Posted 15 октября 2014,, 07:36

Published 15 октября 2014,, 07:36

Modified 31 марта, 11:07

Updated 31 марта, 11:07

Особенности кавказской «охоты»

15 октября 2014, 07:36
На митингах в Ереване и Баку оппозиция потребовала отставки президентов своих стран. Для армян поводом стало вступление в ЕАЭС, для азербайджанцев – политзаключенные и желание сблизиться с Западом.

Осеннее обострение на Южном Кавказе началось: в Армении требуют отставки президента Сержа Саргсяна – поводом стало вступление республики в ЕАЭС и отказ от тесной смычки с Евросоюзом. В Азербайджане оппозиция тоже требует ухода президента Ильхама Алиева, интеграции с Европой и освобождения политических заключенных. В Грузии тише – против президента не митингуют, а «евразийцы» и «западники» даже перестали драться на улицах.

Наиболее напряженной видится обстановка в Армении: здесь больше свобод, чем в Азербайджане, и оппозиции дают вволю наговориться и агитировать. Причем, оппоненты власти в Армении самые разношерстные. Одни, на данном этапе, воспринимает евразийскую интеграцию как лом, против которого пока нет приема, но его надо найти. Другие требуют срочного выхода Армении из ЕАЭС и тянут страну к Западу. Но оба оппозиционных фланга объединяет страстное желание убрать нынешнюю армянскую власть и порулить самим. Так отчего же не начать соответствующий процесс со свежего и «возмутительного» факта – вступления в ЕАЭС.

Аргументов в пользу «убийственности» интеграции республики с Россией, Белоруссией и Казахстаном – масса. Так, партия «Свободные демократы» распространила заявление, в котором, в частности, сказано, что членство Армении в ЕАЭС лишает ее перспектив развития, финансово-экономических полномочий и проведения самостоятельной внешней политики. Главным раздражающим фактором для «Свободных демократов» является то, что ЕАЭС – это проект «удовлетворения имперских амбиций России». А также то, что Москва, выставляющая себя гарантом безопасности Армении, продает ее врагу, то есть Азербайджану, наступательное вооружение. Всего этого, считают «Свободные демократы», достаточно для отстранения Саргсяна от власти и дистанцирования Армении от России.

Антипрезидентский и антиевразийский митинг собрал в Ереване, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек – не так уж мало для первого сезонного «авитаминоза». Выступивший на нем лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян назвал присоединение Армении к ЕАЭС «сдачей суверенитета».Еще одним «лыком в строку" президенту он также поставил подписание 5 лет назад проигрышных для Армении армяно-турецких протоколов. «Время Саргсяна истекло», - заявил оппозиционер.

А более опытный политик – первый президент независимой Армении, а ныне лидер «Армянского национального конгресса» Левон Тер-Петросян косвенно сделал «реверанс» в сторону России. По его словам (и в этом он вербально пока расходится с другими оппозиционными лидерами), речь идет не столько об изменении геополитической ориентации, сколько о «мирной передаче власти» - на это дело он дал руководству республики несколько дней. В противном случае, пригрозил Тер-Петросян, следующий митинг будет созван с целю «смести эту власть к чертям».

Он также заявил, что поскольку к протестным акциям оппозиционных парламентских партий Армении «присоединились массы», они превратились в «Движение» во главе с «Армянской народной партией», «Наследием», партией «Процветающая Армения» и «Армянским национальным конгрессом».

Много говорилось на митинге и о коррумпированности правительства, об устрашающей демографической ситуации, о власти олигархов, и т.д. Разумеется, нынешнюю армянскую «верхушку» есть в чем упрекнуть. Но все же основной причиной для нападок на Саргсяна и Ко удобнее использовать ЕАЭС и Россию, которая, как говорят противники евразийской интеграции, становится «пустым местом» из-за введения против нее санкций Запада.

Кроме того, часть армянского общества опасается, что вступление в ЕАЭС закроет республике путь к западным кредитам и свободной торговле. В будущее ЕАЭС они не верят и предрекают ему быстрый развал. А он, полагают они, начнется с России, которую «скоро обанкротит Запад». И тогда РФ тем более не сможет «вытянуть» Армению - ни с экономической, ни с военной точек зрения. Соответственно, Москва будет не в состоянии, вопреки расхожему мнению, обеспечить безопасность Армении и Нагорного Карабаха. Что же до последнего, он тоже, наряду с ЕАЭС, стал, в контексте избавления от нынешней власти, спекулятивной темой. «Если в ближайшем будущем не состоится смена власти, то и Армения, и Карабах обречены на крах или такое положение, которое исключает развитие», - сказал Тер-Петросян.

