Posted 13 января 2014,, 10:25

Published 13 января 2014,, 10:25

Modified 31 марта, 15:32

Updated 31 марта, 15:32

Олимпийский тест для Грузии

13 января 2014, 10:25
Грузинские спортсмены примут участие в Сочинской Олимпиаде, при этом власти Грузии вызвались помочь России в обеспечении безопасности Игр. Чего хочет Тбилиси? Не отстать от Вашингтона или наладить отношения с Москвой?

Грузинские спортсмены примут участие в Сочинской Олимпиаде, при этом власти Грузии вызвались помочь России в обеспечении безопасности Игр. Чего хочет Тбилиси? Не отстать от Вашингтона или наладить отношения с Москвой?

Более того, Тбилиси выразил готовность помочь России в обеспечении безопасности Игр, что логично, имея в виду географическую близость Грузии к Сочи и террористически турбулентному Северному Кавказу. Приняла ли Москва предложение Тбилиси, можно только догадываться: по идее, должна была принять, учитывая высокий градус текущей и потенциальной террористической напряженности в регионе.

Но, в общем-то, вышло так, что Грузия не полностью отказалась от бойкота Олимпиады – представители руководства страны на ней присутствовать не будут. Хотя в Сочи мог поехать (и этот вопрос рассматривался) новый грузинский президент Гиоргий Маргвелашвили. Но, как говорят, решение «не ехать» было принято после того, как Москва не гарантировала отсутствие на Играх президентов Абхазии и Южной Осетии.

То есть в Грузии не всем бы пришлось по душе соседство на олимпийских трибунах грузинского президента и лидеров отколовшихся территорий. Тем более, под - не исключено - развевающиеся флаги и гимны Абхазии и Южной Осетии. Конфузливо. Словом, воздержались.

И в самом деле Олимпийские Игры, а тем более проводимые в России имеют не только спортивное, но и сугубо политическое значение. В особенности для Грузии с ее нерешенными и крайне серьезными проблемами с Россией. Поэтому вопрос участия ее спортсменов в Сочинской Олимпиаде, а также готовность Тбилиси подсобить России с безопасностью в условиях отсутствия дипломатических отношений – событие далеко не штатное.

Оно, в первую очередь, говорит о том, что Грузия при новой власти отказалась от соперничества с Россией на Северном Кавказе, от роли защитника «угнетенных» северокавказских народов и центра их притяжения, а, в некотором роде - и возбудителя региональной дестабилизации.

Во-вторых, отсутствием радикализма в отношении проведения Олимпиады на российской территории Грузия дала понять своим стратегическим партнерам (США - в первую очередь), что она проводит в отношении Москвы вменяемую политику, свободную от идеологических диверсий. Вероятно, на данном этапе это должно удовлетворить США: по информации The Washington Post, американцы направляют в Россию несколько десятков агентов ФБР, чтобы помочь ей с безопасностью Игр.

Как сообщает издание со ссылкой на директора ФБР Джеймса Коми, возглавляемое им Бюро «сотрудничает с российскими спецслужбами» по разным направлениям. «Обеспечить безопасность любой Олимпиады - гигантская задача, - заявил Коми. - Думаю, это особенно трудно в Сочи из-за близости регионов с нестабильной ситуацией и источников террористической угрозы».

По случаю Олимпиады возобновляют сотрудничество с Россией и спецслужбы Великобритании – оно было прервано в 2006 году после скандалов вокруг Александра Литвиненко и Андрея Лугового. «Мы хотим, чтобы игры в Сочи были безопасными и спокойными», - заявил британский премьер Дэвид Кэмерон. По его словам, он договорился с президентом РФ Владимиром Путиным о том, что «между нашими спецслужбами будет ограниченное сотрудничество в рамках проведения Олимпиады в Сочи».

Словом, вопрос безопасного проведения Игр приобрел международное значение и крайнюю актуальность для Грузии, соседствующей с Россией. Как отмечает The Christian Science Monitor, «Сочи превращен в укрепленную цитадель и отрезан от обычных связей с миром, но окрестные районы кишат потенциальными террористическими угрозами». Американская Stratfor тоже акцентирует внимание на том, что Олимпиада в Сочи – это «вызов безопасности России», и что «самую серьезную опасность для Олимпиады представляют боевики с Кавказа».

Издание отмечает, что «российские силы безопасности обладают необходимым опытом и численностью, чтобы обеспечить проведение Олимпийских игр». В списке более чем внушительных сил, брошенных на безопасность, фигурирует и 58-я армия, которая «будет прикрывать южную границу с Грузией». Понятно, что без сотрудничества с грузинскими спецслужбами здесь не обойтись.

Как полагают некоторые эксперты, поступательное развитие грузино-российских отношений во многом будет зависеть от «поведения» Грузии в преддверии Олимпиады и во время нее. Трудно, однако, представить, что Грузия сейчас может подвести Россию в вопросах, касающихся безопасности. Но попотеть ей придется изрядно, учитывая сложный высокогорный рельеф, на который приходится внушительный отрезок грузино-российской границы, и невозможность, по понятным причинам, контроля Абхазии и Южной Осетии. А также из-за отсутствия визового режима для граждан многих стран, включая РФ .

Кстати, очередная встреча специальных представителей властей Грузии и России по урегулированию между двумя странами состоится после Сочинской Олимпиады. То есть Игры могут стать своего рода «тестом» на надежность Грузии, а также ориентиром для будущих отношений. Они уже анонсированы: спецпредставители Зураб Абашидзе и Григорий Карасин планируют после Олимпиады обсудить развитие торгово-экономических, транспортных, культурных и гуманитарных отношений между Грузией и Россией. А также возможность упрощения (или отмены) визового режима для грузинских граждан.

Кстати, в минувшем году Грузию посетило рекордное, за последние годы, число россиян – 765 458 человек, что почти наполовину больше, чем годом ранее. В 2013-м значительно возросла и торговля между двумя странами – Россия заняла четвертое место в списке основных внешнеторговых партнеров Грузии. Столь высокие поступательные темпы эксперты объясняют очевидным потеплением грузино-российских отношений и наличием больших возможностей для дальнейшего сближения.

Ирина Джорбенадзе