Posted 31 марта 2014,, 07:54

Published 31 марта 2014,, 07:54

Modified 31 марта, 14:19

Updated 31 марта, 14:19

Грузия: На чей алтарь нести дары?

31 марта 2014, 07:54
Преследует ли президент России экс-президента Грузии, чего боится Михаил Саакашвили, почему он отказывается даже от "дистанционного" допроса, и как могут наказать США и НАТО нынешнюю грузинскую власть за вызов в прокуратуру своего соратника?

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили игнорировал повестку Главной прокуратуры страны – он не приехал в Тбилиси, чтобы ответить на вопросы следствия по десяти уголовным делам. В ответ прокуратура предложила Саакашвили дать показания, так сказать, дистанционно, и определила неделю на раздумья.

При этом прокуратура заверила экс-главу грузинского государства в том, что она не собирается задерживать его или возбуждать против него уголовное дело: просто показания столь высокопоставленного лица имеют «особое значение» для следствия. Но на правительственном уровне прозвучала угроза: в случае, если Саакашвили не даст свидетельских показаний, его могут объявить в международный розыск.

Саакашвили мотивировал отказ приехать в Грузию тем, что власти страны преследуют его по указанию Владимира Путина. По его словам, президент России публично заявлял, что он, то есть Саакашвили, должен быть уничтожен. «Я должен приехать в Тбилиси и осуществить мечту Путина? Я, как свободный человек, продолжу делать то, что делал», - сказал он в Киеве грузинским журналистам. И заверил: в Грузию приедет непременно и гораздо раньше, чем думают Иванишвили и его «кредитор» (то есть Путин, который будто бы заплатил Иванишвили 2 млрд долларов). «Я, разумеется, приеду в Грузию, но не сейчас, чтобы исполнилось желание Путина. Приеду, когда подготовлю ситуацию, когда мы все вместе подготовим ситуацию в Грузии, на Украине, в регионе для того, чтобы раз и навсегда освободиться от тисков Путина. Мечта Путина и мечта некоторых грузин как-нибудь ограничить меня останется мечтой», - заявил он.

Что же касается дачи показаний посредством Skype, Саакашвили отказался и от нее: «У меня нет времени на всякие глупости». Однако вскоре его соратники распространили заявление, в соответствии с которым экс-президент согласен на дистанционный допрос, но при условии, что действо состоится в зале суда.

Между тем Главная прокуратура Грузии проинформировала, что желает получить показания экс-президента по самым разнообразным делам, включая гибель в 2005 году тогдашнего премьер-министра страны Зураба Жвания и помилования лиц, причастных к убийству служащего одного из грузинских банков.

Правоохранительные органы также интересуются делами, связанными с вторжением силовиков в 2008 году в телекомпанию «Имеди», владельцем которой был ныне покойный бизнесмен Бадри Патаркацишвили, принудительным отчуждением частной собственности у разных лиц, растратой средств, принадлежащих Специальной службе государственной охраны Грузии, попыткой искусственного банкротства принадлежащего Иванишвили банка «Карту», и т. д.

Вызов Саакашвили в прокуратуру возмутил его сторонников: по их утверждению, новые власти преследуют своего основного соперника по политическим мотивам и мечтают, «по заказу Путина», посадить его скамью подсудимых. Более того, полагают они, «допрос Саакашвили на фоне оккупации и аннексии Украины есть преступление против национальных интересов Грузии».

О том, что попытка допроса Саакашвили политически мотивирована, говорят и за пределами Грузии, в частности, в Госдепе США и в Евросоюзе. На Западе также намекают, что из-за «неправильного» поведения новой грузинской власти стране не видать членства в НАТО, как собственных ушей.

Так, бывший помощник Госсекретаря США Мэтью Брайза дал понять, что Грузия на сентябрьском саммите НАТО может не получить долгожданный План действий по членству в альянсе (МАР/ПДЧ). "На саммите в сентябре Грузия могла бы получить МАР, однако из-за вызова Михаила Саакашвили в прокуратуру говорят, что, возможно, Грузия не заслуживает МАР, так как там (в Грузии) имеет место политически мотивированное и избирательное правосудие", - сказал он.

А Госдеп распространил заявление, в котором, в частности, сказано: «Никто не стоит выше закона, но начало следствия сразу по нескольким делам вокруг бывшего президента вызывает легитимное опасение по поводу политической расправы. Особенно в то время, когда еще слабы законодательные институты и органы правосудия».

Грузия, однако, ожидает не только ПДЧ, но и подписание в начале лета Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Вряд ли ЕС передумает «ассоциироваться» - он и так потерял Армению и чуть было не проморгал всю Украину, - но министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт свое "фе" все же выразил. Ситуацию вокруг Саакашвили он назвал «политикой реванша», у которой «нет будущего в Европе». По его словам, реваншистская тенденция «подорвет надежность и развитие Грузии как успешной страны».

Саакашвили же, в контексте предстоящего подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, отметил, что политические мотивированные действия властей Грузии увеличивают риск приостановки процесса сближения страны с Западом и США. Вообще же, сообщил он, один из руководителей ЕС предупредил его о договоренности Путина с правительством Грузии, предполагающей его арест.

Словом, каша в связи с вызовом Саакашвили на допрос заварилась довольно крутая. Часть наблюдателей задается вопросом – а почему, собственно, Саакашвили избегает допроса? Другие интересуются: что за «новые обстоятельства» обнаружены прокуратурой, которая и не пыталась допросить экс-президента до его отъезда из Грузии? Третьи полагают, что «нет дыма без огня», и бывшего грузинского лидера могут допросить даже в качестве обвиняемого.

На всем этом фоне самым неприятным для властей Грузии и большой части оппозиции стало заявление президента США Барака Обамы, в соответствии с которым в настоящее время вопрос вступления Грузии в НАТО (равно как и Украины) не рассматривается. Как тут не вспомнить бодрые заверения натовцев, что двери альянса для Грузии открыты?

Наивно было бы считать, что на позицию НАТО в отношении Грузии всерьез повлияла история с Саакашвили. Грузинский премьер-министр Ираклий Гарибашвили прямо заявил, что президент Обама всего лишь сказал правду: «… каждую секунду в мире что-то меняется», и вообще сейчас никто не склонен обострять отношений с Россией. Но все же многие в Грузии рассчитывали на большую благосклонность НАТО как на некую гарантию «ограждения Грузии от агрессии Кремля». А Обама вот взял и полил всех холодным душем. Отрезвил. Велел смириться.

Но вернемся к собственно Саакашвили. Его вызов на допрос вновь всколыхнул грузинскую общественность, и не будет ничего удивительного в том, если конфронтация между сторонниками и противниками экс-президента станет нарастать. Если «наезд» на Саакашвили усилится, частью местного электората это будет воспринято как смена прозападного курса Грузии и выполнение «поручений Путина». Тем более, что в Тбилиси начались, хоть и малочисленные, но все же выступления в поддержку евразийской интеграции страны.

Соответственно, все чаще стали поговаривать о «пятой колонне» и «российских деньгах в грузинской политике», в которой понять сейчас ничего невозможно. Как выразился один из местных наблюдателей, «Грузины еще не поняли, на чей алтарь тащить дары: Запад их принимает, но мало что дает взамен, а одаривать Россию все же стремно».

Ирина Джорбенадзе