Posted 11 апреля 2014,, 12:59

Published 11 апреля 2014,, 12:59

Modified 31 марта, 14:07

Updated 31 марта, 14:07

Украина рубит рельсы

11 апреля 2014, 12:59
Поезда между Украиной и Россией с мая могут быть остановлены по инициативе Киева. Это наверняка плохо повлияет на туристический сезон в Крыму, но в первую очередь ударит по украинским гастарбайтерам.

Украинская железная дорога просит РЖД прекратить с 27 мая продажу билетов на все поезда, следующие по территории Украины. «В связи с рассогласованием движения поездов между территорией материковой Украины и Автономной Республикой Крым на график 2014-2015 годов прошу закрыть продажу проездных документов на все поезда, курсирующих по территории Украины с 27 мая до отмены», — цитирует «Коммерсант» текст телеграммы от «Укрзализныци».

Такие же телеграммы получили от украинцев железнодорожники Молдавии и Белоруссии. Киев просит их временно, с 27 мая, прекратить продажу билетов на поезда, следующие транзитом через Украину. Об этом сообщает, в частности, кишиневское издание NOI.md со ссылкой на источники в ГП «Железные дороги Молдовы».

Пресс-служба самой украинской железной дороги уточняет, что «самопровозглашенная «Крымская железная дорога» в графике на 2014-2015 годы самостоятельно, без согласования с «Укрзализныцей», решила временно приостановить с 27 мая предварительную продажу билетов на поезда до полуострова».

Глава РЖД Владимир Якунин пояснил, что проблема - в переходе Крыма на московское время, которое отличается от киевского на два часа. Россияне подтвердили, что могут полностью прекратить продажу билетов на поезда на Украину: на 24 мая в ее сторону уже ничего не продают.

Техническую часть проблемы решить будет легко. Между Россией и Украиной курсирует 46 пассажирских поездов. Из них 25 составов принадлежат Украине, 14 - России, 3 - Белоруссии и 2 — Молдавии. На следующей неделе запланирована трехсторонняя встреча представителей «Укрзализныци», РЖД и «Белорусской железной дороги», где они решат, как согласовать расписание поездов на 2014-2015 годы.

Но откорректировать график движения пассажирских поездов необходимо не только из-за возникшей разницы во времени. Расписание надо пересматривать и по всей Украине в целом. Причины - резкое снижение пассажиропотока, новая таможня на Перекопе и более тщательные погранично-таможенные досмотры на украино-российской границе (стоянка поезда там удлинилась на 35-40 минут).

Сейчас в Крым россиян возят шесть поездов: из Петербурга и Москвы - в Севастополь, из Москвы, Екатеринбурга и Перми - в Симферополь, из Москвы - в Керчь. В прошлом году поездами в Крым из России прибыло 3,7 млн человек. Однако с нового года объем пассажирских перевозок между странами упал на 40%. Украинские пограничники почти не пропускают в страну мужчин-россиян призывного возраста, да и остальных пассажиров досматривают тщательнее. Это отпугивает.

В итоге с марта по железной дороге ройссийско-украинскую границу пересекают в основном граждане Украины - причем такие, кто не может отказаться от переезда из-за политической ситуации. Главным образом, это работающие в РФ украинские гастарабайтеры.

По данным ФМС в России трудятся 1,4 млн граждан Украины, но, с учетом нелегально работающих, их наберется 3 млн. В 2013 году они перевели на родину из РФ $2,7 млрд. Это по данным Центробанка. Полный объем переводов (включая передачу средств через водителей маршрутных автобусов, проводников поездов, торговых агентов, других мигрантов, с помощью дорожных чеков, платежных карт) оценивают в $8-10 млрд в год.

А ведь есть еще и молдавские гастарбайтеры, которые едзят домой в плацкартных вагонах через Украину. По ним сокращение числа поездов тоже ударит, вынудив либо покупать более дорогие авиабилеты, либо сидеть дома без работы.

Проблемы с поездами, особенно внутриукраинскими, могут повлиять и на курортный сезон в Крыму. На Украине, откуда в прошлом сезоне прибыло на полуостров 70% отдыхающих, и так звучат призывы не ехать в российский Крым. А тут еще дополнительная граница, рублевые цены и поезда. Так что украинцы скорее всего предпочтут в этом году Бердянск, где и цены пониже, и хозяева порадушнее.

Россияне же поездом в сторону Крыма если и поедут, то через Краснодар и Анапу. «Железная дорога готова к тому, что пассажир будет подвозиться к портам, в основном это сейчас про Анапу речь идет. Дальше перевозиться морским транспортом. Плюс авиационный транспорт», — заявил Якунин. Другой вариант: поездом до станции Крымск и на автобусах до Керченской переправы.

Павел Кривошеев