Posted 23 июля 2014,, 09:12

Published 23 июля 2014,, 09:12

Modified 30 января, 23:09

Updated 30 января, 23:09

Белоруссия лишилась министра финансов

23 июля 2014, 09:12
Лукашенко уволил главу минфина Андрея Харковца. Эксперты говорят, что за некомпетентность, а рядовые белорусы ждут девальвацию и в отставке министра уже видят признак приближающихся финансовых катаклизмов.

Министр финансов Белоруссии Андрей Харковец был освобожден от занимаемой должности. В отставку его своим личным указом отправил президент республики Александр Лукашенко.

Харковец работал на своем посту с 14 августа 2008 года. До этого Минфин 10 лет подряд возглавлял Николай Корбут. В марте 2008 года Корбут перенес инсульт, но так и не оправился от произошедшего. И на работу не вышел.

50-летнего Харковца тоже можно считать правительственным «долгожителем», несмотря на относительную для руководителя такого ранга молодость. Теперь белорусское общество гадает, в чем же причина его отставки. В журналистской среде ходят слухи, что министр еще с начала года серьезно заболел. И даже якобы проходил курс лечения в одной из европейских стран, а потому оказался не в состоянии полноценно управлять министерством.

Характерно также и то, что о последующей судьбе Харковца Лукашенко совсем не позаботился. Когда Батька уволил премьер-министра Сергея Сидорского, то сделал его министром Евразийской экономической комиссии. Вообще, принцип кадровой политики Лукашенко всегда умещался в смысл поговорки: держи друзей рядом, а врагов - еще ближе. Сидорскому в свое время прочили кресло президента, наследника Лукашенко, и Батька быстро от него избавился. Но при этом все же «трудоустроил».

Про судьбу же Харковца неизвестно вообще ничего. В мае Лукашенко серьезно обновил кадровый состав Совета безопасности Белоруссии, но министру финансов здесь места не нашлось. "Харковец уже много месяцев как исчез из поля зрения. Говорили, что он тяжело болен и лечится за границей. А примерно месяц назад Харковца исключили из состава экспертного совета по госпрограммам и не включили в рабочую группу по подготовке бюджета на 2015 год и в обновленный состав Совета безопасности. То есть де-факто отстранили от контроля за финансовыми потоками", - рассказывает белорусский банковский аналитик Юрий Гончар.

Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико говорит, что все дело в том, что министр финансов просто не справился со своей работой и в чем-то не оправдал надежд Лукашенко. "Скорее всего, отставка Андрея Харковца может быть связана с тем, что в РБ была неэффективная налоговая политика, а также бюджетирование затрат. И массу денег потратили бесконтрольно. Минфин должен осуществлять контроль за расходованием средств бюджета – особенно на проведение модернизации, закупку новой техники, реализацию программ в рамках этого бюджета", - говорит эксперт.

Заико также обращает внимание на тот факт, что Лукашенко в последнее время довольно часто устраивал разносы белорусским чиновникам за то, что они разрешают госпредприятиям закупать дорогое оборудование, которое потом простаивает. За выполнением этих программ и следил Минфин, понятно, что следил плохо.

Впрочем, аналитик говорит также о том, что Харковец "соответствовал "дресс-коду" министра финансов в стране". "Он был простым министром без особого образования, по-английски он не говорит, по-немецки тоже. Вел он себя абсолютно адекватно и слушался приказаний", - заключает эксперт. И не исключает также, что Харковца могли уволить перед выборами, после которых сразу последует девальвация.

Эта версия - едва ли не самая популярная в белорусском обществе. Здесь часто говорят о том, что «скоро обвал рубля и экономики», а потому Батька заранее подбирает людей, которых сделает "виновниками всех проблем".

Харковец — удобный персонаж, на который белорусы могут выместить все недовольство правительством, которое уже не способно поддерживать неплохой, до последнего времени, уровень жизни в стране. В народной памяти он останется автором идеи взимать по $100 за каждый выезд гражданина Беларуси за границу. С его же подачи был разработан законопроект о введении налога на неработающих граждан - так называемый "налог на тунеядство". При нем же в Белоруссии ввели налог на использование частных автомобилей.

Для Лукашенко Харковец также идеальный "стрелочник", на которого будут свалены все грехи за то, что страна за время его нахождения у финансового «руля» нарастила внешний госдолг в 3,3 раза. На начало 2009 года он составлял $3,7 млрд, к 2014-му — уже $12,4 млрд.

В марте 2013 года Лукашенко даже угрожал высокопоставленному чиновнику тюрьмой. Тогда Батька возмущался тем, что некоторые частные компании слишком много зарабатывают на рынке страховых услуг. Минфин он при этом назвал "беспомощным", а руководителю ведомства пригрозил: если тот не примет срочные меры, то «отправится в камеру». Но в тюрьму тогда никто не сел.

В Белоруссии отставку министра обсуждают даже на бытовом уровне. Многие гадают, кто займет место Харковца, хотя экспертов это как раз занимает в последнюю очередь. "Кто бы не пришел на его место, все останется по-прежнему. Ведь в странах с серьезной бюджетной политикой, министры финансов – это грамотные люди из науки, например, Алексей Кудрин, Лешек Бальцерович. А теперь представьте себе ученого на месте министра финансов. В правительстве начнутся судороги и все сразу попадают", - убежден Заико.

Тем не менее, эта отставка взбудоражила белорусов. Паникеры практически сразу заговорили о том, что девальвация якобы может случиться и до выборов, которые пройдут только в следующем году. Якобы Лукашенко мог задумать такой сценарий: провалы в экономике списать на отдельных членов правительства, а самому пообещать решить все проблемы. Девальвация вновь подстегнет рост экспортных поставок и снизит объемы потребляемого Белоруссией импорта. Люди опять обеднеют, зато промышленность вздохнет с облегчением.

Такие междевальвационные циклы в Белоруссии обыватели уже называют "экономическими". "Здесь все всегда повторяется. Не стало денег? Сделай трехкратную девальвацию, люди будут роптать, но недолго. А за это время поднимается с колен промышленность, берутся новые кредиты в РФ, и опять все богатеют и забывают о проблемах. Лукашенко часто говорит о "пятилетках". У нас этот термин означает не плановую экономику, а предсказуемые кризисы", - резюмирует в разговоре с корреспондентом "Росбалта" владелец сети закусочных Андрей.

Сегодня практически все белорусские бизнесмены, чиновники, обыватели ждут девальвацию. Кто-то с ужасом, кто-то — как Андрей - с готовностью ее принять как неизбежное зло. “Сейчас расходы у населения маленькие, все ждут худшего. Но я привык ничего к концу президентской каденции не планировать: знаю, что будет девальвация на стыке между сроками”, - заключает он.

Валентин Мальцев