Posted 25 апреля 2014,, 11:25

Published 25 апреля 2014,, 11:25

Modified 31 марта, 13:52

Updated 31 марта, 13:52

Батька готовится к обороне

25 апреля 2014, 11:25
В своем ежегодном послании к белорусскому народу президент Лукашенко много говорил о событиях на Украине, а также о том, что Беларусь ждут непростые времена, что придется затягивать пояса, готовиться к худшему, но при этом не скулить.

Белорусский президент Александр Лукашенко ежегодно выступает перед парламентом и народным собранием с многочасовыми монологами. В них он подробно объясняет, почему принято то или иное решение, говорит о проблемах в экономике, устраивает публичную порку очередным неудачникам-министрам и во второй половине разговора немного говорит о ситуации в мире. В прошлый раз основной темой была Сирия.

На этот раз все было несколько иначе. Почти сразу Лукашенко заговорил о том, что в Белоруссии якобы действует "какой-то деятель", заявляющий об ущемлении русского языка. По его словам, "есть отморозки", которые "создают почву для противоречий в нашей стране". "Это не российский язык, это мой язык. Если кто-то хочет его забрать и потом размахивать как флагом, то у них это не получится. Мы свой язык никому не отдадим", — заявил глава государства.

Впрочем, Батька тут же заступился и за белорусский язык, едва ли не открытым противником которого он был прежде. "Что тут плохого? (это по поводу появления дорожных указателей на белорусском — ред.) Это наш родной язык, и мы должны его знать", — сказал белорусский лидер. И многозначительно добавил: "Уж слишком мы осторожно поддерживаем белорусский язык. Но упрекнуть нас в том, что мы русский язык не уважаем или принижаем, это сродни преступлению. Поэтому я поставил задачу Комитету госбезопасности к таким людям подходить как к диверсантам".

Позже в своем выступлении Лукашенко добавил, что некоторые "отморозки" в Белоруссии считают, будто можно выгнать президента и поставить вместо него посла России Александра Сурикова. В момент, когда он это говорил, камера белорусского телевидения показала российского дипломата: опущенные глаза, поджатые губы. Потом глава Белоруссии попросил его не обижаться за откровенность.

Прокомментировал Лукашенко и популярные в Минске разговоры о «московской угрозе». Главный союзник России заявил, что в состоянии дать отпор любому захватчику: "Откуда бы кто-то ни пришел, мы будем за свою страну сражаться". И для убедительности добавил: "(Говорят) Если завтра сюда придет Путин, неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские. А я знаю, на чьей! Поэтому не надо нас пугать Путиным…".

Не боится Батька и "пятой колонны". Мол, на Украине случилась революция, потому что кооррупционеры "до нищеты довели людей и положили экономику", а у него в стране силовики держат "под контролем эти НПО бандитские, вражеские и пятую колонну...". Да и с экономикой, обещает Лукашенко, все будет в порядке, если белорусы не будут лениться, перестанут гробить свое здоровье тем, что "жрут" "картошку с мясом на ночь".

И вообще, как считает Лукашенко, "нам не страшен никакой враг" до тех пор, пока "будут работать мало-мальски предприятия". Правда, он уже как о данности говорил в этом году и о новом повышении тарифов на коммунальные услуги, и об ограничениях в сфере бесплатной медицины, и о том, что зарплаты поднимать не с чего. А то что цены непрерывно растут уже третий год, так это сами белорусы виноваты, потому как "травят себя" импортными продуктами. Мол, патриотичнее надо быть в вопросах потребления.

Признавать серьезную зависимость состояния своей экономики от политических настроений Кремля, отношения к нему Москвы президент Белоруссии не стал. Хотя, после того, что произошло на Украине, Москва уже никак не сможет втянуть Киев в Таможенный союз, а потому значение Минска как "витрины ТС" тут же снижается. Теперь Россия и цену на газ для Белоруссии может пересмотреть (сейчас Минск покупает его по $160), и кредиты перестать выдавать. А без такой поддержки Белоруссии придется несладко.

Если же Москва в очередной раз начнет принуждать Лукашенко к тотальной распродаже госсобственности (хотя определенные шаги в этом направлении Батька вроде бы готов делать добровольно), то это и вовсе может закончиться резким ухудшением отношений. В Минске начнут "кошмарить" российский бизнес, Москва перекроет часть критически важного для соседа экспорта, и поставит тем самым белорусскую экономику на грань выживания.

Еще несколько месяцев назад о таком сценарии развития отношений Белоруссии и России и подумать было нельзя. Но теперь, после украинских событий, в Минске стали понимать, что в этом мире вообще возможно.

Но наверняка, даже под нажимом, Батька не пойдет на экономическую блокаду Украины, от которой самой Беларуси будет только хуже. Поэтому он не стесняется открыто высказываться в поддержку новых киевских властей и критиковать идею федерализации Украины, без всяких дипломатических уверток говоря, что, дескать, мы ж не дети и должны понимать, к чему такое дробление на кусочки соседней страны приведет.

Лукашенко, разумеется, осознает, что в ближайшие годы ему будет очень тяжело, но также понимает и то, что дружить с ним так, как дружила раньше, Россия уже не будет. Грядущее охолождение отношений с Москвой Минск, вероятно, воспринимает как данность.

И все же очевидно, что напуганные украинскими событиями белорусы готовы в очередной раз потерпеть - ради "стабильности, независимости и спокойствия". Поэтому для Лукашенко сложилась идеальная ситуация, какой у него не было много лет: он может проводить сколь угодно непопулярные реформы прямо перед выборами, и ни капли не бояться роста революционных настроений. Запас прочности у режима Лукашенко сейчас велик, как никогда.

Валентин Мальцев