Словом, Армения забурлила. Но если бы не ЕАЭС, она бы забурлила по другому поводу, поскольку это ей вообще свойственно. При любой власти армяне требуют отправить президента в отставку, назначить внеочередные парламентские выборы, изменить Конституцию, и т.д.

Но, по сути, корень зла надо искать не в ЕАЭС, не в России или Западе, не в олигархах и «узурпаторе» Саргсяне или другом армянском президенте: Армения расплачивается, во-первых, за свое геополитическое расположение, во-вторых, за неспособность построить цивилизованное общество с соответствующими работоспособными институтами, отделить интерес государства от олигархического интереса, и вообще сформулировать единую для всех внутриполитическую и экономическую повестку дня.

Но если нынешняя власть имеет какие-то, хоть и приблизительные планы, у оппозиции они отсутствуют. Это подтвердил и ереванский митинг, на котором внятно было озвучено только отторжение от ЕАЭС и от Саргсяна, но ничего конструктивного предложено не было. Это неудивительно, поскольку армянская оппозиция за годы независимости республики ни разу не сумела объединиться – вероятно, в силу отсутствия у нее сильного «мозгового центра».

Что будет после митинга, устроенного ради митинга? Возможно, новые акции протеста с поиском «спонсоров» на Западе, который, вероятно, пока издали будет наблюдать за Арменией и решать, стоит ли тратить деньги на смену власти в республике и на ее увод из ЕАЭС, или это априори «дохлый номер». И вообще, есть ли в армянской политике лидер, на которого Запад рискнет сделать ставку? Надо полагать, что такого пока нет.

А что же Азербайджан, санкционированный митинг в котором так странно совпал с армянским? Организовал его Национальный совет демократических сил (НСДС), поспешивший анонсировать участие в нем более десяти тысяч человек. Митингующие, которые не сумели набрать заявленного количества людей (по данным МВД республики, собралось менее тысячи человек, по другим данным – около пяти тысяч), потребовали освобождения политических заключенных. Но власти утверждают, что таковых в республике нет. А еще прозвучали требования интегрирования Азербайджана в европейские структуры.

По словам заместителя исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан» депутата Сиявуша Новрузова, «Национальный совет» преследует «антигосударственные цели». И вообще, сказал он изданию 1NEWS.AZ, митинг в Баку был заказан рядом европейских структур и армянским лобби. «… Большинство лиц, чьи интересы защищали организаторы митинга, работают на армянское лобби или являются непосредственными членами спецслужб Армении», - заявил он.

По данным издания, митинг стал логическим продолжением политики «двойных стандартов» Запада в отношении Азербайджана, к которой имеют прямое отношение ряд депутатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Но помимо западного и армянского «следов» на акции протеста в Азербайджане обозначился и «след» «Исламского государства» - во всяком случае, так утверждают в Баку. В частности, депутат Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Расим Мусабеков сказал следующее: «Хотя функционеры радикальной оппозиции демонстративно передали представителям правопорядка лиц, развернувших флаги террористической организации, сам факт участия сторонников ИГ в акции радикальной оппозиции уже заслуживает самого серьезного расследования».

Чего может добиться азербайджанская оппозиция? Пока, вероятно, ничего, поскольку она крайне слаба, и у нее нет механизмов влияния на власть и на общественную ситуацию. В Азербайджане большие проблемы со свободой слова и собраний, а также с участием гражданского общества и оппозиции в общественно-политической жизни. Соответственно, оппозиционное движение в республике чахнет, и выраженного лидера у него нет.

То есть, шансы «разгуляться» у азербайджанских инакомыслящих отсутствуют - подобные попытки просто опасны, поскольку государством здесь контролируются любые "телодвижения" в нежелательную для него сторону.

Таким образом, на данном этапе наиболее политически нестабильной страной на Южном Кавказе выглядит Армения. По иронии, она является единственным стратегическим партнером России и единственным местом дислокации ее военной базы в Закавказье. А также единственным государством в регионе, являющимся членом ОДКБ и ЕАЭС.

Ирина Джорбенадзе