Posted 30 июля 2014,, 08:35

Published 30 июля 2014,, 08:35

Modified 31 марта, 12:21

Updated 31 марта, 12:21

Перемены на «восточном фронте»

30 июля 2014, 08:35
Смогут ли евроскептики помешать сближению Грузии, Украины и Молдовы с ЕС? Как отразится уголовное преследование Саакашвили и его соратников на взаимоотношениях Грузии с Евросоюзом, и чем рискует при этом Тбилиси?

Значительная часть населения ведущих европейских стран – Великобритании, Франции и Германии сомневается в необходимости приема в Евросоюз Грузии, Молдовы и Украины, подписавших недавно Соглашение об Ассоциации с ЕС. Как передает РИА "Новости" со ссылкой на данные социологического опроса, проведенного агентством ICM Research, более всех к расширению ЕС не готовы немцы. На вопрос: «Поддерживаете вы или нет прием новых членов — таких, как Грузия, Украина и Молдавия, в состав ЕС?», положительно ответили около 1 процента опрошенных.

Еще 21 процент заявил, что «скорее, поддерживает», а 71 процент респондентов ответил отрицательно. Также отрицательно к вступлению трех постсоветских стран в Европейский Союз относится около половины жителей Великобритании и Франции.

Между тем правительства Грузии, Украины и Молдовы если и не питают иллюзий по поводу сжатых сроков вступления их стран в ЕС, они, по крайней мере, воодушевлены тем, что Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом подписано. Правда, в случае с Украиной дело не обошлось без большой крови; с Молдовой – сравнительно малыми неприятностями; с Грузией – пока гладко. Примечательно, что Тбилиси и Кишинев документ ратифицировали почти сразу после его подписания, а Киев – нет.

О причинах такой странности – несколько ниже. А пока приведем выводы из статьи в Eurasianet, в соответствии с которыми «успех партий евроскептиков на майских выборах в Европарламент ставит под вопрос процесс перехода Грузии от недавно подписанного с Евросоюзом соглашения об ассоциации к давно вынашиваемой цели – полноправному членству в Евросоюзе».

Как пишет издание, несмотря на то, что евроскептики получили на выборах в Европарламент всего 140 из 751 места, этого может оказаться достаточным, чтобы притормозить инициативы по продвижению Грузии, Молдовы и Украины на пути к членству в ЕС.

Оно также напоминает, что в одних из самых крупных стран Европы – в Великобритании и во Франции, «… большинство голосов, хоть и с небольшим отрывом, получили партии, выступающие против ЕС, еврорасширения и иммиграции. Кроме того, в парламент прошли представители ультраправой Национально-демократической партии Германии, а также называющей себя неонацистской партии Греции «Золотой рассвет» и профашистской партии Венгрии «Йоббик». На этом фоне разговоры о дальнейшем расширении ЕС становятся сегодня для политиков европейского блока из 28 стран просто самоубийственными».

Eurasianet приводит мнение евродепутата от антииммиграционной Партии независимости Соединенного Королевства Уильяма Дартмута, считающего, что в случае вступления Грузии в ЕС «произойдет массовая иммиграция с несоразмерным перекосом в сторону Великобритании», спровоцированная «гигантской несоразмерностью доходов». В данном контексте политик проводит параллель с Польшей, Румынией, Болгарией, и заявляет: «Мы категорически возражаем против политиков и бюрократов, выступающих за неограниченное расширение (ЕС – прим. ред.)».

И далее: евроскептики с их неприязнью к иммиграции могут повлиять на шансы Грузии и Украины получить безвизовый въезд сроком до 90 дней в 22 страны Евросоюза, на что требуется согласие Европарламента, Европейского Совета, представляющего правительства стран ЕС, и Еврокомиссии. Здесь уместно вспомнить, что жители Молдовы уже пользуются соответствующей привилегией.

Впрочем, возможно, не все так безнадежно, как может казаться. Во-первых, на руку трем бывшим постсоветским республикам может сыграть «отсутствие единства между партиями евроскептиков: совместные действия даются им с трудом и это может усложнить задачу превращения численного успеха во влияние на проводимый политический курс».
Кроме того, отмечает старший научный сотрудник брюссельского Центра изучения европейской политики Майкл Эмерсон, население Украины в десять раз превышает население Грузии: «Полагаю, если Грузия подойдет к вопросу осторожно и взвешенно, то она может обрести безвизовый режим уже в довольно краткосрочной перспективе». То есть, пояснил он, Грузия не может считаться крупным поставщиком мигрантов в государства Евросоюза.

