Posted 27 октября 2014,, 13:21

Published 27 октября 2014,, 13:21

Modified 31 марта, 10:56

Updated 31 марта, 10:56

Страхи Армении

27 октября 2014, 13:21
Вступление Армении в ЕАЭС изменит формат Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию и усилит позиции России, беспокоятся в Ереване. Здесь также опасаются, что Турция при содействии России станет ядерной державой.

В канун запланированных в Париже переговоров президентов Армении и Азербайджана по карабахскому урегулированию, Баку и Ереван посетил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Главной темой его бесед с руководством Армении и Азербайджана было армяно-азербайджанское и карабахское урегулирование. Министр выразил надежду на то, что в Париже Серж Саргсян и Ильхам Алиев достигнут «позитивных сдвигов».

Как сообщил Штайнмайер в Баку, Германия поддерживает урегулирование конфликтов в рамках Минской группы ОБСЕ. «При этом, как и Евросоюз, мы (Германия – прим. «Росбалта») тоже хотим сыграть роль в решении проблемы. Продолжение конфликта на протяжении столь длительного времени беспокоит ЕС. У нас есть ряд планов в этом направлении», - сказал он.
Кстати, недавно специальным представителем Евросоюза в государствах Южного Кавказа был назначен германский дипломат, и ФРГ не скрывает своей претензии на видную роль в южнокавказском регионе. Но, как пишет армянское издание Lragir, после вступления Армении в ЕАЭС расклад сил в регионе изменился, соответственно, «изменится и формат Минской группы ОБСЕ, и это, судя по всему, становится главной темой».

«Все понимают, что вступление Армении в Евразийский союз изменит нынешний формат Минской группы (сопредседатели - Россия, США, Франция – прим. «Росбалта») и резко повысит роль России. Более того, Россия и ее союзники могут монополизировать процесс урегулирования и вытеснить из него США и Европу. Армения пока настаивает на сохранении формата Минской группы, но после официального вступления в силу Договора о Евразийском союзе многое может измениться», - отмечает издание.

По его мнению, «следующим шагом Евразийского совета станет провозглашение ОДКБ гарантом безопасности и территориальной целостности стран ЕАЭС. А это значит, что ОДКБ получит эксклюзивные права в странах-членах». И поскольку Армения вступила в ЕАЭС без Нагорного Карабаха, то есть в рамках своих юридически признанных границ, «ОДКБ может «удержать» Армению от помощи Карабаху, если Азербайджан предпримет новые поползновения, как это было в августе. Видимо, именно для этого Россия хотела бы ввода ОДКБ в Армению».

Так что Штайнмайер, полагает армянское издание, вероятно, пытается выяснить, что может последовать после фактического распада формата Минской группы. В частности, будет ли создан новый формат с участием новых акторов – Евразийского союза, Европейского союза и США? А также «желает ли Германия войти в этот формат, чтобы сохранить влияние в регионе?».

Прямая речь главы внешнеполитического ведомства Германии видится «знаковой» (правда, акценты не соответствуют тем, что сделаны в Ереване) и берлинскому политологу Хайко Лангнеру. По его мнению, за заявлением Германии о готовности способствовать разрешению нагорно-карабахской проблемы должны последовать конкретные шаги, в рамках которых неизбежно укрепления сотрудничества с Россией как наиболее активным участником Минской группы ОБСЕ.

«Обострившееся недавно противостояние в конфликте вокруг Нагорного Карабаха встало на повестку дня после того, как федеральное правительство Германии в своем ответе на запрос оппозиционной парламентской фракции «Левых» заявило, что поддерживает миротворческие усилия России в качестве ключевого сопредседателя Минской Группы ОБСЕ», - пояснил Лангнер изданию «Вестник Кавказа».

По его словам, «Из-за односторонней позиции правительства ФРГ в украинском конфликте, а также оказанной им поддержки введению санкций против РФ, в германо-российских отношениях возник кризис доверия. В то же время, представления Германии о поэтапном решении нагорно-карабахского конфликта практически совпадают с сегодняшними инициативами России. Это открывает поле для более интенсивного сотрудничества между Берлином и Москвой в рамках Минской группы ОБСЕ».

Но, считает Лангнер, у Германии есть и другие темы для обсуждения с Азербайджаном и Арменией: «После того, как Армения заявила о своем намерении присоединиться к Таможенному Союзу России, Беларуси и Казахстана, а Азербайджан не высказал интереса к подписанию ассоциативного договора с ЕС, Берлин постарается минимизировать потери и спасти сотрудничество с обеими странами в рамках «Восточного партнерства».

Кстати, армянские источники подтвердили усилия Германии по развитию политико-экономического сотрудничества Еревана с ЕС: «благо», армянские оппозиционные силы наращивают пропагандистскую активность, заявляя, что у ЕАЭС «нет будущего», поскольку его потенциал без Украины «мизерно мал», а сама Россия «впала в период длительного экономического спада».

А еще в Ереване опасаются, что Россия сделает все, чтобы минимизировать контакты Армении с европейскими структурами, считает политолог Армен Григорян. Целью таких действий Москвы, сообщил он Lragir, является «увязывание» всех надежд с Россией. Кроме того, обнародование в ПАСЕ невыгодного, с точки зрения армянских интересов, доклада по Карабаху, будет способствовать усугублению давления со стороны России с целью ввода миротворцев». Как добавил политолог, «… со следующего года Россию могут лишить голоса в ПАСЕ, и она будет стремиться к тому, чтобы вместе с ней из этого формата вышла и Армения».

