Posted 30 октября 2014,, 12:39

Published 30 октября 2014,, 12:39

Modified 31 марта, 10:53

Updated 31 марта, 10:53

На грани зла

30 октября 2014, 12:39
В Грузии, всегда отличавшейся большой веротерпимостью, конфликтуют мусульмане и православные. Что это – хорошо организованная попытка религиозного противостояния, стремление к доминированию одной религии над другой или ошибки в политике властей?

Иностранцам, посещающим Грузию, первым делом и с большой гордостью демонстрируют крохотную площадь в историческом квартале Тбилиси, на которой православные храмы мирно соседствуют с мечетью, синагогой и армянской церковью. И в этом нет никакой неискренности или нарочитости: Грузия всегда отличалась религиозной толерантностью. Достаточно вспомнить, что уже на протяжении 26 веков в Грузии живут евреи, и в стране за все эти 2600 лет не только не было ни одного еврейского погрома и даже ни малейших признаков религиозной нетерпимости.

Но что-то изменилось в последние годы в отношении населения, исповедующего ислам. Недавно в селе Мохе Адигенского района региона Самцхе-Джавахети демонтировали здание, в котором, по утверждению местных мусульман, несколько десятков лет назад была мечеть. Мусульмане попытались воспротивиться демонтажу – дело дошло до потасовки с полицией. Задержаны 14 человек.

Местные власти утверждают, что мечети на этом месте никогда не было, и сейчас там обустроят библиотеку. А премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что в селе уже есть мечеть, и «у мусульман нет проблем молиться». Что же до задержания жителей Мохе, «все граждане страны – будь то христиане или мусульмане – равны перед законом и обязаны ему подчиняться».

Этот инцидент группа студентов-мусульман «отметила» намазом , проведенным возле Госканцелярии в Тбилиси (на фото). На молившихся были характерные зеленые накидки, но тут же были развернуты и флаги Грузии, так что участники намаза, можно сказать, протестуя, призывали к миру. Никаких эксцессов в ходе акции не произошло.

Истории в селе Мохе предшествовали несколько похожих случаев, в частности, с разрушением властями «незаконно построенного» минарета и скандалами, которые в сельской местности случались между православной пастой и мусульманами, когда последним запрещали собираться в молельных домах. А недавно в черноморском курортном городке Кобулети (Аджария) на двери медресе повесили голову свиньи, забитую здесь же, что для мусульман явилось, конечно же, страшным оскорблением.

Грузинские мусульмане опасаются, что история в Мохе будет иметь продолжение и в других грузинских регионах, где проживает население, исповедующее ислам, и что власти обязательно при этом будут «прессовать» именно их, независимо от того, кто виноват. Как сказал азербайджанскому изданию Vesti.Az руководитель правозащитной мониторинговой группы национальных меньшинств MRMG(Грузия) Эльбрус Мамедов, «Как только местные жители подняли голос в защиту религиозных прав мусульман, моментально последовали аресты».

По его словам, в Адигенском районе почти в каждом селе депортированных турок-месхетинцев есть мечети. Часть из них зарегистрирована в государственных органах еще и как культурно-историческое достояние Грузии. Но есть мечети, не фигурирующие в документах министерства культуры как памятники исторического наследия, однако это не умаляет их значения. Но и «легальные» мечети зачастую переделаны в склады, клубы, и т.д. В некоторых даже держат скотину.

«Фактически прецедент в селе Мохе даст возможность региональным властям переделать все мечети. … Более 30 мечетей одним росчерком пера губернатора просто перестанут существовать и будут переделаны в другие общественные объекты», - сказал Мамедов. По его мнению, сегодняшняя ситуация в Грузии в отношении мусульман говорит в пользу поэтапного религиозного переформатирования Самцхе-Джавахети и Аджарии.

Муфтий Хуло (Аджария) Гурам Абашидзе, комментируя инцидент в Мохе, заявил: «Это историческая мечеть, и мы ни в коем случае не собираемся уступать это здание». По его словам, негативное отношение к мусульманам в стране уже перешло все границы.

