Posted 6 ноября 2013,, 13:45

Published 6 ноября 2013,, 13:45

Modified 31 марта, 16:29

Updated 31 марта, 16:29

Тени над Карабахом

6 ноября 2013, 13:45
Заявление командира военной базы РФ в Армении о том, что россияне вступятся за нее, если Азербайджан возобновит боевые действия в Карабахе, вызвало скандал. В Баку грозят России войной с участием Турции и США.

Заявление командира военной базы РФ в Армении о том, что российские войска вступятся за нее, если Азербайджан возобновит войну в Карабахе, вызвало скандал в отношениях Москвы и Баку, которые и без того портятся год от года. В Азербайджане грозят России широкомасштабной войной с участием Турции и Запада.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик последние два дня метались между Ереваном и Баку. Содержание их переговоров с президентами Армении и Азербайджана неизвестно, но Минская группа 6 ноября сообщила, что уже в этом месяце Серж Саргсян и Ильхам Алиев встретятся для обсуждения важных вопросов, касающихся нагорно-карабахского урегулирования. А пока сопредседатели призвали стороны "проявить сдержанность на местах, как и в своих публичных заявлениях». «Военные действия, особенно сейчас, можно рассматривать лишь как попытку нанести ущерб мирному процессу», - заявили они.

На эту активность можно было бы не обращать особого внимания, поскольку в рамках карабахского урегулирования встречи обычно происходят ради встреч. Если бы не заявление командира 102-й военной базы России в Армении полковника Андрея Рузинского, в соответствии с которым российские войска примут участие в войне на стороне Армении, если Азербайджан попытается вернуть Нагорный Карабах под свою юрисдикцию. Дескать, положения ОДКБ позволяет им это сделать.

В сущности, полковник Рузинский, если его слова поняты правильно, сказал то, о чем и так все догадывались. Иначе зачем Армении, собственно, база, членство в ОДКБ и отказ от ассоциации с ЕС в пользу Таможенного союза? Было бы по меньшей мере странно, если бы после всего этого Армения втянулась в неравные бои с Азербайджаном (которому Россия же недавно продала оружия на $1 млрд, и военное превосходство которого над Арменией исчисляется порядками), а Москва бы сделала вид, что ее это не касается. Напомним также, что российская военная база в Гюмри в последние несколько месяцев серьезно усилилась: произошло расширение личного состава и военной техники. СМИ неоднократно сообщали об участившихся учениях личного состава, включая учения разведчиков в горах. Если верить армянским СМИ, база переведена в режим мобилизации.

И хотя российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов в беседе с министром обороны Азербайджана Закиром Гасановым попытался списать прямую речь Рузинского на «недоразумение», глава азербайджанского оборонного ведомства труебует от российской стороны «официальных объяснений». По сообщению пресс-службы Минобороны Азербайджана, Гасанов подтвердил, что «Азербайджан сохраняет право освободить оккупированные земли».

Азербайджанские политики и эксперты полностью разделяют позицию властей. Более того, они открыто говорят, что в случае войны в нее, на стороне Баку, может вступить, как минимум, Турция. СМИ Азербайджана цитируют, депутата местного парламента Азая Гулиева. По его словам, ответственность коллективной безопасности и вытекающие отсюда действия правомерны только в случае военной атаки против страны-участницы ОДКБ. Но, пояснил он, «Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов являются азербайджанскими землями исторически и юридически, что признано ООН и другими международными организациями».

Так что ни при каких обстоятельствах эти земли, заявил Гулиев, не могут считаться армянскими: «Азербайджан не планирует нападать на Армению, чтобы в связи с этим начали действовать условия ОДКБ». А в случае, если Азербайджан «начнет освобождать свои земли от оккупации, это нельзя назвать войной, это можно назвать операцией по освобождению земель от оккупации».

Он также напомнил, что азербайджанская армия – самая сильная на Южном Кавказе, и бюджетные средства, выделяемые на ее усиление, превышают весь государственный бюджет Армении. И еще: «… среди членов ОДКБ есть страны, имеющие достаточно дружественные связи с Азербайджаном, - Казахстан, Белоруссия и другие, которые не позволят принять решение против Азербайджана».

То есть, имеется в виду, что ссылка полковника Рузинского на полномочия ОДКБ – это всего лишь наивный маневр, и речь идет о сугубо российском вмешательстве в возможный конфликт между Азербайджаном и Арменией. Что ж, резюмировал в беседе с азербайджанским изданием Haqqin.az политолог Зардушт Ализаде, «…у США, Запада и Турции есть свои интересы в Азербайджане, и они тоже могут вступить в эту войну. Так что я никак не могу назвать слова этого военного кроме как словесной спекуляцией».

«Если подтвердится, что слова российского полковника имели место быть, и СМИ его не переврали, то явно Путин с Лавровым не на своем месте. Во-первых, Азербайджан не собирается начинать войну, во-вторых, эти заявления преследуют целью запугать официальный Баку. Если даже предположить, что Москва реализует эти угрозы, у Азербайджана есть своя армия, и по численности личного состава она превосходит российскую базу в Гюмри. Следовательно, такой сценарий не выгоден самой Москве», - сказал Ализаде.

Но «Если это окажется правдой, то, значит, он (командующий 102-й базой – прим. ред.) купленный армянами солдафон, который не знает, что ни в каком соглашении между Россией и Арменией не указывается, что военная база в Гюмри может вмешаться в карабахский конфликт. … Если Россия нам продает свои боевые вертолеты, технику, то это должно беспокоить Армению»

Разумеется, военное сотрудничество Азербайджана с Россией беспокоит Армению. И, конечно, это, а также возможные военные действия Азербайджана против Еревана и Степанакерта стали главными причинами неожиданного отказа Армении от парафирования соглашения об Ассоциации с ЕС и заявления о вступлении республики в Таможенный союз. Причем, на фоне, когда Азербайджан даже не желает думать о членстве в данном объединении.

Не это ли стало мотивацией политического заявления Рузинского на фоне, когда многие азербайджанские эксперты открыто обвиняют Россию в «запугивании» Азербайджане из-за его равнодушия к Таможенному союзу, игнорирования Москвы в реализации энергетических проектов, стремления обеспечить безопасность республики силами НАТО, и т. п.

Или существует другое объяснение, по которому Азербайджан, после переизбрания на президентский пост Алиева, действительно готовится к войне? Иными словами – к перераспределению сфер влияния на Южном Кавказе с привлечением внешних игроков, категорически не устраивающих Россию, и на долгое время потерявших Армению из-за ее сближения с Таможенным союзом. А также усиления баз ОДКБ на территориях Армении и, возможно, Нагорного Карабаха.

Словом, факт остается фактом: высокопоставленный российский военный сделал не свойственное военным политическое заявление, видимо, имея на это соответствующие основания. Так сказать, в порядке превенции. В Баку на заявление ответили – тоже в превентивно-угрожающем духе.

Поэтому, надо полагать, в зоне карабахского конфликта намечаются некие неприятные движения, и Саргсяну с Алиевым, за которыми, стоят, соответственно, Москва и Запад, пришло время срочно договариваться. Вероятнее всего, об условиях продления имеющегося статус-кво – ни мира, ни войны.

Ирина Джорбенадзе