В Тбилиси же полагает, что к 2016 году Грузия получит безвизовый режим – во всяком случае, таково мнение президента страны Гиоргия Маргвелашвили. Правда, глава миссии ЕС в Грузии Филипп Димитров практически открытым текстом предупредил грузинские власти, что Евросоюз может приостановить переговоры о введении безвизового режима с Грузией из-за громких арестов бывших высокопоставленных чиновников страны. Но в ответ на это один из грузинских министров его чуть ли не высмеял.

Но, вероятно, не до смеха будет, когда ЕС и США начнут активно реагировать на привлечение экс-президента Михаила Саакашвили к уголовной ответственности: 28 июля Главная прокуратура Грузии обвинила его в «массовом разгоне митингующих 7 ноября 2007 года, разгроме частной телекомпании «Имеди» и завладении преступным путем имуществом Бадри Патаркацишвили" (ныне покойный бизнесмен – прим."Росбалта"). По этому делу проходят также бывшие первые лица трех силовых структур и экс-мэр Тбилиси.

Пока же заявление сделал Госдеп: он выразил беспокойство в связи с привлечением Саакашвили к уголовной ответственности. По информации СМИ, в нем грузинским властям напоминается о необходимости соблюдения принципов верховенства закона. «В демократическом обществе, - сказано в заявлении, - все должны подчиняться закону, и правовая система не должна быть использована как политическое оружие». Вашингтон также предупредил, что «присматривается к этому и другим подобным делам».

Как заявили политические соратники Саакашвили, экс-президент расплачивается сейчас за помощь и поддержку правительству и народу Украины (он часто бывает в Киеве). И вообще уголовное преследование против него «ведется в угоду Путину».

Между тем евроскептики заговорили о том, что хоть расширение ЕС на восток и контрпродуктивно, оно непременно должно быть согласовано с Россией. «Не думаю, что было бы сейчас продуктивно расширять ЕС. Можно было бы, конечно, подумать о расширении союза, если провести переговоры с заинтересованными странами, ЕС и обязательно с участием России. Принятие в ЕС стран постсоветского пространства в ущерб интересам России я считаю проблематичным», - цитирует РИА Новости немецкого консервативного политика и публициста, одного из организаторов партии евроскептиков «Альтернатива для Германии» Александра Гауланда.

По его словам, «несмотря на обострившуюся международную обстановку, в Европе продолжают существовать настроения в пользу включения России в общеевропейскую конфигурацию. … У нас нет стремления отрывать Россию от Европы и отталкивать ее в сторону Азии. В дальней перспективе, конечно, и страны постсоветского пространства могли бы стать членами ЕС, но считаю, что нельзя их принимать вопреки России».

Выше уже было упомянуто, что Украина, заплатившая за ассоциированное членство с Европой огромную цену, в отличие от Грузии и Молдовы соответствующий документ пока не ратифицировала. Почему? В этом вопросе попыталась разобраться Deutsche Welle, цитируемая ИноСМИ. В числе версий причин задержки ратификации германское СМИ рассматривает попытки Украины завершить переговоры в трехстороннем формате, то есть с Россией и Евросоюзом. Их целью, предполагает руководитель представительства немецкого Фонда имени Генриха Белля на Украине Кирилл Савин, является предупреждение нежелательных экономических санкций и других недружественных шагов со стороны Москвы: «Киев хочет сохранить хоть какой-то товарооборот с Россией».

«Трудно сказать, - отметил он, - сколько это все продлится, с политической точки зрения соглашение следует ратифицировать как можно скорее. Но, как мне кажется, это может продлиться до начала сентября».

А по мнению директора киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, главной причиной проволочек с ратификацией являются процессы, происходящие внутри самой Украине. Что же касается консультаций с Россией, эксперт напомнил, что соглашение, подписанное между Украиной и Евросоюзом, является двусторонним, и ставить ратификацию в зависимость от согласия России «в контексте того, что происходит сейчас в Донбассе при поддержке России», было бы политически неверно.

Иные же, в частности, директор компании стратегического консалтинга Berta Communications, киевский политолог Тарас Березовец рассказал, что, по имеющейся у него информации, задержка ратификации соглашения об ассоциации с ЕС произошла по настоянию Франции и Германии, которые хотели обсудить с Москвой возможные убытки российской экономики от потери украинского рынка.

