Posted 10 сентября 2013,, 14:58

Published 10 сентября 2013,, 14:58

Modified 31 марта, 17:22

Updated 31 марта, 17:22

Просто сказали "цыц"

10 сентября 2013, 14:58
В ответ на вступление Армении в Таможенный союз Россия может восстановить железнодорожное сообщение через Грузию. Иванишвили, вроде бы, не против - но Америка не дает. Об интриге рассказывает грузинский дипломат и политолог Гамлет Чипашвили.

В ответ на вступление Армении в Таможенный союз Россия может восстановить железнодорожное сообщение через Грузию. Иванишвили, вроде бы, не против - но Америка не дает. Об интриге рассказывает грузинский дипломат и политолог Гамлет Чипашвили.

- Секретарь Совбеза Армении заявил, что вопрос открытия железной дороги через Абхазию недавно обсудили президенты России и Абхазии, и что Тбилиси и Сухум согласны на восстановление магистрали. Но Грузия и Абхазия эту информацию опровергли. Что происходит в действительности?

- В действительности разговор об открытии сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию поднимается уже не первый раз. Грузинский премьер Иванишвили, конечно же, обсуждал этот вопрос во время своего визита в Армению, которой эта дорога крайне необходима для прорыва транспортной блокады. По его словам, грузинские власти, в принципе, не против открытия дороги. Но это было всего лишь устное заявление. Большая часть грузинских политиков не желает открытия дороги . Мнение грузинской общественности на этот счет неизвестно. Но это не важно - важно, что против открытия дороги между Россией и Арменией категорически выступают США. Соответственно, они давят на своих ставленников в нынешней грузинской власти с тем, чтобы дорога не была восстановлена. А ставленников много – от министра обороны до кандидата в президенты от правящей коалиции «Грузинская мечта».

- Каким образом они «давят»? И почему многие грузинские политики считают, что открытие дороги создаст угрозу грузинской государственности?

- Просто говорят: «Цыц!» - и все. В Грузии сейчас нет политиков, способных отстоять идею открытия дороги и воплотить ее в жизнь. А нежелание открывать дорогу связано, в основном, с тем, что Россию в Грузии элементарно боятся: последние 22 года из нее последовательно лепили образ врага, и российская дипломатия даже не пошевелилась для того, чтобы обратить взоры грузин к Северу и показать, что не так страшна Россия, как ее малюют.

В массовом сознании открытие дороги означает, во-первых, геополитическое приближение к России, во-вторых, возможность использования ее для переброски войск: на случай, «если что…». Но это смешно. Россия, если пожелает, и так перебросит войска на грузинскую территорию. В августе 2008 года никакой железной дороги не было, а российские войска в Грузии оказались мгновенно. Так что это не может быть серьезным аргументом в пользу отказа от восстановления сообщения через Абхазию. Это глупость и затяжная болезнь: с 1990 года мы все боимся Россию, но не обращаем внимания на то, что делает с нами та же Турция.

- А что она с Грузией делает?

- Турция уже отобрала у нас Аджарию - и в религиозном, и в экономическом плане. В Аджарии функционируют различные мусульманские религиозные организации, которые прямо финансируются правительством Турции с целью обращения максимального количества населения в ислам. Они забирают из Аджарии для учебы в турецких медресе девушек и юношей, которые возвращаются на родину и пропагандируют ислам – это одна из составляющих стратегии восстановления Османской империи. Кстати, эту тему недавно вновь открыто поднял один из ее идеологов, турецкий премьер Эрдоган.

Турки требуют от грузин строить мечети, которых в Аджарии и без того с избытком – почти в каждой деревне, особенно в горных регионах автономной республики, есть мечеть. Интересный момент: правительство Турции сказало, что не станет финансировать строительство мечети в Батуми, но это блеф: находящиеся в Аджарии более 200 неправительственных организаций, созданных и финансируемых турками, заявили о готовности вложить деньги в этот проект. Вообще же, напомню, что сегодня уже 40 тысяч граждан Турции имеют одновременно и гражданство Грузии.

В Аджарии люди уже опасаются разговаривать на родном языке – это не нравится туркам, в руках которых находится весь бизнес автономной республики. Собственно, турецкая экспансия наблюдается не только в Аджарии – она весьма ощутима и в самом Тбилиси. Достаточно пройтись по одному из центральных проспектов города, чтобы в этом убедиться. Вся Грузия наводнена дешевыми турецкими товарами. Экономически Турция полностью оккупировала Грузию при полной неспособности властей защитить внутренний рынок и местных производителей.

