Posted 15 декабря 2014,, 10:10

Published 15 декабря 2014,, 10:10

Modified 31 марта, 10:13

Updated 31 марта, 10:13

Рукопожатие на миллиард

15 декабря 2014, 10:10
Россия простила Узбекистану долг в размере почти в $1 млрд, получив право вновь продавать этой стране оружие, но, кажется, так и не добившись от ее лидера никаких серьезных уступок.

По итогам встречи в Ташкенте президентов России и Узбекистана в их присутствии был подписан целый ряд межправительственных соглашений, согласно одному из которых Кремль прощает Ташкенту более $860 млн долга. Его списание снимает запрет, отраженный в российском законодательстве, на оказание военно-технической помощи стране, которая не расплатились перед РФ по своим финансовым обязательствам. И, кстати, Ташкент уже выразил готовность закупить российскую военную технику.

Не исключено также, что, списав долг, Кремль попытался таким образом задобрить партнера и убедить его не перекрывать поставки газа Киргизии – пожалуй, на сегодня самому надежному союзнику России в Средней Азии.

Киргизия практически на сто процентов зависит от узбекского газа. Регулярное перекрытие вентиля Ташкентом зимой приводит к тому, что жители киргизских городов вынуждены жить в неотапливаемых жилищах при минусовой температуре. Незадолго до визита Владимира Путина в Узбекистан его помощник по международным делам Юрий Ушаков даже назвал это отдельной проблемой, которую два президента должны были обсудить. Увы, пока не ясно, удалось ли помочь Кремлю киргизам. По-крайней мере, на совместной пресс-конференции по окончании переговоров об этом не было сказано ни слова.

Очевидно, что Владимир Путин в Узбекистане применил уже привычную на просторах СНГ тактику: обретение союзника с помощью денег. На Украине этот способ, как известно, не помог. «Подкупленному» Януковичу пришлось бежать из страны, а пришедшие ему на смену лидеры решили ориентироваться на Запад.

С другими государствами СНГ вроде бы получалось лучше. Так, за предоставление существенной скидки Армении на газ - с $270 до $189 за 1000 куб. м — было получено согласие Еревана вступить в Таможенный союз, а потом и в ЕАЭС. Киргизии Россия выделила $1,2 млрд на реализацию "дорожной карты" по вхождению в ТС. Ранее в обмен на закрытие американской военной базы Москва списала Киргизии долг в полмиллиарда долларов и пообещала предоставить вооружение на сумму $1,1 млрд.

Правда, и раньше эта тактика многими называлась спорной, ну, а сейчас, когда Россия переживает огромные экономические трудности, ее применение, особенно по отношению к такому переменчивому партнеру, как Узбекистан, уже может вызывать и некоторое недоумение. Отношения РФ с этой страной в последние годы были, как известно, разными, но никогда по-настоящему хорошими.

В 2002 г. Узбекистан, несмотря на недовольство России, согласился на размещение у себя американской военной базы. После подавления выступлений в Андижане в октябре 2005 г., когда Вашингтон под давлением правозащитников помог вывезти узбекских беженцев из Киргизии в Румынию, взбешенный Ислам Каримов потребовал вывода из страны американских военных. Москва же, напротив, однозначно поддержала тогда силовое подавление восстания, после чего и началось постепенное сближение Кремля и Ташкента.

К слову сказать, после этого уже многие политологи в США оценили осуждение «кровавого подавления мятежа», как ошибку. Корреспондент «Росбалта» в это время был в США и может засвидетельствовать, что в частных беседах многие американские советологи (а именно мнение этих людей определяет во многом стратегию Белого Дома в СНГ) были возмущены «глупым гуманизмом». «Чего мы добились? Что Узбекистан стал больше заботится о правах человека?! Отнюдь нет! Просто теперь там вместо наших советников все решают русские!» - таковы были наиболее распространенные суждения.

Очевидно, что неожиданное победоносное наступление «Исламского государства», а также опасность прихода к власти талибов после вывода из Афганистана американских войск еще более укрепило американских политиков во мнении, что в нынешней ситуации попросту глупо обращать внимание на далекие от западных стандартов методы правления узбекского лидера. В конце концов, Вашингтону сейчас важно, во-первых, обезопасить себя от исламской угрозы, а, во-вторых, не позволить Кремлю создать альтернативный Западу блок. И в этой ситуации Белому Дому необходимо добиться максимального сближения с Убекистаном.

Примечательно, что буквально накануне визита Путина в Ташкент там побывала помощник Государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Ниша Десаи Бисвал. По итогам поездки она практически прямым текстом заявила, что благодаря выгодности географического положения и наибольшего по численности из среднеазитских стран населения, именно Узбекистан, является ключевым государством региона. «В качестве страны, которая окружена сушей, Узбекистан как бы является сердцем Центральной Азии... Используя такое положение, Узбекистан может получить очень большие дивиденды от интеграции в регионе. И Узбекистан сегодня играет ключевую роль в построении и укреплении инфраструктуры, а также архитектуры таких взаимосвязей между странами региона, которые будут очень полезны для будущего», — отметила Ниша Бисвал.

Очевидно, что сегодня Вашингтон сделает все возможное, чтобы закрепиться в этой стране, и, следовательно, занять ключевую роль во всей Средней Азии. Успехи же Кремля в Узбекистане даже в годы «отсутствия США» были не такими уж значительными. Ташкент все это время настороженно относился к интеграционным проектам России на постсоветском пространстве, в 2012 г. республика вышла из Организации договора о коллективной безопасности.

Очевидно также, что и после нынешнего визита Владимира Путина Узбекистан не вступит в более тесные экономические и военные союзы с Россией. Так, Ислам Каримов прямо упрекнул коллегу в том, что тот жертвует интересами СНГ, отдавая предпочтения ЕАЭС и ТС, тем самым дав понять, что эти интеграционные объединения по–прежнему ему не интересны. «ЕврАзЭС потребуется достаточно много времени, пока он встанет на ноги. Но для СНГ нужна другая программа, которая не повторяла бы все то, что обсуждается в ЕврАзЭС. Когда собирается Таможенный союз и в короткое время принимает важные решения, а потом мы в составе СНГ фактически дублируем то, что договорено в Евразийском союзе, то мы стреляем из пушки по воробьям», – заявил узбекский лидер.

Маловероятно и возобновление Узбекистаном участие в ОДКБ. Так, в начале переговоров Владимир Путин намекнул Каримову о желании усилить военное сотрудничество, а в ответ получил фразу о «планомерном расширении контактов в этой важной сфере, прежде всего, путем реализации ранее подписанных долгосрочных программ».

То есть получается, что российский лидер «отстегнул» денег Узбекистану, только в надежде на то, что эта по-прежнему не слишком дружественная нам страна закупит российское вооружение, а также прекратит истязать холодом киргизов? Не слишком ли это большая щедрость?

Игорь Ротарь