Posted 2 октября 2014,, 10:53

Published 2 октября 2014,, 10:53

Modified 31 марта, 11:19

Updated 31 марта, 11:19

«Угроза из России не стоит на повестке дня»

2 октября 2014, 10:53
О том, как представлена Россия и события в ней в грузинских СМИ, о разнице между российскими и грузинскими медиа и о переменах в грузинской прессе за прошедшие четверть века рассказал журналист Гиорги Гобронидзе.

О том, как представлена Россия и события в ней в грузинских СМИ, о разнице между российскими и грузинскими медиа и о переменах в грузинской прессе за прошедшие четверть века в интервью «Росбалту» рассказал журналист Гиорги Гобронидзе («Первое Радио», Грузия), который принял участие в пресс-туре грузинских журналистов в Москву, организованном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.

- Скажите, как в основном представлена Россия и события в ней в грузинских СМИ? Есть ли какие-либо изменения за последние годы?

- Если основываться на мониторинге грузинской прессы, можно сказать, что Россия не занимает особое место в заголовках. Это определяется тем, что грузинского читателя не очень интересуют события, которые происходят в РФ. Россия в основном освещается в контексте процесса так называемой «бордеризации» на административных границах Цхинвальского региона. Это логично, исходя из нынешних отношений Грузии и России.

Были и другие актуальные вопросы, например Олимпиада в Сочи. В настоящее время о России пишут в контексте украинского кризиса.

В грузинском обществе есть солидарность в отношении Украины, потому что процессы, которые имеют место там, ассоциируются с процессами, происходившими в свое время в Абхазии и Цхинвальском регионе. Освещаются также вопросы, связанны с санкциями против России. Хочу отметить, что наши СМИ работают очень профессионально в этом плане. Они полностью ориентированы на объективное освещение фактов, а не на пропаганду. Надо отметить, что позитивно освещается грузино-российское экономическое сотрудничество.

Что касается изменений, можно сказать, что они заметны. Но они произошли не из-за перемены в нашем информационном пространстве, а из-за деактуализации российской темы в обществе. После смены властей отношения между странами как то улучшились. Поэтому угроза из России не стоит на повестке дня грузинской политической элиты. Соответственно не делаются заявления, которые могли бы попасть на первые страницы прессы.

Так что я бы сказал, что России уделяется такое же внимание как другим соседям, если говорить с точки зрения интенсивности освещения.

- А насколько в принципе изменилась грузинская пресса за двадцать пять лет независимости?

- За эти годы грузинская пресса сильно изменилось. Изменился контент, стиль работы, уровень свободы. Что очень важно - к лучшему. Все СМИ, включая прессу, стали профессиональней. Были разработаны стандарты этики. Например, за исключением некоторых маргинальных газет, никто не использует язык ненавести ни к одной группе, никто не станет печатать неправеренную информацию, соблюдаются авторские права и т.д. Развивается расследовательская журналистика. Активно помогают СМИ правозащитники. Конечно, ситуация далека от идеальной, но прогресс очевиден.

- В чем отличия процесса работы грузинских и российских СМИ?

- Во-первых, мы отличаемся в масштабах. У нас нет таких крупных медиа-агентств, как в России. Из-за того, что в Грузии и России разная информационная политика, государство относится к СМИ по-другому. То есть, свобода средств массовой информации в этом плане очевидна. Например, в США есть свобода слова, но CNN в определенной степени является частью информационной политики Америки. Такого у нас нет, так как у нас нет и таких задач, как у больших стран.

Организация процесса и стиль работы различен и между грузинскими СМИ. Например, могу из своего опыта сказать, что у меня и моих коллег, которые работают вместе со мной на передаче, полная свобода действия. То есть я не помню факта, когда бы мы согласовывали тему или контент передачи с кем-нибудь.

- Что больше всего волнует и интересует грузинских читателей?

- Обшество в основном интересуется социальными вопросами, например социальной политикой страны, вопросами экономики, криминогенной ситуацией, правами человека, реформами и т.д. Конечно же, наша общество маленькое, и для нас характерна некоторая степень политизации. Поэтому политические вопросы тоже интересны. Но в последнее время, насколько я наблюдаю, интерес к политике уменьшается.

- Узнали ли вы для себя что-то новое о России во время Вашего визита в Москву?

- Пресс-тур был интересным опытом для меня. Это мой первый визит в Россию, поэтому все, что я узнал и увидел, было новым. Сам факт, что мы имели возможность встретиться с очень интересными людьми (дипломатами, экспертами, представителями СМИ), задать им вопросы, в том числе довольно острые, вести интересные дискуссии о проблематичных и актуальных вопросах грузино-российских отношений, - это уже позитив и новость. Не могу сказать, что те ответы которые мы получили (и те которые не получили) дают что-то новое. Но определенное представление о процессах с новой точки зрения у нас теперь есть.

Беседовала Татьяна Хрулева

Материал подготовлен в рамках совместного проекта с Фондом поддержки публичной дипломатии имени Горчакова