- От экономической экспансии более развитого соседа не защищено ни одно приграничное государство. Если откроется железная дорога до России через Абхазию, начнутся разговоры о российской экспансии.

- Нет, в таком случае мы будем иметь дело не с экспансией, а с диверсификацией импорта. Сегодня российский товар, причем, в любой его номенклатуре, желанный в Грузии. Люди покупают дешевый турецкий товар, потому что нет качественного российского. Как только он появится в серьезном, а не символическом количестве, турецкий товар не выдержит конкуренции и будет вытеснен.

Вообще же только открытие дороги ничего не решает, если Грузия не подготовится к этому соответствующим образом. То есть, сначала между Грузией и Россией следует восстановить дипломатические отношения, на основе которых официально оформляются и торгово-экономические соглашения. Кроме того, необходимо законодательно перекрыть наводнение грузинского рынка дешевой турецкой продукцией и позаботиться о строительстве перерабатывающих предприятий. Иванишвили пообещал построить сотню заводов. Но, видимо, он так и уйдет из политики, не построив ни одного.

- Но, по вашей логике, дорога через Абхазию еще долго не будет восстановлена, поскольку этого не хотят американцы. Или начнется политический торг – в обмен на согласие Грузии восстановить и открыть дорогу Россия пересмотрит свое отношению к признанию Абхазии.

- Торга не будет. Россия Абхазией не "махнется". Но если дорога откроется, это будет означать заметное потепление в грузино-российских отношениях и изменение к лучшему грузино-абхазских отношений. То есть, почва для урегулирования между Грузией и Россией и Грузией и Абхазией будет создана.

- Абхазия заявила, что не принимала решения об открытии дороги. Согласится ли она?

- Абхазы не будут возражать, если Москва убедит их в финансовых преимуществах сквозного сообщения. Оно, по сути, станет финансовой экстра-помощью бюджету Абхазии. Но для нас в Грузии главной мотивацией должны быть те дивиденды, которые от открытия дороги получим мы сами, а не Армения и Абхазия. Дорога выигрышна, в первую очередь, для нас. Ее можно будет соединить с железнодорожной сетью Ирана с выходом на Персидский залив. Она также крайне выгодна для транспортировки грузов из Юго-Восточной Азии в Россию и далее в Европу – транзит через Суэцкий канал обходится гораздо дороже. Разумеется, транзит через Абхазию составит конкуренцию строящейся сейчас (совместными усилиями Азербайджана и Грузии - прим. ред.) железной дороге Баку-Тбилиси-Карс до Турции. Но у каждой, в результате, будут свои грузы. И вообще, чем больше дорог, тем лучше для такой бедной страны как Грузия.

- Можно ли, по-вашему, увязать вопрос открытия или не открытия дороги через Абхазию с возможностью вступления Грузии в Таможенный союз или с парафированием ею соглашения об Ассоциации с Евросоюзом?

- Соглашение с ЕС, вероятно, будет парафировано, поскольку для Европы этот вопрос актуален не столько экономически, сколько политически. Европейцы хотели расширения НАТО, но пока им это не удается. Белоруссия блока не приемлет, Украина пока не определилась, Молдавия, по Конституции, провозгласила нейтралитет. Азербайджан и Армения тоже не стремятся в НАТО. Так что остается только Грузия, постоянно декларирующая свое желание присоединиться к альянсу. Поэтому расширение Евросоюза сейчас выглядит как некий не совсем полноценный дубликат расширения НАТО и создания кольца вокруг России.

То есть, Запад не смог пока одолеть Россию военным путем, и теперь пытается одолеть ее экономически, отваживая постсоветские государства от Таможенного союза. При этом ЕС экономически ничего не теряет, поскольку в условиях режима свободной торговли его товар будет без всякой проверки поставляться на рынки восточных соседей. В отношении же последних будут действовать серьезное квотирование.

Что же касается вступления в Таможенный союз, Иванишвили такую перспективу не исключил. Но он просто ляпнул, не подумав – ведь в ноябре грядет парафирование соглашения с ЕС, исключающее вступление Грузии в Таможенный союз. А механизмов давления на Грузию у Москвы уже нет – они исчерпаны Абхазией и Южной Осетией. Единственное, чем Россия может сейчас повлиять на Грузию – так это претензиями к наличию на ее территории американской биологической лаборатории, которая ее серьезно раздражает.

Беседовала Ирина Джорбенадзе