Posted 12 сентября 2014,, 07:06

Published 12 сентября 2014,, 07:06

Modified 31 марта, 11:39

Updated 31 марта, 11:39

Блокомания

12 сентября 2014, 07:06
Является ли создание российско-абхазского военного союза ответом Москвы на украинские события и намерение НАТО закрепиться в Грузии? С чем мы имеем дело – с военной «пугалкой», или с далеко идущей претензией на ломку устоявшегося мирового порядка?

Абхазия хочет остаться независимым государством и при этом подписать с Россией новый договор, ключевым пунктом которого является создание сторонами военного союза. Как заявил избранный президент частично признанной республики Рауль Хаджимба, документ будет подписан до конца года. Он опроверг информацию о том, что с созданием военного союза будут ликвидированы абхазские силовые структуры, либо произойдет слияние министерств обороны России и Абхазии.

Ожидается также открытие российско-абхазской границы, поскольку без него «нашему государству очень сложно экономически развиваться». Хаджимба пояснил, что «границу никто не отменяет, и оперативные работы по недопущению всякого рода нарушений будут проводиться». Но свободный режим пересечения границы должен быть схожим с тем, что действует между государствами Европы, считает абхазский лидер.

Новый военный союз может пополниться третьим членом - Южной Осетией. В отличие от Абхазии, население этой тоже частично признанной республики не стремится к государственному суверенитету – Цхинвал желает вхождения в состав Российской Федерации. Нарождающийся военный триумвират некоторые эксперты поспешили окрестить «аналогом» НАТО или ОДКБ, хотя некорректность такого сравнения очевидна ввиду отсутствия у Абхазии и Южной Осетии самостоятельных армий: их безопасность обеспечивает Россия.

Но, как бы то ни было, речь, во-первых, идет о большей интеграции России с Абхазией и Южной Осетией, а также о создании российского пояса безопасности на Южном Кавказе. Почему это происходит именно сейчас? Можно предположить, что Москву к созданию новой оборонной конфигурации подтолкнули события на Украине и перспектива формирования на постсоветском пространстве очередного непризнанного государства – Новороссии в лице Донецка и Луганска; а также и расширение планов НАТО в Грузии.

Между тем угроза, исходящая от Грузии, на данном этапе равна нулю. Грузия не станет нападать ни на Абхазию, ни на Южную Осетию, и, тем более, на республики Северного Кавказа. Второе: Грузия не является членом НАТО, и в среднесрочной перспективе о ее вступлении в эту организацию речи быть не может. Но стремление Грузии вступить в альянс и реализация с ним общих программ все же не может не напрячь Россию, Абхазию и Южную Осетию, и они – в первую очередь Москва – просчитывают риски.

В частности, а вдруг подтвердятся слухи, по которым НАТО собирается разместить свои базы в государствах – не членах альянса. И не трансформируется ли в такую базу, к примеру, будущий тренировочный центр НАТО в Грузии, которая на днях стала членом группы «золотая карта», то есть, «партнером номер один» для НАТО из государств, не являющихся членами альянса.

Кроме того, усиливается военное сотрудничество Грузии и США. На этой неделе в Тбилиси побывал глава Пентагона Чак Хейгел, который направил в Москву очередные «сигналы» - в частности, призвал ее «отвести войска от границы с Грузией», то есть вывести их с территорий Абхазии и Южной Осетии. Пентагон, так же как и НАТО, не скрыл, что продолжит усиливать обороноспособность Грузии.

Таким образом, речь практически идет о милитаризации региона как усилиями Запада, так и России. Это вовсе не говорит о том, что дело близится к войне, но налицо военно-политическое противостояние Запада и России на стратегически важной для них территории. И похоже на то, что Запад попытается, после полупровала на Украине, взять «свое» в Закавказье. Речь идет не только о Грузии, Абхазии и Южной Осетии, но также об Армении с Азербайджаном – в трех из них расположены российские военные базы. Также в Закавказье существуют три замороженных конфликта.

Но вернемся к собственно договору, который Россия и Абхазия намерены подписать до конца текущего года. В целом этот документ выгоден для Абхазии не только с точки зрения безопасности – высокая степень интеграции с Россией сулит абхазам увеличение российских дотаций, которые в последние годы стали сокращаться на фоне почти полного отсутствия у республики собственных источников дохода. Подвела ее и ситуация с Крымом – многие минувшим летом предпочли Абхазии новый российский «политкурорт».

Соответственно, абхазы не досчитались летом денег, на которые рассчитывали хотя бы перезимовать. Но, строго говоря, виноват в этом не только Крым, но отсутствие приличной туристической инфраструктуры и избыток криминала в Абхазии.

Новоизбранный президент Хаджимба не скрывает своих надежд на увеличения российского финансирования для развития экономики Абхазии. На пресс-конференции в Сухуме он также акцентировал внимание на создании условий «для инвестирования российского и зарубежного бизнеса». Но на вопрос, планируют ли новые абхазские власти в рамках будущего договора с Россией разрешить россиянам приобретать «первичное жилье» в Абхазии, Хаджимба конкретного ответа не дал, сославшись на существование «черных схем» на рынке недвижимости. «Нужно четко определиться с рынком недвижимости - что можно продавать, а что нет», - сказал он.

