Posted 9 октября 2014,, 07:44

Published 9 октября 2014,, 07:44

Modified 31 марта, 11:13

Updated 31 марта, 11:13

Армения в ЕАЭС: рука руку моет

9 октября 2014, 07:44
С вступлением в ЕАЭС Армения существенно расширит рынок сбыта своей продукции и сможет стать центром региональной интеграции. Но сохранит ли она при этом единое поле с Нагорным Карабахом?

В Минске 10 октября состоится обсуждение вопроса распределения долевых взносов государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с учетом присоединения к нему Армении. По предварительной информации, в этот же день будет подписан договор о членстве Армении в организации – он вступит в силу с 1 января 2015 года.

По данным первого вице-премьера России Игоря Шувалова, в настоящее время формула долевых взносов соответствует формуле распределения импортных пошлин: «Это примерно 88% - Российская Федерация, 4,7% - доля Белоруссии, 7,3% - доля Казахстана. Точно в таких же пропорциях страны сейчас выплачивают взносы на содержание союза». По его словам, с учетом присоединения к ЕАЭС Армении, эта «шкала» будет пересмотрена в 2016 году. Но в 2015-м Армения взносы платить не будет.

Словом, вопрос вступления Армении в ЕАЭС решен, и, вероятно, «майдан» здесь не повторится, хотя в республике продолжаются споры о выгодах и издержках участия в союзе с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Сразу оговоримся, что для Армении членство в ЕАЭС важно, в первую очередь, с точки зрения безопасности и некоторых гарантий не военного решения армяно-азербайджанского и нагорно-карабахского конфликтов.

Что же до явных экономических выгод, вступление Армении в ЕАЭС, считают многие эксперты, потенциально увеличит рынок сбыта местных товаров в сто раз. Но, предупреждает армянский экономист, руководитель исследовательского центра «Альтернатива» профессор Татул Манасеряна, вопрос в том, сможет ли республика правильно воспользоваться открывающимися возможностями и занять свою нишу в тех сферах, где ее продукция будет конкурентоспособна.

Кроме того, отмечает руководитель аналитического центра «Цитадель» Александр Шпаковский, страны-участницы Евразийского экономического союза могут использовать потенциал Армении в своих отношениях с Грузией и Ираном. «После вступления в Евразийский экономический союз мы надеемся использовать дипломатический потенциал Армении как в отношениях с Ираном, так и Грузией», - цитирует эксперта агентство «Новости – Армения». По его пояснению, мерилом независимости государства является степень его активной вовлеченности и роль в интеграционных проектах.

А научный сотрудник Российского института стратегических исследований, доктор исторических наук Александр Сытин добавил, что для Армении после вступления в ЕАЭС открываются новые возможности. В частности, у нее «есть шанс увеличить свое международное значение и стать центром региональной интеграции».

Но, напомним, еще не вступив в Таможенный и Евразийский союзы, Армения авансом получила от России массу преференций, в том числе, на самые необходимые для армянской экономики товары российского экспорта: природный газ, нефтепродукты и алмазы. Так, вместо прежних 270 долларов за тысячу кубометров газа армяне платят всего 189, причем объемы поставок в республику возрастают до ежегодных 2,5 миллиардов кубометров.

Кроме того, «Роснефть» и армянское ЗАО «Ойл Техно» создают совместное предприятие, которое будет стабильно обеспечивать Армению относительно недорогими, но качественными нефтепродуктами. Потребность в них составляет около 400 тысяч тонн в год, причем, сейчас речь идет исключительно об импорте, поскольку в настоящее время нефтепродукты республика не производит, и из-за их дороговизны в минувшем году она импортировала всего 350 тысяч тонн.

Каких еще выгод может ждать Армения, которая практически в канун подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС вдруг отказалась от него и заявила о предпочтительности евразийской интеграции? Если рассматривать ЕАЭС как альтернативу ассоциированных отношений с Европой, Армения, в которой и сейчас немало российского капитала, включая государственный, не станет рынком сбыта для «импортного барахла» плохого качества, и получит возможность для развития собственного производства – главное, чтобы республика сумела грамотно использовать этот шанс.

Но главное, пожалуй, состоит в том, что Армения, находящаяся в крайне сложных геополитических условиях, подключилась к одному из крупнейших мировых интеграционных проектов, который Запад и вообще мировые державы не смогут игнорировать. Участие в такой структуре поможет Армении, не способной самостоятельно справиться со своими экономическими и военно-политическими проблемами, противостоять различным угрозам и вызовам, с которыми сталкиваются постсоветские государства.

Понятно, что костяком ЕАЭС является Россия, и Армения будет зависеть от нее и экономически, и военно-политически. Но она и сейчас от нее зависит, однако новая «привязка» к Москве будет качественно иной, поскольку за счет членства Армении в ЕАЭС и дальнейшего расширения этого союза укрепятся и позиции России на международной арене.

Ведь речь, помимо политической составляющей, идет о формировании рынка на 250-250 миллионов потребителей, что в перспективе позволит создать на базе ЕАЭС единый валютный союз. А это радикально изменит политическую и экономическую ситуацию не только на постсоветском пространстве, но и в прилегающих к нему регионах. Это особенно важно для России и ее партнеров в условиях санкций Запада против Москвы. Таким образом, рассматривать Армению в ЕАЭС в качестве «чемодана без ручки» уже вряд ли стоит: скорее, «рука руку моет».

Но как быть с Нагорным Карабахом, безопасность которого была для Армении главной причиной членства в союзе, где доминирующая роль отведена России? Ведь никем, включая Ереван, не признанная независимой НКР юридически не сможет находиться в едином таможенном и экономическом пространстве Армении, в котором сейчас она существует де-факто. То есть, Армения вступает в ЕАЭС без Нагорного Карабаха, но власти страны чуть ли не поклялись, что никакой границы между Арменией и НКР быть не может.

По всей вероятности, ЕАЭС просто решил игнорировать этот вопрос, и фактическое положение сохранится. В худшем случае на условной границе НКР и Армении откроется нечто вроде таможенного пункта, и единое экономическое, политическое и военно-стратегическое поле Армении и Нагорного Карабаха останется неизменным.

Но такая ситуация может стать поводом для некоторых внутриармянских сил для нападок на евразийскую интеграцию – типа, «бросили Нагорный Карабах на съедение Азербайджану". Это очень устроит прозападные силы республики, которые уже готовят 10 октября выступления против вступления Армении в ЕАЭС. Но, считают наблюдатели в Ереване, митинговая активность армян нынче слабая, и нынешней власти она вряд ли угрожает.

Но тут возникает еще один вопрос: продолжит ли Запад тянуть Армению на свою политическую орбиту, и чем он готов расплатиться с Ереваном за резкую смену интеграционной ориентации? Западу, по идее, проще начать с реанимации идеи армяно-турецкого урегулирования и международного лоббирования интересов Нагорного Карабаха. Но первый «поезд» уже ушел, и возвратить его смогут только сами турки, армяне и азербайджанцы. А второй пока находится без движения на запасном пути.

С другой стороны, Армения хоть и не подписала Соглашение об Ассоциации с ЕС, но озвучила свою готовность сотрудничать с Европой. Другое дело – в каком формате и на каких условиях. Но сохранять внешнеполитический баланс – то есть то, чем традиционно отличалась Армения, - уже вряд ли удастся в той степени, в которой это было прежде. Поскольку после вступления Армении в ЕАЭС «развести» ее или торговаться с ней станет очень сложно, так как, по сути, торговаться придется с более крупным и менее гибким игроком – Россией.

Ирина Джорбенадзе