Posted 11 февраля 2014,, 11:49

Published 11 февраля 2014,, 11:49

Modified 31 марта, 15:04

Updated 31 марта, 15:04

Газовая камера: двери открываются

11 февраля 2014, 11:49
Ослабление санкций против Ирана порождает новые геополитические «дружбы» и нефтегазовые «развилки», устойчивость которых зависит от позиций США и России. Как поведут себя Москва и Вашингтон, если неофиты посягнут на их стратегические интересы?

Ослабление санкций против Ирана порождает новые геополитические «дружбы» и нефтегазовые «развилки», устойчивость которых зависит от позиций США и России. Как поведут себя Москва и Вашингтон, если неофиты посягнут на их стратегические интересы?

После частичной отмены США и Евросоюзом санкций против Ирана о дружбе и братстве с этой страной заговорил ее основной соперник на Ближнем Востоке – Турция. Во время недавнего визита в Иран турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган подписал ряд документов, направленных на развитие торгово-экономических связей между двумя государствами.

Хотя, несмотря на военно-политические разногласия Тегерана и Анкары, уровень торговли между ними и без того высок – он не слишком пострадал от антииранских санкций США и Евросоюза. Но нет предела совершенству: теперь вот стороны решили довести годовой товарооборот до беспрецедентно высокого значения 30 миллиардов долларов. Это в разы больше, чем товарооборот между Россией и Ираном.

По неофициальной информации, смягчение санкций вызвало небывалый ажиотаж в турецком бизнесе и не только, заговорили о заключении крупных контрактов с Ираном. Это не понравилось США: представители соответствующих структур предупредили турецкий бизнес, чтобы тот не спешил, поскольку снятие санкций носит временный характер. Но, судя по планам, которые обсуждал в Тегеране Эрдоган, Турция к американским советам не слишком прислушалась.

Вероятно, на данном этапе для нее важнее то, что Иран покрывает 30 процентов ее потребности в нефти, и что в перспективе при помощи иранских углеводородных ресурсов Турция может стать крупным нефтегазовым хабом. Иран также поставляет Турции более 10 миллиардов кубометров газа в год, покрывая четверть потребности страны в этом виде топлива.

Но в перспективе, надеется Анкара, когда Евросоюз тоже снимет санкции против Ирана, Турция сможет стать транзитной страной для поставок иранского газа в государства ЕС. То есть, тогда через Турцию могут пойти иранский, российский, азербайджанский, а, возможно, туркменский и казахский газ тоже. Это заметно усилит влияние Анкары, как минимум, на Ближнем Востоке. Но при таком раскладе возрастет и влияние Ирана.

И тут, как нельзя кстати для Анкары, подвернулась еще одна возможность – привлечь к поставкам в собственно Турцию, а, в перспективе и в Европу, иракский газ. По данным турецких источников, анонсирован предположительный объем в 20 миллиардов кубометров в год. Иракский газ, подчеркивают турки, гораздо дешевле (по нисходящей) иранского, российского и азербайджанского.

Вполне возможно, что иракский фактор - блефовый и используется, во-первых, для того, чтобы Иран снизил цену на газ для Турции. Не исключено также, что аналогичная цель преследуется и в отношении России, которая в прошлом году поставила Турции около 27 миллиардов кубометров газа.

Но если Анкара ведет открытую игру, и Ирак действительно готов поставлять в Турцию газ по низким ценам, это отразится и на иранском, и на российском газовом экспорте. Ведь на данном этапе Турции «за глаза» хватает порядка 42 миллиардов кубометров природного газа в год.

То есть, из-за Ирака Россия может потерять турецкий рынок. А если санкции против Ирана будут сняты, и цены на иранский газ устроят ЕС, Россия может потерять и часть европейского рынка. Либо ей придется значительно удешевлять поставки.

Газовые «игры» государств Ближнего Востока сейчас, судя по всему, имеют тенденцию к «междусобойчику», то есть попытке независимого от США решения вопросов, касающихся газовых развилок. Это сыграет на руку России, заинтересованной в партнерских отношениях Ирана и Турции при условии, что параллельно Тегеран останется партнером Москвы.

Но Вашингтону и Брюсселю полное «размораживание» ирано-турецких отношений не понравится. Во-первых, Турция является членом НАТО. Во-вторых, ирано-турецкий тандем, если он сложится, почти наверняка будет тяготеть больше к России, чем к США. В-третьих, США могут лишиться своего основного военно-политического лоббиста на Ближнем Востоке в лицеТурции, которая до сих пор поддерживала американцев в сирийском вопросе и не только.

