Posted 19 января 2015,, 08:53

Published 19 января 2015,, 08:53

Modified 31 марта, 09:49

Updated 31 марта, 09:49

Шесть выстрелов в Гюмри

19 января 2015, 08:53
Акции протеста, прошедшие в Армении после убийства семьи в Гюмри, стихли. Однако в республике продолжают обсуждать обстоятельства трагедии и требовать объективного расследования. В версию об убийце-одиночке верят не все.

Всю прошедшую неделю Армения бурлила. В Гюмри и Ереване прошли массовые акции протеста с требованием выдать армянской стороне военнослужащего российской базы Валерия Пермякова, обвиняемого в жестоком убийстве семьи из 6 человек, включая двухлетнего ребенка. Из семьи Аветисянов выжил только полугодовалый младенец, состояние которого врачи сразу оценивали как крайне тяжелое. Минздрав России для помощи ребенку направил в Гюмри своих лучших специалистов. (К сожалению, во второй половине дня 19 января доктор Рошаль сообщил о том, что ребенок скончался).

Жители Армении не удовлетворены версией правоохранительных органов и представителей Минобороны РФ, согласно которой после совершения преступления Пермяков пытался перейти армяно-турецкую границу, был задержан признался в том, что расстрелял шестерых человек и искромсал ножом ребенка только потому, что в доме Аветисянов ему не подали воды. Многие сомневаются в том, что Пермяков действовал в одиночку. А то, что Россия не передает предполагаемого преступника армянской стороне, вызывает подозрение, что для нее политически целесообразнее свалить вину на одного человека, чем признать наличие в Гюмри целой преступной банды.

Возмущенные жители Гюмри митинговали у местной прокуратуры, у военной базы и перед российским консульством, окруженным полицией. Здесь даже топтали российский флаг и пытались его сжечь. В стычке со стражами порядка, применившими спецсредства, пострадали около 20 человек, включая самих полицейских. Люди говорят, что убийство мирной армянской семьи, которая и ворота-то не запирала на ночь, с самого начала было «окутано мраком» и его обстоятельства пытаются «замять» как российские власти, так и армянские. И те, и другие, утверждают протестующие, заботятся исключительно об одном - чтобы армянское общество «не политизировало» преступление.

Действительно, с соответствующими заявлениями выступили министр обороны Армении Сейран Оганян и посол России Иван Волынкин. Первый напомнил о важности «союзнических отношений» между двумя странами. Но армяне считают, что в союзничество не вписывается убийство хозяев "гостем" и нарушение законов принимающей стороны.

То, что для расследования трагедии в Армению прибыла комиссия Министерства обороны России во главе с замминистра генералом армии Аркадием Бахиным, местных жителей не утешило. Напротив, они уверены, что обещание Бахина помочь армянской стороне «привлечь виновников трагедии к самой суровой ответственности», сделано для отвода глаз. Армянское издание Lragir даже так поставило вопрос: «С кем находится армянское государство – со своим народом или укрывателями убийцы?».

Впрочем, генпрокурор республики Геворг Костанян заверил, что преступник будет привлечен к уголовной ответственности в Армении. «Мы все будем иметь возможность наблюдать за ходом процесса», - сказал он.

Но Россия не передаст убийцу армянской стороне – это противоречит Конституции РФ. И судить его, по всей вероятности, будут на российской военной базе, поскольку обвиняемый находится под юрисдикцией России. Одни юристы в Армении говорят, что все, что могут сделать власти республики в данной ситуации – это изучить место преступления и участвовать, при согласии россиян, в допросе обвиняемого. Армянская сторона также полномочна присутствовать на судебном процессе.

Однако другие полагают, что раз преступление было совершено за пределами базы, то расследовать его должны правоохранительные органы Армении при участии главной военной прокуратуры России. Кстати, адвокат Пермякову была назначена Палатой адвокатов Армении, но она отказалась от защиты российского солдата. Как рассказала Тамара Яйлоян одному из местных телеканалов, решение ее, безусловно, эмоциональное – оно принято на фоне рассказа солдата о том, как он заколол штык-ножом двух детей. И, пожалуй, этот факт свидетельствует в пользу того, что Пермяков действовал один, коль скоро он смог описать все в таких красках, что даже "прекратил полномочия" защитника.