Словом, Армению постоянно терзают разные страхи, но они не ограничиваются только конфликтной ситуацией с Азербайджаном, «поглощением» республики Россией и отдалением от западного мира. Актуализировалась и более серьезная, хотя и не подтвержденная официально, угроза: Турция разрабатывает ядерное оружие. Тема эта «подброшена» немецким изданием Die Welt и озвучена бывшим главой департамента планирования министерства обороны ФРГ Хансом Рюле.

По его информации, недавно стало известно, что Федеральная разведслужба Германии BND на протяжении многих лет шпионит за Турцией и располагает значительным количеством косвенных улик в пользу того, что эта страна, по примеру Ирана, под прикрытием программы мирного атома ориентирована на разработку ядерного оружия. Приводятся «доказательства» следующего порядка: три года назад Турция заключила контракт с «Росатомом» на 15 миллиардов долларов с тем, чтобы построить на берегу Средиземного моря крупный реакторный комплекс.

Двумя годами позже, пишет Рюле (перевод InoPressa) аналогичное соглашение на сумму уже в 17 миллиардов долларов было заключено с японско-французским консорциумом. Отмечается, однако, что наибольший интерес представляют не сами контракты, а то, что в них не написано. А именно: «Обычно, когда компании строят водяные реакторы, они дают обязательство соответствующему правительству эксплуатировать этот реактор на протяжении 60 лет, а также предоставлять уран и вывозить отработанное топливо с АЭС». Но, указано в статье, и «Росатом», и японско-французский консорциум «предлагали это турецкой стороне, однако Турция в обоих случаях отказалась фиксировать в контракте поставку и выгрузку ядерного топлива, настояв на том, что стороны урегулируют этот вопрос отдельно позднее».

«Разгадать скрытое за всем этим намерение не сложно, - считает Рюле - Турецкое руководство хочет оставить в своих руках эти элементы атомной программы, поскольку они имеют решающее значение для государства, желающего получить ядерное оружие». Единственным логическим объяснением этому бывший высокопоставленный сотрудник Минобороны ФРГ видит в «подготовке Турции к созданию плутониевой бомбы», которую можно получить с помощью АЭС, поскольку в отработанных топливных стержнях содержится примерно 90% радиоактивных отходов, 9% загрязненного урана и 1% загрязненного плутония.

Как пишет автор статьи, установку, с помощью которой из стержней выделяется высокорадиоактивное вещество, можно построить за полгода. «Все эти дырки в контрактах открывают Анкаре путь для создания собственной бомбы», - считает Рюле. Он также приводит информацию, в соответствии с которой Реджеп Тайип Эрдоган, будучи премьер-министром Турции, в 2010 году распорядился создать установку для обогащения урана. По другим данным, Турция уже располагает достаточным количеством центрифуг, которые она, предположительно, получила от Пакистана.

Die Welt приводит и другие факты в пользу версии о работе Турции над созданием ядерного оружия – это ракетная программа страны, в соответствии с которой ее военно-промышленный комплекс создает ракеты большой дальности. Издание также напоминает, что в августе 2011 года посол Турции в США Намик Тан заявил: «Турция не может допустить того, что Иран будет обладать ядерным оружием». А спустя два года тогдашний президент Турции Абдулла Гюль в интервью Foreign Affairs подтвердил: «Турция не допустит того, что у соседнего государства будет оружие, какого нет у Турции».

Имея в виду состояние армяно-турецких отношений, в Ереване не могли не забить тревогу. Как пишет местное издание Zhamanak, Турция в качестве ядерной державы создаст Армении крайне серьезные проблемы: «Речь, естественно, не о том, что Анкара подвергнет Армению ядерному нападению, хотя не нужно ничего исключать. Речь идет о том, что Анкара приобретет большой вес, по крайней мере, на региональном уровне».

По мнению издания, речь идет о проблеме, «недооценка которой, возможно, будет более опасной и катастрофичной, чем переоценка. Следовательно, армянская дипломатия должна незамедлительно приступить к этой теме, поднять эту проблему, осуществить изучение экспертно-профессиональных опасений, появившихся в немецкой прессе, уточнить степень их реалистичности, и в соответствии с этим поднять вопрос перед международным сообществом».

Но параллельно «Армения обязана в контексте опасений в отношении Турции поднять также проблему создания ядерного оружия в Армении». Ни больше, ни меньше! И далее: «Все это, сегодня, возможно, покажется фантастикой, но в этом вопросе промедление Армении будет роковым. Тем более, что проблема ядерного оружия для Армении, по сути, актуальна, учитывая, какой огромный объем вооружения накапливает Баку с помощью нефтедолларов — от наступательного вооружения до оружия массового поражения. … Единственной гарантией безопасности Армении в будущем может стать именно ядерное оружие».

А еще аналитики издания считают, что Армения должна официально обратиться к Франции и России «с требованием гарантий, что их сотрудничество с Турцией в деле развития атомной энергетики никоим образом не содержит опасности появления ядерного оружия в Турции, и не представит никаких угроз для Армении. И Франция, и Россия должны … нести ответственность перед Арменией, и вообще перед международным сообществом».

Словом, Армению обуревает множество страхов, и часто степень их обоснованности, мягко говоря, сомнительна. Впрочем, утверждает Zhamanak в контексте турецких ядерных намерений, «это вовсе не паника», но «повод для Армении выйти на новые, более благоприятные дипломатические позиции». То есть, для выхода на «новые позиции» необходимо эксплуатировать тему турецких бомб, русского сапога, азербайджанской агрессии, и т. д.

Этот трюк, отработан многими и гораздо более сильными странами, чем Армения. Иногда он имеет эффект. Однако краткосрочный, поскольку выйти на «новые позиции» проще, чем на них удержаться: для этого необходимо иметь военную мощь и множество политических и экономических козырей в рукаве. В отсутствии оных Армении остается мечтать о несбыточном - собственном ядерном оружии.

Ирина Джорбенадзе