Posted 7 апреля 2014,, 08:40

Published 7 апреля 2014,, 08:40

Modified 31 марта, 14:12

Updated 31 марта, 14:12

Украинская месть на Днестре

7 апреля 2014, 08:40
Присоединить Новороссию мирно Россия сегодня не может, а воевать явно не хочет. Это значит, что «крымский сценарий» и в Приднестровье пока невозможен. Москве остается лишь спасать непризнанную республику от блокады.

После принятия Крыма в состав РФ многие эксперты и официальные лица заговорили о том, что в Приднестровье может быть реализован тот же сценарий. Ходят слухи, что власти непризнанной республики направили Владимиру Путину письмо с просьбой рассмотреть этот вопрос.

Публичные заявления руководства ПМР это подтверждают. Так, глава МИД Приднестровья Нина Штански заявила, что республика «заслужила право быть признанной». А лидер приднестровцев Евгений Шевчук в интервью РБК ТВ 28 марта напомнил о референдуме 2006 года, на котором 97% жителей республики проголосовали за независимость с последующим присоединением к России. По его словам, с учетом внешней обстановки справедливое решение конфликта с Молдовой возможно только в форме цивилизованного «развода» с ней. Впрочем, желания войти в состав РФ в Тирасполе не скрывали никогда. Но значит ли это, что вопрос о присоединении стоит в Кремле на повестке дня?

Главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав считает, что да: он назвал Приднестровье следующей вероятной целью России. Об этом же заявляет экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который сейчас консультирует Киев. По его словам, после присоединения Донбасса и Новороссии (Херсон, Николаев, Одесса) Россия отрежет остаток Украины от моря и получит доступ к Тирасполю.

Однако события показывают, что вторгаться на материковую Украину Москва вряд ли намерена. К тому же тактически момент упущен: растерянность и хаос первых дней сменяются репрессиями против пророссийских активистов, а украинские войска стянуты на границу. В числе контрмер Киева и усиление блокады Приднестровья, где с 1992 года находятся российские миротворцы.

Блокада эта, введенная президентом Ющенко в 2006 году и не отмененная Януковичем, до сих пор носила почти исключительно таможенный характер: украинские пограничники, вместе с офицерами ЕС из мобильных отрядов EUBAM, патрулируют украинско-приднестровскую границу, чтобы, по официальной версии, «бороться с контрабандой».

Правда, «контрабандой» Киев, с подачи Молдовы и ОБСЕ, называет любой экспорт из ПМР, пошлины с которого не идут в Кишинев. То есть, по сути, Украина и ЕС 8 лет подряд принуждали заводы промышленного Приднестровья к переходу под юрисдикцию Молдовы и к уплате налогов в ее бюджет. И принуждали успешно: непризнанной республике, где до 2006 года уровень жизни был весьма приличным, сегодня приходится выживать за счет поддержки России.

И вот 12 марта МИД Приднестровья сообщило, что украинская погранслужба отказывает во въезде жителям региона с российским гражданством в возрасте от 17 до 65 лет (всего в Приднестровье 180 тыс граждан РФ), а курирующий республику вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин даже назвал посла Украины в Молдове Сергея Пирожкова «обнаглевшим сукиным сыном».

Гнев Рогозина вызвало письмо Пирожкова в Тирасполь. В нем посол извещает, что «в Приднестровье проводится вербовка активистов среди населения и представителей казачьих объединений региона, которых планируется направлять в Одесский регион с целью дестабилизации обстановки в области под видом местных жителей». Именно поэтому, мол, Украина и прикрыла границу.

При этом сам Пирожков доказывает молдавскому «Коммерсанту», что экономической блокады Приднестровья нет. По его словам, «за март зафиксировано 250 тыс. пересечений границы туда и обратно. Также там идет речь о 70 тыс. транспортных единиц, пересекших границу. В условиях, когда население Приднестровья составляет чуть больше 400 тыс. человек, такие масштабы впечатляют […] В целом товарооборот вырос на 14%. Как в условиях блокады может расти товарооборот? Единственное, что произошло — сокращение миграционных потоков на 30%».

По словам Пирожкова, о блокаде заговорили в Москве после Крыма. «Уже есть сообщения о том, что российский миротворческий контингент в Приднестровье планирует проведение военных учений, - говорит посол Украины в Молдове. - Знаете, какой сценарий? Сопровождение гуманитарных грузов в Приднестровье! Никогда раньше учения по такому сценарию не проводились». По словам дипломата, это значит, что Россия готовится силой прорывать блокаду ПМР.

Внимание Приднестровью, действительно, уделяется сейчас в России на самом высоком уровне. Сначала этот вопрос затронул глава МИД Сергей Лавров на переговорах с госсекретарем США Джоном Керри. Потом о Приднестровье заговорил, позвонив президенту США Бараку Обаме, Владимир Путин.

Но заявления эти подчеркнуто миролюбивы. Путин привлек внимание к фактической внешней блокаде республики, но конфликт, считает он, надо решать в формате «5+2» (то есть, на переговорах Кишинева и Тирасполя при участии РФ, США, ЕС, Украины и ОБСЕ). Лавров также выразил обеспокоенность блокадой, поддержал формат «5+2» и подтвердил, что Москва выступает за особый статус Приднестровья в составе «единой, суверенной и нейтральной» Молдовы.

Эти заявления вряд ли радуют Тирасполь. Но, с одной стороны, ему уже не привыкать: в 2003 году зам главы администрации президента Дмитрий Козак вообще почти загнал Приднестровье в состав Молдовы в обмен на невступление последней в НАТО и в состав Румынии. С другой же стороны присоединить Новороссию мирно Россия сегодня не может, а воевать с украинцами она не хочет. Это значит, что «крымский сценарий» в Приднестровье пока невозможен.

Задача Путина сегодня – спасти республику от блокады, считает председатель Совета по внешней и оборонной политике, главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

«У нас с Молдовой отношения запутанные и сложные. Украина по Приднестровью будет придерживаться теперь позиций предельно антироссийских. Если блокада продолжится, там начнутся серьезные социально-экономические проблемы. Что делать с Приднестровьем – не понятно, поскольку оно отделено от России территорией фактически враждебного государства», – сказал Лукьянов «Эксперту». По его словам, Путин, и Лавров, говоря о необходимости активизировать переговоры «5+2», пытаются вывести Приднестровье из украинской игры, не позволить превратить его в горячую точку. «Но Запад прекрасно понимает, что Приднестровье – рычаг давления на Россию, и помогать в разрешение проблемы не будет», – уверен Лукьянов.

Впрочем, кто может поручиться, что ситуация не изменится в одночасье? Ожидается, что сегодня президент Приднестровья Евгений Шевчук выступит с обращением к народу. Возможно, он заявит о полном разрыве отношений ПМР с Молдовой. Молдова и Украина опасаются, что дислоцированные в непризнанной республике российские войска начнут прорыв блокады Приднестровья, и просят НАТО о гарантиях защиты. Этого же требует от альянса президент Румынии Траян Бэсеску. В НАТО пока таких гарантий не дают.

Павел Кривошеев