Границы в последнее время переходят не только по отношению к мусульманам, но и к пастве армянской церкви – на нее недавно, из хулиганских или ксенофобских побуждений, напала большая группа людей. Страдают и православные. Так, недавно погром был учинен в церкви Святой Варвары в Тбилиси – часть ее разрушена, со стен сорваны иконы, изломана церковная утварь.

Речь, вероятно, идет о планомерном разжигании религиозной розни в стране, для которой она никогда не была характерна. Судя по всему, проблема носит навязанный системный характер, и ее наличие устраивает определенные круги. И если грузинские власти дремлют и не утруждают себя глубоким анализом ситуации, ее превенцией и искоренением, гражданский сектор ведет себя адекватнее.

Так, несколько неправительственных организаций Грузии в связи с инцидентом в Мохе распространили заявление, в котором, в частности, выражена обеспокоенность «неэффективной и репрессивной политикой государства» в отношении мусульманской общины. Как отмечают активисты НПО, «В отличие от Православной Церкви, которой на основании Конституционного соглашения государство вернуло культовые сооружения, конфискованные во времена советской власти, руководство страны не провело той же политики в отношении других религиозных организаций».

Но, в контексте ухудшившегося отношения к мусульманам, существует еще одна проблема – «исламизация» Аджарии Турцией. Как считает дипломат и политолог Гамлет Чипашвили, Турция уже отобрала Аджарию у Грузии – как в религиозном, так и в экономическом плане. Правительство Турции, рассказал он «Росбалту», напрямую финансирует в Аджарии мусульманские религиозные организации: «Цель – обращение в ислам как можно большего количества людей. На учебу в турецкие медресе из Аджарии забирают юношей и девушек, которые по окончании учебы должны вернуться домой и пропагандировать ислам. Собственно, это один из компонентов восстановления Османской империи».

Что же касается мечетей, в Аджарии их множество – едва ли не в каждой деревне. Кроме того, сообщил политолог, около 40 тысяч граждан Турции имеют одновременно и гражданство Грузии. Цветет в стране и турецкий бизнес – особенно это ощущается в Аджарии и в Тбилиси. «Дело дошло до того, - сказал Чипашвили, - что в Аджарии люди опасаются разговаривать на родном языке, поскольку это не нравится туркам, в руках которых сосредоточен едва ли не весь бизнес автономной республики».

Отметим, что в Аджарии, особенно в ее горных регионах, довольно много грузин, исповедующих ислам. Немало их также в Самцхе-Джавахети - здесь обосновались экомигранты из Аджарии. Мусульманское население компактно проживает также в Панкисском ущелье Грузии: это, в основном, кистинцы – этнографическая группа чеченцев, исторически осевшая в верховьях реки Алазани на северо-востоке Грузии. Ислам исповедует также население региона Квеми Картли – здесь компактно проживают азербайджанцы.

Словом, нарушение режима «мирного сосуществования» в Грузии различных конфессий видится весьма опасным, особенно на фоне активизации в мире радикальных исламских группировок, которые могут использовать зачатки религиозного противостояния в Грузии во вред стране и региону в целом. И хотя радикальные исламские течения чужды классическому исламу, не все на религиозно-бытовом уровне способны отделить зерна от плевел, и не довести ситуацию (особенно при усиленном подстрекательстве), до взрывоопасной. Самая большая ответственность за это лежит на государстве, и именно оно должно пресечь подогреваемую в Грузии конфессиональную нетерпимость, религиозную агрессию и невежество.

В противном и самом легком случае у Грузии уже не будет основания гордиться крохотной площадью в историческом тбилисском квартале, где православные храмы мирно соседствуют с мечетью, синагогой и армянской церковью. А о худшем, но вполне реалистичном сценарии, даже думать не хочется.

Ирина Джорбенадзе