Posted 26 августа 2014,, 07:32

Published 26 августа 2014,, 07:32

Modified 31 марта, 11:56

Updated 31 марта, 11:56

Президент с четвертой попытки

26 августа 2014, 07:32
Выборы главы Абхазии выиграл Рауль Хаджимба, фактически свергнувший своего предшественника. Что ждет теперь «Страну души»: новый переворот, вхождение в РФ или «независимость» на российские деньги?

Внеочередные выборы президента Абхазии, по предварительным данным Центризбиркома республики, завершились победой Рауля Хаджимба – человека, фактически свергнувшего своего предшественника Александра Анкваба. Оппозиционер Хаджимба неоднократно боролся за президентский пост и, наконец, добился его - он набрал 50, 57% голосов избирателей, то есть за него проголосовали немногим более 50 тысяч человек.

Его основному сопернику, бывшему председателю Службы госбезопасности Аслану Бжания отошло 35,91 % голосов. Остальные кандидаты на пост президента – и.о. министра обороны Мераб Кишмария и экс-министр внутренних дел Леонид Дзапшба - получили 6,4 % и 3,4 % соответственно. Против всех проголосовали 1,8%. Явка на выборы составила 70%.

По данным агентства «Апсныпресс», на выборах работали порядка ста наблюдателей из России, Науру, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха, "Донецкой народной республики", представители общественных организаций Армении, Японии и других государств. Также к наблюдателям отнесены (странная формулировка!) «граждане» Италии, Бельгии, Люксембурга, Великобритании, Сан-Марино, Украины, Германии, Франции, Финляндии, Индии, Бразилии, Чехии, Болгарии, Литвы.

Помимо Абхазии, голосование проходило в Москве, Черкесске и Стамбуле. В Турции случилась неувязочка. По версии абхазских источников, «по жалобе грузинского посольства в Турции» на избирательный участок, расположенный в здании Федерации культурных центров и полпредства Абхазии, явилась полиция – ей сообщили о наличии в помещении взрывного устройства. « Осмотрев все и не найдя ничего подозрительного, полицейские конфисковали урну и забрали ее с собой», - рассказал заместитель председателя Госкомитета Абхазии по репатриации Эркан Кутарба. Но вскоре доставили новую урну, и участковая комиссия возобновила работу. На российской территории голосование прошло без эксцессов.

Зато за пару дней до этого в Сухуме был обстрелян автомобиль редактора «Нужной газеты» Изиды Чаниа, припаркованный около офиса редакции. Как рассказала она радиостанции «Эхо Кавказа», стрельба была «жуткой», продлилась минуты три, палили из двух автоматов. «Это, конечно же, связано с моей деятельностью. Я совершенно откровенно выступаю против кандидата в президенты Бжания, которого считаю очень опасным для нашего общества. Мои опасения подтвердились», - сказала потерпевшая. А двумя днями ранее в дом председателя ЦИК Батала Табагуа было брошено взрывное устройство.

Кроме того, в ночь на день выборов взрыв прогремел у забора дома обозревателя «Апсныпресс» Надежды Венедиктовой. Сама журналист считает маловероятной связь между инцидентом и ее профессиональной деятельностью. Но, как бы то ни было, предвыборный период в частично признанной республике был отмечен серией взрывов.

Между тем глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, возглавляющий делегацию наблюдателей от РФ, заявил, что выборы прошли без существенных нарушений и соответствовали законодательству Абхазии. Президент России Владимир Путин поздравил Хаджимбу с победой. В сообщении пресс-службы Кремля, в частности, сказано, что глава российского государства выразил надежду на то, что деятельность Хаджимбы будет способствовать достижению общенационального согласия, обеспечению внутриполитической стабильности и эффективному решению актуальных задач социально-экономического развития Абхазии.

Международное сообщество абхазские выборы традиционно назвало нелегитимными. В частности, Евросоюз распространил заявление в поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии и сообщил, что выборы в Абхазии не признает. Аналогичное заявление распространило и НАТО – генсек альянса подчеркнул, что проведение выборов президента Абхазии «не способствует долгосрочному урегулированию ситуации в Грузии». А грузинский МИД «так называемые президентские выборы» назвал неудачной попыткой узаконивания оккупации Абхазии и этнической чистки сотен тысяч людей.

Тем не менее, государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил русской службе BBC, что, по его мнению, кто бы ни стал «лидером абхазского общества», грузинской стороне надо найти с ним общий язык – для примирения с абхазским народом и мирного урегулирования конфликта. По его словам, следует «постараться максимально заинтересовать абхазское население альтернативой российскому присутствию». Таковой он назвал «европейскую интеграцию и демократическую Грузию».