Словом, пока США только предостерегают турецкий и иной бизнес от плотных объятий с Ираном, но вероятность масштабного перехода от слов к делу высока. Так, по данным ИТАР-ТАСС, администрация США уже объявила о введении ограничений в отношении ряда компаний и частных лиц из разных стран, пытавшихся наладить сотрудничество с Ираном в обход уже принятых американских санкций. По информации министерства финансов США, в числе проштрафившихся фигурируют представители самого Ирана и Турции, а также Грузии, Афганистана, ОАЭ, Германии, Испании и Лихтенштейна.

Что касается Грузии, речь идет о базирующихся в этой стране трех предпринимателях и подконтрольных им восьми компаниях. Эти компании, информирует американское финансовое ведомство, «создали фирмы и финансовые институты в разных странах для осуществления сделок от имени фигурантов американского «черного списка».

Но, в принципе, Вашингтон сквозь пальцы смотрит на весьма солидный ирано-турецкий товарооборот, равно как не скандалит из-за распространившейся информации о переговорах по ирано-индийским газовым контрактам. Зато он поднял большой шум из-за переговоров Москвы и Тегерана по бартерной сделке – иранская нефть в обмен на российские товары.

Речь идет о поставках России до 500 тысяч баррелей в день. Вашингтон тут же заявил, что такая сделка противоречит политике международных санкций в отношении Ирана, хотя Москва правомерность американских санкций не разделяет. Тем не менее, Вашингтон пригрозил, что введет экономические санкции и против российских физических и юридических лиц, которые «сунутся» в Иран.

То есть, речь идет о пресловутых двойных стандартах: Турцию не стоит слишком «зажимать», поскольку она является членом НАТО и союзником США на Ближнем Востоке. Кроме того, Анкара уже более чем раздражена пренебрежительным отношением к ней Брюсселя, и ее активность в отношении того же Ирана и заинтересованность Таможенным союзом является пока еще легким ответом на многолетнее блокирование вступления страны в Евросоюз.

Опасно «наезжать» и на Индию – это помешает реализации стратегических интересов США в Южной Азии. А вот Россия – совсем другое дело: ее влияние на Ближнем Востоке надо сводить на нет. Хотя пока, имея в виду сирийскую проблематику и договоренности по ядерной программе Ирана, в которых Россия играла активную роль, сделать это не удается.

Но, похоже, американцы в отношении Ирана и его экономических партнеров снова намерены вернуться от политики еще не очень сладкого пряника к кнуту – то есть к санкциям, что никак не улучшит российско-американский диалог и ирано-американские отношения. Значит ли это, что США жалеют о том, что не пошли войной на Иран и договорились с ним о сокращении его ядерной программы? И возможна ли реанимация военных планов Вашингтона?

Как передает inosmi.ru, иранская газета Javan убеждена, что американцы «не будут в состоянии втянуться в разрушительный конфликт на Ближнем Востоке (каковым, несомненно, будет для них конфликт с Ираном), пока не найдут надёжную стратегию, которая поможет им «прибрать к рукам» Китай и достичь уверенного баланса сил с Россией». И вообще Россия нужна Западу для разрешения кризиса на Ближнем Востоке, что стало очевидно после неудач первого раунда переговоров «Женева-2». Не обойтись Западу и без Ирана – его, не без настойчивости Москвы, придется включить в переговорный процесс по Сирии.

Словом, Россия становится практически незаменимой для решения особо взрывоопасных международных проблем, и вряд ли Иран обернется к ней спиной в надежде хоть как-то умаслить США. По информации иранского издания Kayhan, руководство Ирана подчеркивает: «Эффективное сотрудничество России и Ирана в сфере безопасности закладывает хороший базис и для дальнейшего развития сотрудничества в других сферах, - в частности, в сфере торгово-экономических отношений».

И вообще похоже на то, что Россия стала не просто возвращаться в регионы, считавшиеся для нее почти потерянными, но и закрепляться в них. Ближний Восток – тому подтверждение. Впрочем, это еще не означает правильность утверждения многих аналитиков, что Запад уходит с Ближнего Востока почти без борьбы.

Но, в итоге, важен не столько процесс, сколько результат. Хотя, говоря о процессе, и это отмечают и американские эксперты, российского напора в нем гораздо больше, чем американского. А это означает, что новые геополитические дружбы будут – пока, во всяком случае – складываться все больше с оглядкой на Россию.

Ирина Джорбенадзе