Posted 26 августа 2013,, 08:40

Published 26 августа 2013,, 08:40

Modified 31 марта, 17:37

Updated 31 марта, 17:37

Сила вместо социалки

26 августа 2013, 08:40
Лукашенко наделил Госконтроль правом закрывать убыточные предприятия. Причины очевидны: без российских дотаций конкурентоспособность белорусской промышленности падает, и власти вынуждены снижать социальную поддержку населения.

На этой неделе в Белоруссии юридически закрепили за Комитетом государственного контроля статус самого мощного и влиятельного силового ведомства страны. Сначала Лукашенко наделил Комитет госконтроля обязанностью обеспечивать национальную безопасность страны. Затем - дал право право приостанавливать или прекращать деятельность предприятий, если того требуют интересы национальной безопасности.

КГК - "экономическое" ведомство. Его сотрудники не следят за оппозиционерами, не ловят убийц и террористов, не занимаются "бытовухой". Эти люди ориентированы исключительно на то, чтобы находить уклонистов от налогов, бороться с контрабандой и воровством на госпредприятиях, ловить на взятках субъектов хозяйствования. Ведомство с момента своего образования в 2008 году проявило себя для Лукашенко с исключительно хорошей стороны, регулярно сообщая о новых задержаниях и "посадках". Теперь вот Батька решил наделить их правом и вовсе закрывать неугодные предприятия и производства. До сих пор таким правом в стране обладал только президент.

Тот факт, что Белоруссии в ближайшее время придется начать закрывать убыточные предприятия, часть из которых за 23 года независимости ни разу не работала "в плюс», сегодня неоспорим. Минск "проедает" остатки российской дотационной щедрости. Кредитов и скидок на энергоресурсы, какие раньше он получал от Кремля, больше не будет. Лукашенко это признал недавно публично, подчеркнув, что "шальные деньги закончились".

На эти "шальные деньги" Белоруссия по инициативе Лукашенко много лет и даже десятилетий содержала убыточные предприятия. Продать их было некому, а закрыть - означало оставить без работы сотни и тысячи людей. Ради того, чтобы у этих потенциальных безработных было за что кормить семью, белорусское правительство регулярно выделяло финансовые ресурсы таким "аутсайдерам", настойчиво требуя выйти на самоокупаемость. Но уговорами так ничего и не добились.

Белстат на днях отчитался, что по итогам января-июля 2013 года доля белорусских товаров в розничном товарообороте стала неуклонно и быстро снижаться. Рубль стабилизировался, зарплаты подросли, эффект от девальвации сошел на нет, а импорт благодаря росту доходов и социальных выплат населения вновь стал доступен. А подчас он обходится гражданам страны намного дешевле белорусских товаров. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доля белорусских товаров в национальной рознице потеряла сразу пять процентных пунктов и чуть-чуть превысила 70%. В случае с непродовольственными товарами падение было еще более значительным, а доля рынка белорусских товаров сократилась до 56%.

Затоваренность складов белорусских предприятий каждый месяц ставит все новые рекорды. Производить трактора, автомобили, одежду и мебель есть кому, а продавать - некуда. Поэтому, как ни крути, Лукашенко придется начать массово закрывать предприятия. Понятно, что если он будет это делать по собственной инциативе, народ все может "не так понять". Поэтому функцией закрытия предприятий наделили КГК.

Кроме того, это ведомство уже фактически дублирует задачи Комитета государственной безопасности. Некоторые полагают, что результатом нововведения станет «соревнование» между двумя ведомствами (КГБ и КГК) на предмет того, «кто лучше работает».

Источники "Росбалта" в белорусском правительстве называют и другую причину наделения КГК все большей властью. Президент хочет разграничить функции "общественного" и "экономического" контроля между ведомствами. Злоупотреблениями властью и принятием "тяжелых" решений о закрытии производств займется КГК, а подавлением митингов и общественного недовольства, которое неизбежно начнется вслед за десоциализацией экономики - КГБ.

Безусловно, силовики Белоруссии понимают, что в ближайшие годы в стране вновь может стать неспокойно, как это было в разгар финансового кризиса. В стране может резко вырасти уровень безработицы (недавно глава правительства Михаил Мясникович признал, что он и так уже составляет как минимум 10%), увеличится уровень бедности.

В последнее время правительство активно сокращает перечень льгот для населения и списки их получателей. На коммерческую основу переводится образование, медицина, строительство жилья и коммунальная сфера. Уже 70% белорусских студентов учатся на платных отделениях ВУЗов. Медицина бесплатна только условно: пациентам приходится платить за шприцы, все медикаменты и даже почти всегда – за место в палате. Список тех, кто может получить льготное жилье от государства, сильно сократили.

Власти прямо заявляют, что в ближайшие год-полтора в разы увеличат размеры оплаты ЖКХ: сейчас, мол, население оплачивает только 30% от себестоимости этих услуг. Фактически, господдержка в сегодняшней Белоруссии гарантируется только малоимущим. С опозданием на 20 лет белорусское общество ощущает на себе ту самую "шоковую терапию", отказом от которой так гордились власти. Государственные чиновники разных мастей то и дело повторяют как мантру: "За все надо платить".

Сколько бы власти не заявляли о том, что вот-вот достигнут среднего дохода по стране в 500 долларов, реальность такова, что большинство белорусов имеет заработок не выше $300. Это относится и к бюджетникам, и к работникам госпредприятий, и к коммунальщикам, и к большинству рядовых "силовиков". По данным июньского опроса Независимого института социальных и политических исследований (НІСЭПИ), 46% белорусских граждан "едва сводят концы с концами".

Тезис о том, будто Белоруссия представляет собой островок социальной защищенности в мире хищнического капитализма соседей, был актуален до недавних пор. Теперь Белоруссия отходит от своих стандартов. И, возможно, ей придется пережить ту самую "шоковую терапию" - гиперинфляция, рост безработицы, низкооплачиваемый труд и т.д. - которую ее соседи пережили 15-20 лет назад. Чтобы в этих условиях остаться при власти, Лукашенко неизбежно приходится наделять силовиков все большей и большей властью.

Максим Швейц