Нестабильность в ИРА, действительно, на руку многим. В том числе - соседнему Узбекистану.

Эта страна занимает шестое место в мире по производству хлопка и лидирует в регионе по военной мощи, коммуникациям и численности населения. Ахиллесова пята Узбекистана – водное обеспечение. Вода жизненно необходима в быту, промышленности, но больше всего она нужна для выращивания хлопка: Узбекистан забирает 56% всех стоков региона. Отсюда и шаги, на которые страна идет для обеспечения этой статьи дохода. Водные монополисты региона, Киргизия и Таджикистан, постоянно подвергаются прессингу: Киргизии периодически отключают газ, а Таджикистану – и газ, и свет. Таким способом Ташкент выбивает преференции по поставкам воды, а соседи вынуждены двигаться в узбекском кильватере.

Но если Киргизия в ответ лишь апеллирует к вечной дружбе и сотрудничеству, то Таджикистан реанимирует советские проекты крупных ГЭС. Только Рогунская ГЭС на реке Вахш будет в три раза превышать мощность киргизской «токтогулки» – 3600 МВт. Стройка началась в 2007 году и должна была завершиться в 2012-м. Однако основная масса стройматериалов подвозилась по железной дороге, идущей через Узбекистан. Пользуясь этим, Ташкент с 2010 года стал блокировать составы, включая пассажирские. 16 ноября 2011 года Узбекистан объявил, что в пяти километрах от границы с Таджикистаном на перегоне Амузанг-Хатлон террористы взорвали опоры моста. Дорогу тут же перекрыли, в заложниках у Узбекистана оказалось около 300 таджикских вагонов с грузом. Потом журналисты посетили этот участок дороги, но никаких признаков взрыва и разрушений нашли. Душанбе обвинил Ташкент в экономической блокаде. Узбекистан сделал вид, что не понимает сути обвинений, а в марте 2012 года полотно на этом участке дороги и вовсе было разобрано.

Имея столь негативный опыт, Таджикистан уже не первый год разрабатывает проекты сообщения с внешним миром в обход Узбекистана. 20 марта 2013 года в Ашгабаде президенты Туркмении, Афганистана и Таджикистана (ТАТ) подписали меморандум о строительстве железной дороги Атамырат-Имамназар-Акина-Пяндж. Через месяц Туркменистан завершил проектные работы по сооружению участка Атамырат-Имамназар. Еще через месяц, в начале июня, в туркменском Атамырате главы трех государств торжественно запустили строительство новой магистрали. Проект финансируется Азиатским банком развития и оценивается в $400 млн. Протяженность полотна – 160 километров. В основание вложили капсулу с посланием потомкам о дружбе и сотрудничестве между братскими народами Востока, которые, судя по всему, решили «дружить против» Узбекистана.

Проект выгоден всем его участникам. Туркмения получит доходы и от обслуживания новой дороги и от транзита таджикских грузов по 1000-километровому участку своей «железки», идущей по восточному берегу Каспия до самой границы с Казахстаном. Афганистану эта дорога поможет развивать собственную железнодорожную сеть. Таджикистан получит железнодорожный выход на Туркмению, а через него – либо на север в Казахстан и Россию, либо на юг в Иран, минуя Узбекистан. А вот Ташкент потеряет и доходы от транзита в Таджикистан, и значительную часть влияния на эту страну.

Чем ответят узбеки? «Пока сложно сказать, но смотреть, сложа руки, они точно не будут», - уверен киргизский эксперт по инфраструктурным проектам Кубат Рахимов. Напомним, что летом 2012 года Узбекистан покинул ОДКБ, а в мае 2013 года президент Ислам Каримов торжественно заявил об открытии в Ташкенте официального офиса НАТО. А кто как не «северные атланты» лучше других умеют дестабилизировать обстановку?!

И тут главный хлопкороб Средней Азии, воспринимающий как личный вызов любое укрепление позиций соседей, может легко вспомнить о своей давней дружбе с афганским генералом Дустумом. Последний является, по сути, генерал-губернатором северных территорий Афганистана, где как раз и пройдет та самая железная дорога из Туркмении в Таджикистан. Территории эти, кстати, населены преимущественно этническими узбеками, часть которых настроена весьма радикально и имеет богатый диверсионный опыт.

Значит ли все это, что маленькие соседи Узбекистана обречены оставаться вассалами нового эмира? Нет, известен, как минимум, еще один способ обойти вотчину Ислама Каримова. На майском саммите ОДКБ в Бишкеке президент Киргизии Алмазбек Атамбаев предложил Москве построить железную дорогу через Казахстан и Россию. Ее предложено провести по западной части Киргизии и связать Таласскую, Джалал-Абадскую и Ошскую области КР с Согдийской областью Таджикистана.

В Ташкенте почти сразу начали уверять Москву в «тупиковости» и «бессмысленности» этой дороги. Координатор узбекского Центра экономических исследований Бахтиёр Эргашев заявляет, что проект выгоден только Киргизии и Таджикистану. «Я плохо себе представляю российских бизнесменов, в частности из Сибири или Урала, которые, решив экспортировать свои товары в порты Персидского залива, повезли бы их через Тянь-Шань и Памир, когда есть уже реальные транспортные коридоры через Узбекистан или Туркмению», - говорит он.

Однако Кубат Рахимов обращает внимание на геополитическую важность проекта. Меридиональная железная дорога важна для Киргизии и Таджикистана с точки зрения региональной безопасности и интеграционных процессов. Отчасти выгодна эта ветка даже Узбекистану, южные области которого получат выход на казахский Хоргос, сократив плечо Коканд-Худжанд-Бекабад-Ташкент-Алматы-Хоргос в три-пять раз.

Правда, ресурсы для обслуживания этой «железки» из азиатских стран-участниц есть только у Казахстана. Которому, как считает политолог Марат Шибутов, эта дорога принесет лишь головную боль: ведь и железные дороги Киргизии сегодня, за неимением денег у последней, обслуживают за свой счет казахи.

Таким образом, не поддержи ОДКБ этот проект, Киргизия и Таджикистан рискуют остаться с носом. Как поведет себя Москва, сказать пока сложно. С одной стороны, этот проект укрепил бы ее позиции в регионе и крепче «сшил» север Киргизии с югом, чьими сепаратистскими наклонностями норовят воспользоваться все кому не лень - от того же Узбекистана до США. Но дорога сама по себе не гарантирует Москве не только прибыли от инвестиций, а даже сохранения участия в собственном проекте. Потому что власть в Киргизии крайне нестабильна и политика официального Бишкека может в любой момент смениться на противоположную.

Павел Громский