Posted 1 января 2015,, 09:00

Published 1 января 2015,, 09:00

Modified 31 марта, 09:59

Updated 31 марта, 09:59

С новым Евразийским союзом!

1 января 2015, 09:00
Сегодня вступает в силу договор о создании ЕАЭС. Что даст новый союз простым гражданам, и есть ли основания надеяться, что он станет социальным и экономическим «раем», а не мертворожденным дитем?

С первого дня наступившего года Евразийский экономический союз с участием России, Казахстана, Белоруссии и Армении стал полноценным субъектом международного права – соответствующий договор между странами-участницами вступил в силу. Возможно, что уже в мае к союзу присоединится и Киргизия. Многие эксперты пророчат ЕАЭС быстрый крах. Но, если верить социологическим опросам, проведенным в странах-участницах, создание нового объединении на постсоветском пространстве большинство населения приветствует, хотя и не вполне понимает, что оно сулит простому смертному.

Не вдаваясь в специфические экономические детали, отметим, что ЕАЭС основан на принципах единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. От функционирования союза выиграет, прежде всего, мобильное трудоспособное население России, Казахстана, Белоруссии и Армении, поскольку в ареале действия ЕАЭС оно сможет работать на равных условиях, позабыв такое понятие, как "нерезидент", подразумевающее массу препонов для легальной работы, к примеру, гражданина Армении в России.

То есть, работодателям для найма иностранцев из государств ЕАЭС не придется добиваться пресловутых квот и оформлять массу документов. Кроме того, налоги с физических лиц на территории ЕАЭС будут выплачиваться по внутренней резидентской ставке.

И, что крайне важно, на территории ЕАЭС действует доступ к гарантированной государством бесплатной медицине и к социальному обеспечению. Это означает, что лица, приехавшие, например, из Белоруссии в Россию, получат такую же медицинскую помощь, как и россияне. Аналогично россияне «не пропадут» ни в Белоруссии, ни в Казахстане, ни в Армении. Равные права всех жителей ЕАЭС распространяются также на получение мест в детских садах, на учебу в школах, вузах и т.д.

Но пока нет договоренности по единой пенсионной ставке, поскольку во всех государствах ЕАЭС она разная. Однако в какой бы из стран ни работал трудовой мигрант, стаж, заработанный в любой стране союза, ему засчитывается. Такая мера, во-первых, позволит решить вопрос дефицита кадров и снять проблему получения гражданства в новой стране проживания. Отметим также, что в ареале ЕАЭС упраздняется таможенный контроль – сохраняется только паспортный.

Что же касается бизнеса, если говорить коротко, нерезиденты должны перестать мучаться с регистрацией своих компаний, но налоговая политика останется в компетенции национальных норм и законов. Таким образом, бизнес, как задумано, без помех будет работать там, где налоги для него более приемлемые.

При этом не вполне понятно, будет ли в ЕАЭС когда-нибудь введена единая валюта, да и вообще нужна ли она в условиях резкого падения курса российского рубля и цен на нефть и полной туманности перспектив на финансовом рынке.

В Казахстане ситуация тоже далека от идеальной, то есть она близка к девальвации национальной валюты тенге. Правда, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал население не волноваться, даже если цена за баррель нефти рухнет до 40 долларов, поскольку страна располагает резервами, сдерживающими ухудшение уровня жизни населения. Справедливости ради отметим, что после заверений президента ожидания девальвации в Казахстане резко снизились. И вообще, по данным агентства «Новости – Казахстан», к началу 2015 года финансовые власти этой страны подготовят пакет мер по дедолларизации экономики. Правда, не вполне ясно, к чему, в итоге, может привести такая мера.

Что же касается Белоруссии, она, скорее всего, не остается в проигрыше – Лукашенко «держит нос по ветру», а население Белоруссии пока менее других страдает от политической и социальной нестабильности, охватившей почти все бывшие советские республики.

Армения же, несмотря на вопли радикальной оппозиции, что "день похорон" России и ЕАЭС практически уже назначен, должна в вовсе "кланяться в ножки" новому союзу и молиться во здравие его во веки веков. Потому как в ответ на стенания армянских радикалов о тяжести бытия под гнетом «имперской России», а теперь и «ейной» ЕАЭС, РФ покупает у Армении более 70 процентов произведенных ею товаров, а объем российских инвестиций в армянскую экономику составляет половину от общего уровня финансовых вливаний в практически блокадную страну. Присовокупим к этому поставки российского природного газа Армении по льготным ценам, военную поддержку, трансферты от российских трудовых мигрантов, и т.д. Что же до раскладов по ЕАЭС, эксперты полагают, что за пять лет Армения от евразийской интеграции получит дополнительно более трех миллиардов долларов.

Возвращаясь к теме общей валюты в ареале ЕАЭС. Говорить о ее создании слишком рано – Евразийский союз только сформировался, и будет ли он успешным, расширится ли за счет новых участников, в том числе, вне постсоветского пространства – большой вопрос. Хотя ЕАЭС, безусловно, имеет огромный потенциал, и если он будет правильно использован, союз сможет стать одной из реальных составляющих многополярного мира, к созданию которого стремятся все здоровые политические силы. О потенциале ЕАЭС можно судить уже хотя бы по тому, как отреагировал на его создание Запад, и как он сделал все для того, чтобы в него не «угодила» Украина. То есть, создание ЕАЭС в Брюсселе и Вашингтоне считают «вызовом Западу».

Последний, вероятно, опасается и энергетической мощи нового союза, имея в виду углеводородные возможности России и Казахстана, а, в перспективе, вероятно, и Туркмении. Ну, а если к ЕАЭС примкнут Азербайджан, Туркмения, Иран и Турция, он вообще станет кошмаром для Запада.

Туркмении и Таджикистану ЕАЭС должен быть крайне интересен, поскольку реальный уровень безработицы в этих странах чрезвычайно высок, и трудоспособное население получит возможность заняться делом в других государствах союза. Это, во-первых, решит множество социальных проблем, во-вторых, может отвадить безработную молодежь от участия в таких экстремистских организациях как «Исламское государство», которое платит своим «легионерам» неплохие деньги.

Но приходится в то же время констатировать, что ЕАЭС начинает свою работу в крайне сложных политических, экономических и финансовых условиях, и успех его во многом зависит от России – ее внешней политики и экономических, технологических и финансовых возможностей. Ведь на Россию, в конце концов, приходится порядка 80 процентов экономического потенциала ЕАЭС. Поэтому первоочередной задачей США является недопущение успеха и расширения нового союза и ослабление РФ, которое может повлечь за собой развал ЕАЭС.

Вероятно, американцы боятся не столько ЕАЭСовского квартета, сколько среднесрочной перспективы установления более тесных связей между Евразийским и Европейским союзами. Например, введения режима свободной торговли (к нему проявили интерес более тридцати стран), а далее – и общего гуманитарного пространства между сторонами, несмотря на сегодняшние карательные санкции ЕС в отношении России. То есть, в перспективе санкции могут смениться политическим и экономическим прагматизмом. Тем более, что о своем желании «помочь» России в трудные для нее времена заявил Китай. И если Россия сильно «законтачит» с этой страной, это будет уже совсем другая геополитическая «песня», которую Запад вряд ли захочет услышать.

Ирина Джорбенадзе