Posted 16 июня 2014,, 08:11

Published 16 июня 2014,, 08:11

Modified 30 января, 22:31

Updated 30 января, 22:31

В ЕАЭС — без Нагорного Карабаха

16 июня 2014, 08:11
Армению впустят в ЕАЭС только без Нагорного Карабаха. Расколет ли это армянский народ, спровоцирует ли вторую карабахскую войну, или, напротив, поспособствует мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта?

Заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в соответствии с которым вступление Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) должно состояться без Нагорного Карабаха, то есть в рамках границ, признанных ООН, вызвало далеко не легкий «шорох» в Ереване. Как пишет армянская пресса, президент Армении Серж Саргсян ничего не ответил в Астане своему казахскому коллеге, сделавшему столь «скандальное» заявление. Но по прибытии на родину ему пришлось оправдываться. А прозвучало «оправдание» так: «Нагорный Карабах не является частью Армении».

Между тем остается непонятным, как будет осуществляться торговля в рамках Таможенного союза и ЕАЭС, когда Армения примкнет к двум этим союзам в условиях отсутствия границ с Нагорным Карабахом. «Мы неоднократно заявляли, что таможенного пункта на границе (Армении и НКР – прим. ред.) не будет» - цитирует АРКА министра иностранных дел непризнанного Нагорного Карабаха Карена Мирзояна. Как это возможно, он не пояснил. Расширенную версию столь категоричного утверждения озвучил руководитель комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам армянского парламента Гагик Минасян. По его пояснению, Армения и Нагорный Карабах – это «единая экономическая территория»; соответственно, таможенных пунктов между ними «нет и быть не может».

По его словам, членство Армении в ТС открывает для НКР большие возможности, делая ее более доступной для стран-членов союза, поскольку произведенная на карабахской территории продукция будет иметь тот же статус, что и продукция, произведенная в государствах Таможенного союза. Также, полагает Минасян, членство Армении в ТС позволит активизировать товарооборот в НКР и привлечь туда большее количество инвесторов. «Это вызвало озабоченность Азербайджана, вылившееся в заявление Назарбаева», - сказал он.

Впрочем, в Армении и Нагорном Карабахе есть и другие мнения. В частности, армянское оппозиционное издание Lragir приводит точку зрения председателя партии «Национальное возрождение» Айка Ханумяна, считающего, что прямая речь Саргсяна, в соответствии с которой Карабах не является частью Армении, являются «большим вызовом» для непризнанной республики. По его мнению, «ситуацию можно спасти» заключением договора между Арменией и НКР, в котором будет прописано, что обе стороны находятся в одной экономической зоне, и что Армения является гарантом безопасности Карабаха.

Активистка карабахского движения Маргарита Карамян добавила, что она возмущена заявлением Саргсяна. По ее словам, ни власти Армении, ни власти Карабаха за двадцать лет после перемирия не сделали ничего для воссоединения двух республик. «А теперь, я считаю, идет процесс раскола армянского народа. И получается, что Карабах является причиной бед Армении, но это не так, потому что Карабах на сегодня является тылом Армении. И человек, который заявляет, что Карабах не является частью Армении, не имеет права решать нашу судьбу», - сказала она.

Правда, не все в НКР рвутся к слиянию с Арменией – не случайно на референдуме 1991 года непризнанная республика в большинстве своем проголосовала за независимость. Каково общественное мнение по этому вопросу на сегодняшний день - неизвестно. Однако ясно, что сторонников независимости много, равно как немало тех, кто желает создать с Арменией единое государство. Собственно, картина здесь схожа с абхазской, что не дает гарантий долгосрочной политической стабильности. Хотя в НКР могут учесть абхазский опыт и не доводить обстановку до предреволюционной, даже если она будет навязчиво импортирована.

Но, по большому счету, что это даст? Независимость Карабаха никем не признана, даже Арменией. Часть территории Азербайджана оккупирована. Нагорно-карабахский и армяно-азербайджанский конфликты не урегулированы. Можно также с большой долей уверенности предположить, что ни в ТС, ни в ЕАЭС Нагорный Карабах, Южную Осетию и Абхазию не желают видеть, по крайней мере, Казахстан и Белоруссия, поскольку в таком случае на международном уровне возникнут вопросы легитимности этих двух союзов.

К этому стоит добавить, что, Назарбаев вряд ли «подобреет» к НКР, поскольку не захочет портить отношения с Азербайджаном – с последним Казахстан объединяют Каспийское море, энергетические интересы и тюркская идентичность. Напомним, Назарбаев отнюдь не был доволен тем, что Армения примкнет к ТС и ЕАЭС – экономического толка от нее никакого, общих границ нет. И согласие Астаны интегрироваться с Арменией стало, вероятно, только результатом учета интересов России, для которой Армения является единственным стратегическим партнером на Южном Кавказе.