«Лидеры двух европейских стран попросили президента Украины Порошенко не вносить в парламент проект закона о ратификации соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Если бы Киев не прислушался к этим призывам, могли бы возникнуть проблемы с ратификацией соглашения об ассоциации национальными парламентами Франции и Германии», - сказал он.

Словом, практически во всех рассуждениях, касающихся относительно близких или отдаленных перспектив плотной смычки либо вступления постсоветских государств в ЕС, фигурируют три стороны – страна-претендент, Брюссель и Москва. Но, заметим – Россию, хотя она является ведущей страной постсоветского пространства и вообще крупнейшей мировой державой, к интеграции никто не приглашает. Более того, другая мировая держава – США, делает все для того, чтобы поддержать противников России.

Как пишет Atlantico, имея в виду украинские события, «такая поддержка явно отдает холодной войной и не имеет ничего общего с интересами украинцев». «После падения берлинской стены в ноябре 1989 года американские политики и стратеги считают главной угрозой сближение и образование альянса между Европой и Россией. Такое объединение могло бы бросить вызов мировому государству США, которое позволяет Вашингтону совершенно безнаказанно вмешиваться во внутренние дела других стран, объявлять им войну и устанавливать международное право в соответствии со своими личными интересами», - сказал французскому изданию специалист по вопросам геополитики и экономики, генерал Жан-Бернар Пинатель.

Он напомнил, что писал бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский в свой знаменитой книге «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы». «В ней, - пояснил генерал, - он оперирует двумя созданными еще Маккиндером концепциями, Евразией и «сердцем земли». И повторяет его знаменитую максиму: «Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем земли; тот, кто правит Сердцем земли, владеет Мировым Островом (Евразией); тот, кто правит Мировым Островом, владеет миром». Из нее он делает следующий вывод: «Для Америки главная геополитическая цель — это Евразия».

Что же до собственно Украины, если она «… падет, это кардинально уменьшит геополитические варианты России. Сохраняя Украину, Россия может даже без Прибалтики и Польши с уверенностью смотреть в направлении евразийской империи. Но без Украины с ее 52 миллионами братьев и сестер славян любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю может затянуть Россию в долгие конфликты с неславянскими народами, которыми движут национальные или религиозные мотивы». Словом, разделяй и властвуй!

Но вернемся к Грузии. Подписав соглашение с ЕС, Грузия не столько ассоциируется, сколько (в который уже раз за свою историю!) мимикрирует . И делает это вполне искренне, при том что искренность служит защитой от подсознательного понимания обидной зависимости. Однако в последнее время в грузинской политике появился новый штрих – несмотря на стратегическое партнерство с США, официальный Тбилиси стал воздерживаться от риторики, схожей с риторикой ярых критиков России в ЕС и США. И это очень хорошо видно в сравнении с Украиной - эмоциональных заявлений грузинские власти не делают.

В грузинских политических кругах смена тона Тбилиси расценивается по-разному – от «трусости и предательства» интересов украинского народа до «конструктивизма и политической прагматичности». А премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили даже стал советовать Киеву взять «хороший пример» с Тбилиси, который и соглашение подписал, и с Россией не разругался.

Что дальше? А дальше перед Грузией, в отличие от Украины, открыто несколько дорог: вопрос в том, по которой идти. Так, Грузия может набраться терпения, довести до конца процесс унификации своего законодательства с общеевропейским, не огрызаться на окрики ЕС по тому или иному поводу, и смотреть в глаза Брюсселю. В таком случае у нее есть шансы на некоторые преференции со стороны ЕС – в частности, введение трехмесячного безвизового режима для граждан страны. При этом мечта вступить в ЕС еще долго, на радость России, будет оставаться мечтой.

Но тут есть одно неприятное обстоятельство. ЕС, и это стало уже очевидным на примере той же Украины, далеко не однородное и весьма противоречивое объединение, политическим локомотивом которого пока является Германия. То есть, больших и малых «хозяев» у Грузии в ЕС немало, и надо держать нос по ветру, чтобы правильно оценить баланс сил в самом Европейском союзе и «подпевать» сильнейшему.

Но и это не все. Политическое «соло» Грузии не должно противоречить отношениям «сильнейшего» с США – в противном случае Грузия рискует попасть в опалу американцам. Ну и, конечно, во всех этих лабиринтах Грузия не должна попадаться на «зуб» России.

Словом, плохо быть маленькой и бедной страной, да еще в столь устрашающем геополитическом треугольнике: никак не предугадаешь, на чью плаху попадешь.

Ирина Джорбенадзе