Posted 26 сентября 2013,, 16:05

Published 26 сентября 2013,, 16:05

Modified 31 марта, 17:07

Updated 31 марта, 17:07

Русский Лувр в песках Кызылкум

26 сентября 2013, 16:05
В самом неблагополучном регионе Средней Азии в каракалпакском городе Нукус хранится вторая по значимости в мире коллекция русского авангарда. Уникальному музею помогают узбекские власти и Запад, а Россия проявляет обидное равнодушие.

В самом неблагополучном регионе Средней Азии в каракалпакском городе Нукус, окруженном ядовитой пустыней, хранится вторая по значимости в мире коллекция русского авангарда. Уникальному музею помогают узбекские власти и Запад, а Россия проявляет обидное равнодушие.

Каракалпакия (автономная республика на севере Узбекистана) без преувеличения самый неблагополучный и захолустный регион даже в нищей Средней Азии. Практически всю ее территорию занимает пустыня Кызылкум. Жизнь в этих суровых и скудных на растительность краях издавна была нелегкой и требовала изрядной выносливости, но после экологической катастрофы Аральского моря положение здесь стало просто угрожающим. Бывшие портовые города превратились в поселения-призраки: пустынные улицы, закрытые полуразрушенные магазины, кинотеатры, дома культуры. Посреди песков стоят проржавевшие судна, среди которых бродят стада коз.

На дне высохшего моря (Аралкум, как окрестили его местные жители) накоплены миллиарды тон ядовитых солей, попавших сюда за десятилетия вместе со стоками с полей. Ветры разносят их на сотни километров. Пустыня наступает на поселения Каракалпакии и иногда возникает почти физическое ощущение, что скоро они будут поглощены ею.

Однако и в таком гиблом месте есть свое чудо. В столице Каракалпакии городе Нукусе расположен музей, прозванный в западной прессе «Лувром в пустыне Аралкум». Здесь хранится вторая по значимости коллекция русского авангарда.

«Более богатое собрание есть только в Санкт-Петербурге, в Русском музее, – уверяет «Росбалт» директор Нукуского музея Мариника Бабаназарова. – Помимо полотен таких классиков авангардизма, как Любовь Попова, Роберт Фальк, Давид Штеренберг, Александр Куприн, у нас хранится много работ художников, которым в условиях "железного занавеса" не удалось добиться широкой известности. Искусствоведы со всего мира специально приезжают к нам, чтобы открыть пока неизвестных, но поистине великих художников».

Феномен музея прежде всего связан с именем его основателя Игоря Савицкого. Он родился в 1915 году в Киеве в семье либеральных буржуа. Игорь получил хорошее образование, свободно говорил по-французски (в семье была гувернантка-француженка). Его родители часто бывали в Европе, были в курсе всех новостей культурной жизни Франции, Австрии, Германии, и с детства привили детям отличный художественный вкус.

В 1950 году выпускник Московского художественного института Игорь Савицкий приехал в Каракалпакию для работы в археологической экспедиции. Живописные кочевья каракалпаков, суровая красота пустыни Кызылкум, развалины древних городов и зороастрийские капища настолько пленили молодого художника, что он решил променять Москву на эту чудовищную азиатскую глушь. Здесь он пишет изумительные пейзажи земли, ставшей для него тем, чем была Полинезия для Гогена. «Наш старьевщик», как ласково называли Игоря Савицкого каракалпаки, постоянно разъезжает по аулам в поисках старинных предметов, проводит археологические раскопки.

Однако, главным делом этого «среднеазитского Третьякова» стало создание уникального музея. Воспользовавшись удаленностью города от центра и большого начальства, Савицкий, страстный поклонник русского авангарда, стал собирать его по всему Советскому Союзу.

Местное руководство ему полностью доверяло и даже в мыслях не могло предположить, что он делает по тем временам нечто "крамольное". Пользуясь этим, Савицкий на государственные деньги покупал картины авангардистов. В других регионах страны картины этого направления либо уничтожались, либо в лучшем случае пылились в запасниках.

«Вот так в нашем захолустье стараниями Савицкого и родилась эта коллекция, – поясняет Мариника Бабаназарова (кстати, дочка лучшего друга и сподвижника Савицкого в Каракалпакии). – Слухи о ней поползли по стране. Поехать в Париж ценители искусства не могли, а Нукус был для них вполне доступен. И люди ехали к нам со всего Союза".

В 1984 году Игоря Савицкого не стало, похоронен он был на нукусском русском кладбище. «Гениальному спасителю красоты от благодарных потомков», – написано на могильном памятнике.

Второе рождение музея состоялось после распада СССР, когда Нукус перестал быть городом, закрытым для иностранцев. Сегодня «русский Лувр», затерянный в песках Кызылкума, стал одной из главных достопримечательностей для иностранных туристов, приезжающих в Узбекистан. В 2010 году газета New York Times включила музей Савицкого в список мест, которые были бы интересны так называемым «охотникам за искусством». Нукусский музей занял в этом списке 7 место из 29 объектов, которые авторы рекомендовали «обязательно посетить, прежде чем вы умрете».

Некоторые любители живописи со всего мира добираются до столицы Каракалпакии весьма экзотичными способами. Так около десятка итальянских пар прибыли сюда на трейлерах, а двое студентов Кембриджа доехали до Нукуса и вовсе на велосипедах. Незадолго до смерти Игорь Савицкий как-то обронил фразу: «Когда-нибудь эти картины будут приезжать смотреть из Парижа». Сегодня это пророчество сбылось в полной мере.

Музей опекает ряд западных посольств в Узбекистане: США, ФРГ, Франции, Швейцарии. В Ташкенте действует Клуб друзей Нукуского музея, куда кроме дипломатов входят и западные бизнесмены, работающие в Ташкенте, а его филиалы создаются в Нью-Йорке и Токио.

Увы, как это ни парадоксально, среди "друзей музея" нет ни российских дипломатов, ни бизнесменов. "К сожалению, помощь российского посольства очень незначительна. Они лишь помогли нам организовать выставку нашей коллекции музея в Пушкинском музее в Москве и предоставили нам некоторые детали биографии Игоря Савицкого. Не помогают нам и российские бизнесмены. Так, мы предлагали совместные проекты «Газпрому», но до конца они почему-то доведены не были. А мы бы, конечно, хотели, чтобы нам помогала в первую очередь Россия, а не западные страны", - с горечью говорит Бабаназарова.

Интерес к музею стали проявлять и узбекские власти. В 2002 г. Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова Игорь Савицкий был посмертно награждён одной из высших наград страны — орденом «За великие заслуги». В день 70-летия Нукуса было торжественно открыто новое роскошное здание музея. А в этом году началось строительство двух новых корпусов музея.

При этом узбекское правительство, как уверяет директор Нукусского музея, выделило на строительство просто беспрецедентную по местным меркам сумму: 44 миллиарда сумов (около $22 млн).

Власти совместно с музейными работниками пытаются облагородить и сквер перед музеем: здесь посажены деревья и цветы. Однако после каждой песчаной бури вся эта растительность погибает, а сквер покрывается соленой коркой – ядовитая пустыня берет свое.

Игорь Ротарь, Фото автора

Перейти на страницу автора