Posted 29 августа 2014,, 16:19

Published 29 августа 2014,, 16:19

Modified 31 марта, 11:51

Updated 31 марта, 11:51

За тех, кто исчез в застенках

29 августа 2014, 16:19
Завтра отмечается Международный день исчезнувших людей. Туркменские и западные правозащитники собираются провести кампанию «Запомните их живыми!» в поддержку политзаключенных в Туркмении.

Накануне 30 августа – Международного дня исчезнувших людей - на корреспондента «Росбалта» тайно вышли туркменские правозащитники. Они сообщили, что к этой дате приурочили кампанию «Запомните их живыми!», посвященную, «пропавшим» в туркменских тюрьмах. Как утверждали источники «Росбалта», большинство «исчезнувших» были приговорены к длительным срокам лишения свободы в конце 1990-х и начале 2000-х годов в ходе нескольких волн массовых арестов и несправедливых судебных процессов по сфабрикованным обвинениям.

Общее число таких пропавших - около 100 человек. По информации из Туркменистана, все политзаключенные находятся в колонии строго режима Ован-Депе. Они содержатся в специальном блоке, а на куртке их тюремной робы выведена надпись: «Изменник родины».

Как сообщили «Росбалту» туркменские диссиденты, им удалось установить контакт с западными правозащитниками. При помощи своих зарубежных коллег туркменские оппозиционеры создали и разместили на YouTube видеоклип об исчезнувших в Туркмении политзаключенных. В клипе фото узников, перемежается со снимками встреч президента Туркмении Гурбангулы Бермухамедова с лидерами мировых держав, которые, по мнению оппозиционеров, ради туркменского газа закрывают глаза на продолжающиеся в республике репрессии.

«Туркменские диссиденты, передающие информацию за рубеж – очень отважные люди, если их поймают, то они окажутся за решеткой. Интернет в Туркмении просматривается спецслужбами, прослушиваются телефонные разговоры – тем не менее наши коллеги в этой стране нашли способ передать информацию. Без их помощи нынешняя кампания в защиту исчезнувших в Туркмении была бы невозможна», - заявила «Росбалту» директор американской правозащитной организации Crude Accountability Кейт Уоттерс. Как считает госпожа Уоттерс, «туркменские власти должны как минимум сообщить родственникам людей, которых они посадили в тюрьму, живы их близкие или умерли».

Туркмения сегодня – одно из самых закрытых и тоталитарных государств мира, во многом напоминающее Северную Корею. Так, корейская идеология «чучхе» - опоры на собственные силы, близка властям Туркменистана, которые также говорят о желании полностью не зависеть от мировой экономики. Идеология Туркмении, особенно при первом президенте республики Сапармурате Ниязове, тоже очень походила на северокорейскую.

Сапармурат Ниязов официально назывался великим вождем туркмен (туркменбаши), а написанное якобы им произведение «Рухнаме» были обязаны изучать все жители государства. Муфтий страны отказавшейся объявить сочинение Ниязова более значимым, чем Коран, оказался за решеткой. При первом президенте были переименованы месяцы года. Так в честь Ниязова был назван январь, в честь его матери апрель, а в честь «Рухнамы» сентябрь.

Правда, после смерти первого президента и прихода к власти Гурбангулы Бермухамедова были демонтированы статуи туркменбаши, возвращен прежний григорианский календарь, а имя Ниязова было вычеркнуто из гимна и клятвы верности.

Однако, хотя и в меньшей степени, в республике установился культ нового туркменского лидера. «Бермухамедов развивал свой культ в ином направлении. Он противопоставил старости и дряхлости Ниязова свою молодость. Самое смешное, что он стал позиционировать себя в качестве секс-символа. Навязывалась мода, особенно женщинам, - иметь заставки на телефонах с его портретом, причем не канонические фото, а с его неформальных сайтов - на велосипеде, с гитарой и так далее», - рассказывают туркменские диссиденты.

По мнению правозащитников, масштаб репрессий также значительно понизился. Новый президент «сосредоточился» на «ваххабитах» и обучающихся за границей студентах. «В конце правления Ниязова многие люди уже держали дома чемоданчики с вещами, на случай неожиданного ночного ареста. Сейчас, это время, к счастью закончилось», - сказал источник «Росбалта».

Однако в целом ситуация с правами человека в республике по-прежнему остается очень тревожной. Относительно новый лидер не только не торопится выпускать на свободу политзэков, но успел посадить и новых. Например, бывшего туркменского политзаключенного Гулгельды Аннаниязова, жившего в эмиграции в Норвегии, задержали по возвращении в Туркменистан в июне 2008 года и вскоре после этого приговорили к 11 годам лишения свободы по обвинениям, содержание которых не разглашалось.

«Придя к власти, Бердымухамедов должен был положить конец насильственным исчезновениям, –– заявила «Росбалту» заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер. –– Насильственное исчезновение — это преступление, которое длится все то время, пока человек числится пропавшим и нет никакой информации о его судьбе и местонахождении. Чем дольше бездействует Бердымухамедов, тем больше причастность его правительства к тому, что эти ужасные преступления продолжают совершаться».

Игорь Ротарь