Posted 12 декабря 2014,, 08:56

Published 12 декабря 2014,, 08:56

Modified 31 января, 01:38

Updated 31 января, 01:38

Как нужен нам берег турецкий

12 декабря 2014, 08:56
Министр энергетики РФ Александр Новак накануне вновь подтвердил, что "Южного потока" не будет. Стало быть, разворот газопровода на Турцию осуществится. Приведет ли он еще и к политико-экономическому союзу бывших империй?

Как ни старался Запад склонить Турцию к введению санкций против России, ничего из этой затеи не вышло. Более того, Турция сорвала «похороны» российского "южного" газопровода, заказанные Болгарии из Брюсселя, и предоставила «трубе» собственную территорию. Списывать решение Анкары на альтруизм не стоит – скорее, речь идет о знании ею элементарной политической и экономической арифметики. Благодаря этому «багажу» Турция, во-первых, будет получать большее количество газа с ценовой скидкой; во-вторых, превратится в настоящий газовый хаб, что даст ей не только дополнительный доход, но и усиление собственного влияния на Европу, которой придется покупать российский газ уже у турок.

По сути, российско-турецкая сделка открывает новый этап в международной газовой торговле. Как следствие, Турция станет более полновесным игроком как минимум в бассейне Черного моря. Ну, а отказ от санкций в отношении России и бойкотирование последней европейских продовольственных товаров уже открыли для Турции огромный экспортный рынок.

Правда, полной гармонизации российско-турецких отношений пока что мешают разногласия сторон по ситуации вокруг Сирии. Но, вероятно, этот вопрос на данном этапе не столь существенен – его потеснили реальные перспективы Москвы и Анкары укрепить свое влияние в Черноморском бассейне. Первая соответствующие шаги уже сделала – речь идет об Абхазии и Крыме. А в руках Турции проливы – Босфор и Дарданеллы. «Вес» этих двух геополитических козырей увеличился за счет укрепления российско-турецкого сотрудничества в энергетической сфере.

Таким образом, от того, что Евросоюз пытался заблокировать проект «Южный поток» или добиться под его реализацию «отступления» России, Турция только выиграла, а РФ не проиграла. И, можно сказать, Анкара получила возможность контролировать экспортные пути транспортировки углеводородов из России в Европу и из Азербайджана в том же направлении (имеются в виду нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопроводы Баку-Тбилиси-Эрзерум, «Голубой поток» и видоизмененный «Южный поток»). В результате сильно пострадала Болгария – она лишилась ежегодных транзитных 400 миллионов евро, инвестиций для строительства транзитной газовой инфраструктуры, около 7 тысяч новых рабочих мест и т.д. В числе пострадавших числятся сейчас также Сербия, Венгрия, Словения и Италия – в сумме эти страны не досчитаются ежегодно около 50 миллиардов кубометров газа.

Ход конем Путина и Эрдогана стал и сигналом для ЕС - Турция больше не будет обивать пороги «европейского дома», в котором ею «брезгуют», и теперь она метит выше. Об усилении ее влияния на Черном море, равно, как о российско-турецкой монополизации поставок природного газа на Запад уже сказано. Но с созданием новой «упряжки» с Россией Турция подтвердила еще и то, что попытки втянуть ее в конфликт между Западом и Востоком тщетны. Это, в свою очередь, ставит ее суверенитет и самодостаточность на новую, более высокую политическую ступень. Параллельно возрос и политический вес партнера Турции – России, которую пока не удалось задавить Западу, загнав ее в энергетический тупик и разорив.

Не исключено также, что, показав Западу комбинацию из трех пальцев, Москва и Анкара действовали в соответствии с инстинктом самосохранения – обе не желают становиться очередным полигоном для «балканизации» по западному сценарию. То есть, из-под Запада Путин и Эрдоган выбили турецкую «табуретку», на которой «сидела» энергетическая безопасность Европы, а также, в некотором роде, возможность жесткого диктата Вашингтона и Брюсселя на Кавказе, в Черноморском бассейне и на Ближнем Востоке. И еще: с большой долей уверенности сейчас уже можно прогнозировать евразийское будущее Турции.

Надо полагать, что сидеть сложа руки Запад не будет, и Россия с Турцией еще «нахлебаются». Выстоят ли они в заданных условиях, во многом будет зависеть от позиции других глобальных игроков, не чуждых идее многополярного мира. То есть, говорить о том, что Турция и Россия уже «выгребли», и им ничего не грозит, слишком рано. Равно, как и считать, что Россия стопроцентно обеспечила себе,посредством Турции, газовый рынок Греции, Албании и Италии, которые так же могут струсить перед Евросоюзом, а, по сути, перед США, как это сделала Болгария. Впрочем, такая ситуация вряд ли продлится долго – выжить желают все.

Словом, на Западе ждут, что Россия впадет в экономический и политический коллапс, но при этом опасаются, что под тем или иным «соусом» Евросоюзу все же предпочтительней реанимировать «Южный поток» и не отдавать его только на откуп Турции и России – это, в конце концов, небезопасно как с энергетической, так и политической точек зрения. И вообще можно слишком увлечься и попасться в ловушку, расставленную собственноручно.

В частности, подтолкнуть Турцию, являющуюся членом НАТО, к созданию с Россией, являющейся постоянным членом Совбеза ООН, антизападного союза, к которому с удовольствием примкнут и другие «нехилые» страны, недовольные политикой Запада. Как может поступить последний, чтобы переманить Турцию от России к себе? Вероятно, срочно пообещать ей вступление в ЕС. Однозначного ответа на вопрос, «клюнет» ли на это Турция, нет. Но с учетом того, что она сильно обижена на ЕС, имея в виду ее быстрорастущую экономику, во многом завязанную на российской энергетике, а также амбицию вырваться в региональные лидеры и расширить свое влияние в ареале бывшей Османской империи, вступление Турции в ЕС видится вопросом позавчерашней актуальности. Хотя буквально вчера Эрдоган вновь заявил, что его страна очень хочет попасть «в Европу». Но, вероятно, на данном этапе турецкие интересы созвучнее с интересами российскими. Однако как долго может продолжаться такая идиллия, сказать трудно.

Пока же Турция, на волне газовой эйфории, устами МИД свой страны молвила, что Россия для нее – «самый надежный энергетический партнер из всех имеющихся», и что она это «очень ценит».

Ирина Джорбенадзе