Напомним, на почве отъема недвижимости у российски граждан в Абхазии случился не один скандал, в том числе, и судебный. В дело даже пришлось вмешаться российским властям, но воз и ныне там. Между тем без права собственности на недвижимость российские инвесторы массово работать в Абхазии не будут, либо станут оформлять имущество на абхазов, как это делается сейчас. В итоге бизнес в Абхазии продолжит существовать в тени осуждаемых Хаджимбой «черных схем».

Что же касается «иностранных» инвесторов, то сунуться в Абхазию, и тоже не вполне легально, может турецкий бизнес – в Турции проживают, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч этнических абхазов. На инвестиции из других стран рассчитывать не стоит - Абхазия признана всего четырьмя государствами.

А что же Тбилиси? Как он отреагировал на создание «аналогов» НАТО или ОДКБ с участием отколовшихся от Грузии территорий? Издание «Наша Абхазия» приводит мнения грузинских политиков и экспертов, которых не слишком «напряг» нарождающийся военно-политический триумвират.

В частности, председатель парламентской фракции «Грузинская мечта - свободные демократы» Ираклий Чиковани считает, что «Сепаратистские и оккупированные регионы с военной точки зрения не представляют опасность для Грузии. Военной опасностью является Российская Федерация». Следовательно, резюмировал он, от создания военного союза России с Абхазией и Южной Осетией угрозы для Грузии не возрастают и не снижаются: «Они для нас ежедневные».

А по словам руководителя Кавказского центра стратегических исследований Мамуки Арешидзе, создание «аналога НАТО» является ответным шагом России на действия США. «Весь военный сегмент как в Абхазии, так и Цхинвали, займут русские. Это важная тема, которая может разрешиться только в контексте событий в Украине. Как видно, наши западные партнеры не в той форме, чтобы сдерживать Россию», - сказал он.

Информация о создании военного союза России с бывшими грузинскими автономиями видится несерьезной и государственному министру Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Паате Закареишвили. «Это вызывает улыбку. О каком коллективном сотрудничестве идет речь, когда территория оккупирована Россией и ситуацией там распоряжаются российские вооруженные силы? … Налицо типичная, классическая оккупация. На этом фоне заявление Хаджимбы (о создании военного союза с РФ – прим. «Росбалт») является попыткой переоформить на себя определенные отношения с Россией», - считает госминистр.

Он также прокомментировал заявление новоизбранного президента, в соответствии с которым Грузия должна подписать с Абхазией и Южной Осетией договор о неприменении силы. По его словам, в таком документе нет необходимости, поскольку ни Абхазия, ни Южная Осетия не располагают собственными вооруженными силами. Другое дело – Россия, отказывающаяся подписывать с Грузией соглашение о ненападении, хотя Грузия в одностороннем порядке и не единожды брала на себя соответствующие обязательства.

Вместе с тем Закареишвили подтвердил готовность Тбилиси к прямому диалогу с абхазской и осетинской сторонами. Он также заявил: «Встреча с Хаджимба для меня не проблема. Если это в интересах Грузии, могу встретиться с любым человеком, вместе с которым мы можем сделать шаг вперед».

Словом, пока Тбилиси и Сухум переливают из пустого в порожнее, и пока грузинские власти демонстрируют уверенность в возвращении Абхазии и Южной Осетии исключительно мирным путем, в регионе все больше увлекаются блокоманией и раскладыванием геополитических пасьянсов. Целью их является дать по носу либо Западу, либо, напротив, - России. Напомним, недавно «Росбалт» приводил прогнозы экспертов, по которым в регионе может быть создана «новая ОДКБ» - Южно-Кавказский союз с участием Турции, Грузии и Азербайджана.

То есть, процессы, происходящие в регионе и в мире, требуют как усиления устоявшихся военно-политических альянсов, так и (или) перегруппировки их фигурантов. Либо создания соответствующей иллюзии – для острастки и Запада, и России. На деле же многие шаги в этом направлении больше похожи на бег на месте, чем на эффективное объединение имеющихся у стран-участниц военных, политических и экономических потенциалов: как ни крути, мир еще не стал многополярным, и, по существу, заправляют им два агрессивных конкурирующих полюса - Россия и Запад.

Возвращаясь к теме военного союза России с Абхазией. Идея подписания соответствующего договора с военной точки зрения – всего лишь холостой выстрел. Но и отличная возможность для Абхазии хорошенько «подоить» Россию, попытаться повысить вес собственных акций и вступить хоть в какой союз, поскольку никто, кроме Москвы и Тбилиси, Абхазии ничего путного не предлагает. Но Сухум в качестве партнера Грузию не рассматривает, да ему и не позволит этого сделать Москва.

Последняя же, благодаря новому договору, может окончательно закрепить за собой Абхазию, в которой, кстати, далеко не слабы антироссийские настроения. Кроме того, военный союз с Абхазией и Южной Осетией в некотором роде развяжет России руки на Южном Кавказе вне зависимости от того, признает ли международное сообщество легитимность такого союза.

И еще: создав военный союз с Абхазией и Южной Осетией, Россия может отбить у НАТО и США охоту на масштабную военную помощь Грузии. То есть, нарастающая сложность обстановки на Южном Кавказе, различная внешнеполитическая ориентация государств региона может привести к ослаблению к нему интереса со стороны Запада. Собственно, это то, чего добивается Россия на фоне возрастания в мире уровня неопределенности и ломки устоявшегося мирового порядка.

Ирина Джорбенадзе