Госминистр также напомнил, что согласно международному праву территория Абхазии считается оккупированной российскими войсками, и в Грузии принят закон об оккупированных территориях. «Соответственно, - пояснил он, - все, что происходит на территории Абхазии, происходит в режиме оккупации. Считаем, что в таком режиме очень трудно дать населению возможность волеизъявления». По его информации, правительство Грузии инициировало внесение изменений в закон об оккупации, в частности, с тем, чтобы «нарушение грузино-российской государственной границы на отрезке Краснодарского края, в Сочи, в Адлере, не считалось уголовно наказуемым».

Но вернемся к собственно Хаджимбе и вопросу дальнейшего развития политических процессов в Абхазии. Судя по тому, что Хаджимба даже на фоне массового отказа грузинам в праве голоса (считалось, что они отдадут свои голоса Бжания и Кишмария) не набрал и 51% голосов избирателей, поляризация в абхазском обществе весьма серьезная. Абхазы в большинстве своем желают самостоятельности, и, в отличие от Южной Осетии, не хотят присоединения к России. А Хаджимба, не в пример строптивому и свергнутому Анквабу, во всем будет послушен Москве. Соответственно, в Абхазии можно ожидать нового гражданского противостояния.

Руководитель Института грузино-абхазских отношений Зураб Шенгелия рассказал «Интерпрессньюсу», в чем не сошелся Анкваб с Россией, и на что, в отличие от своего предшественника, может пойти Хаджимба. В частности, свергнутый президент отказался от запланированного Россией строительства больших портов в Сухуме, Нижней Эшере и Гудауте. Также он «зарубил» российский проект строительства центра логистики в Нижней Эшере с филиалами на Северном Кавказе и проект строительства дороги на Северный Кавказ через Кодорское ущелье. Анкваб также не желал восстановления по абхазской территории сквозного железнодорожного сообщения Россия – Грузия.

«Эти четыре решения создали России дискомфорт. Сейчас идет работа над новым соглашением между Абхазией и Россией. … В предвыборный период кандидаты в президенты выразили свое отношение к этому вопросу. Хаджимба считает, что обязательно нужно проложить дорогу на Северный Кавказ через Кодорское ущелье, а также восстановить железнодорожное сообщение. По остальным вопросам он ничего не говорил», - рассказал Шенгелия.

По его мнению, «Абхазы не хотят запуска железной дороги и строительства в Абхазии больших промышленных портов. Большей близости с Россией не хотят ни абхазы, ни проживающие в Гали грузины. Это тот общий интерес, который после завершения выборов будет главной головной болью нового президента».

Говоря о большей близости России и Абхазии и вопросе вхождения республики в состав РФ, в июле «Левада-Центр» провел социологическое исследование. Как выяснилось, 52% россиян считает, что Абхазия должна быть суверенным государством. И только 25% поддерживает ее присоединение к России.

Примечательно, что за два дня до президентских выборов и.о. президента Абхазии, спикер парламента Валерий Бганба обратился от имени местного законодательного органа и «всего народа» к Нурсултану Назарбаеву с просьбой поддержать обращение к парламенту Казахстана признать суверенитет и независимость Абхазии. Аналогичную просьбу Бганба направил Совету Республики Национального собрания Белоруссии.

Можно только строить догадки, почему Абхазия обратилась именно к Казахстану и Белоруссии, которые вместе с Россией являются членами Таможенного союза, однако не признавшими независимость Абхазии. Вероятно, в просьбе им будет отказано. Но если Абхазию примут в состав РФ, что не обойдется без гражданской войны в «Стране души», то как поступят Астана и Минск? Согласятся ли они на членство Абхазии в Таможенном и (или) Евразийском союзах?

Но нужно ли России принятие Абхазии в свой состав? Не проще ли иметь ее в качестве буферной зоны между РФ и прозападной Грузией, тем более, что на территории Абхазии расположены российские военные базы? Либо можно подписать с республикой соглашение об ассоциированных отношениях, информация о котором так взбудоражила абхазское общество во время недавнего политического кризиса, вызванного выживанием Анкваба из политики и завершившегося (или все еще впереди?) внеочередными президентскими выборами?

Под ассоциированными отношениями подразумевалась форма объединения двух государств, при которой меньшее, то есть Абхазия, формально суверенно и независимо, но при этом делегирует львиную долю своих полномочий, включая вопросы внешней политики и армии, большему государству. Хаджимба тогда против подобного соглашения не выступал. Но во время своей предвыборной кампании он инициировал подписание между Россией и Абхазией нового межгосударственного соглашения. О его содержании пока ничего не известно. Возможно, Хаджимба просто не стал отпугивать от себя электорат словосочетанием «ассоциированные отношения», то есть практически перспективой создания единого государства с Россией.

Но, как бы то ни было, а отсчет политического времени для нового абхазского президента фактически начался. Накануне, то есть сразу после оглашения предварительных итогов выборов, он дал пресс-конференцию, на которой заявил, что в первую очередь займется «реформированием системы, объединением народа, не разделяя его на своих и чужих». Словом, «строительством государства». Избранный президент не уточнил, каким образом и на чьи деньги он выполнит свои обещания.