В общем, Нагорный Карабах рискует остаться вне интеграционного поля. Тем более, что время от времени распространяется информация, в соответствии с которой вступление Азербайджана в ТС и ЕАЭС исключить нельзя. Подобная вероятность видится не совсем невероятной, если США «перестараются» и окончательно убедят Азербайджан в том, что затевают в нем «разноцветный» переворот для утверждения «демократии». В таких условиях гарантом безопасности Азербайджана и политического долголетия его президента Ильхама Алиева может выступить Россия. Надо полагать, ее в этом вопросе поддержат и Назарбаев, и Лукашенко.

Но, считает российский политолог Надана Фридрихсон, Москва не собирается «кнутом» заставлять Азербайджан вступать в ЕАЭС, хотя она и заинтересована в присоединении республики к этому союзу. «Отношения будут развиваться в логике региональных процессов и геополитических интриг», – сказала она изданию abc.az. И пояснила: «В первую очередь вступление Азербайджана в ЕАЭС выгодно Москве с точки зрения усиления своего влияния на региональные линии сотрудничества, в частности, учитывая ось Баку–Тбилиси–Анкара, которая достаточно перспективна с точки зрения экономических и энергетических проектов». Кроме того, отмечает политолог, участие Азербайджана в ЕАЭС было бы интересно Москве и в контексте поиска точек соприкосновения с Ираном, в участии которого в Евразийском экономическом союзе Кремль, очевидно, заинтересован.

Но вернемся к собственно Карабаху. Теоретически его членство в ТС или ЕАЭС вместе с Арменией и Азербайджаном (хотя рвения НКР к интеграции пока не видно) может быть полезно, если вопрос политического статуса Карабаха будет временно снят. Что это даст? В первую очередь, сближение противоборствующих сторон и снижение между ними градуса напряженности. Во-вторых, автоматически будет снят вопрос отсутствия или введения таможенного контроля на границе Армении и НКР, из-за которого может быть сломано много копий как между ними, так и между Арменией и Азербайджаном, что, в свою очередь, положительно отразится на «климате» в евразийских интеграционных структурах и на их международном имидже.

То есть, у противоборствующих сторон появится некий сдерживающий фактор, об отсутствии которого твердит армянская оппозиционная пресса, предрекающая новую карабахскую войну. В частности, тот же Lragir пишет буквально следующее: «Вторая карабахская война начнется непременно, потому что более нет серьезных сдерживающих факторов, а только стимулирующие обстоятельства». В качестве последнего названо нарушение баланса сил, то есть российские военные поставки Азербайджану «на сумму около 4 миллиардов долларов… , приведшие к опережающему усилению Азербайджана».

Еще одним «определяющим фактором» вероятности возобновления войны названа «международная изоляция» Армении, лишившая ее внешней поддержки со стороны Запада. Подчеркивается, что еще недавно такая поддержка наличествовала, и она способствовала не только «сдерживанию» Азербайджана, но и Турции. Но теперь этому мешают Россия и ее «пятая колона» в Армении. По версии издания, в случае войны они потребуют капитуляции Армении, упразднения остатков ее государственности и присоединения к России.

Словом, Саргсяна оппозиция ругает почем зря за «предательство» Карабаха и «всего армянского народа», но все же предлагает выход из создавшегося положения. Так, «7or» пишет, что сейчас для армянского президента «… выдался прекрасный шанс сделать Карабах стороной переговоров. Ведь сам Алиев обратился к ЕАЭС с просьбой отделить Армению от Карабаха. Прекрасно, пускай теперь Азербайджан начнет прямые переговоры с Карабахом. Армения же, как и Турция по части Азербайджана, будет следить за тем, чтобы интересы Карабаха не попирались».

Тут стоит напомнить, что неожиданный отказ Еревана парафировать Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом и решение вступить в ТС не в последнюю очередь продиктовано интересами Карабаха и его безопасности. Поэтому было бы логично вступление Армении в ТС вместе с Карабахом, либо получение гарантий безопасности НКР, если таковые вообще существуют в современной политике. Но обе эти конфигурации являются предметом переговоров всех заинтересованных сторон, о которых пока ничего не слышно.

По большому же счету, от договоренностей Армении, Азербайджана и России зависит сейчас усиление геополитической значимости постсоветского пространства в лице расширяющихся евразийских интеграционных структур, а также перспектива возможного противопоставления их Евросоюзу.

Ирина Джорбенадзе