В ожидании суда в Армении рассматриваются разные версии преступления и его последствий для армяно-российских отношений. Многие видят в гюмринской трагедии «следы» Азербайджана, Турции и даже США. Иные же призывают «не маразмировать» и возлагают ответственность за случившееся на российских армейских начальников, призывающих на службу психически больных людей и не обеспечивающих порядок на базе. Третьи считают, что военная база в Гюмри, призванная защищать интересы России на Южном Кавказе и безопасность Армении, превратилась в инструмент насилия, и неплохо бы ей «убраться восвояси».

В Армении еще помнят, как весной 2013 года на неогороженном российском танковом полигоне в Гюмри на мине подорвались двое детей. А в 1999 году двое пьяных российских военных открыли стрельбу на местном рынке: были убиты двое, ранены более десяти человек.

В связи с трагедией в Гюмри в Армении снова заговорили о «двурушничестве» России, которая продает Азербайджану вооружение на миллиарды долларов, а заодно и полностью поглощает армянскую экономику с согласия «высокопоставленных армянских коррупционеров». А также о том, что в Гюмри люди боятся выйти на улицу и нарваться на российского солдата, одолеваемого жаждой, которому, по Уставу, не положено покидать базу вооруженным за исключением случаев, если для нее, то есть для базы, существует угроза извне.

На этом фоне власти Армении и часть экспертного сообщества делают сейчас все возможное для того, чтобы избежать «антироссийской истерии» и не доводить дела до массовых требований вывода базы из Гюмри. В частности, исполнительный директор общественной организации «Против правового произвола» Лариса Алавердян заявила, что трагедию не следует переносить в геополитическое поле и требовать пересмотра армяно-российских отношений: «Это будет означать, что те, кто запланировал этот трагический случай, знаком с нашими эмоциями. Я не знаю, кто и что сделал, но то, что это преступление соответствует целям Азербайджана и Турции, это четко», - сказала она.

А по мнению главы Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества политолога Степана Григоряна, организаторами убийства целой семьи могли стать представители радикальных течений в России, с которыми российские власти ведут борьбу. По информации агентства «Новости – Армения», политолог также не исключил возможной связи гюмринской трагедии с Азербайджаном, отметив, что дестабилизация непосредственно связана с ситуацией в Карабахе. Кроме того, добавил Григорян, трагедия в Гюмри отвлекает внимание народа и властей от важнейшей даты - 100-летия геноцида армян, которая будет отмечаться в апреле этого года.

Политолог призвал не портить отношения между Арменией и Россией: «Дело в том, что этим убийством была брошена тень на армяно-российские отношения... Следствие должно проводиться в обязательном сотрудничестве с российскими коллегами, но именно армянскими структурами». Ну а о том, что из-за убийства российским солдатом шести человек российская база из Гюмри выведена не будет, прямо заявил директор Института Кавказа, Александр Искандарян. По его пояснению, база имеет военное значение, и если ее когда-нибудь закроют, то не на почве преступления, подобного гюмринскому. Он также назвал «примитивными» версии, в соответствии с которыми убийство армянской семьи было заказано Азербайджаном или США.

Армян, кроме того, "утешили" тем, что подобные «пермяковы» существуют везде, включая Армению, и необходимо видеть четкую грань между уголовным делом и межгосударственными отношениями. По мнению политолога Сергея Шакарянца, цитируемого «Новости – Армения», «Подобные инциденты не должны оказывать влияние на характер армяно-российских отношений и на формат (отношений) Армении и ЕАЭС, как бы антироссийским силам не хотелось спекулировать на этом».

В этом контексте Шакарянц считает неслучайным тот факт, что через 38 минут после убийства в Гюмри о нем написало американское издание The Washington Post. «Такой скорости они не проявили даже после убийства, совершенного в редакции французской газеты. А в этом случае очень сомнительно, что журналист американской газеты находился в Гюмри», - сказал он.
Политолог выразил уверенность в том, что журналист на момент убийства не находился даже в Ереване. «Но, например, в Гюмри есть американское консульство, где поспешили с публикацией новости, сразу попытавшись навести тень на российско-армянские отношения и скомпрометировать союзнические отношения между ними», - поведал он. А посему, считает политолог, власти Армении должны незамедлительно призвать к порядку тех, кто осуществляет в республике деятельность исходя из американских интересов, а также, используя это убийство, пытается дестабилизировать внутреннюю ситуацию и ослабить армяно-российские союзнические отношения.

Еще одна версия: Пермяков, возможно, был знаком с кем-то из семьи Аветисянов задолго до совершения преступления. Как рассказал журналистам руководитель Центра реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян, отец и мать Пермякова – сектанты, члены харизматической церкви «Вера, Надежда, Любовь», созданной в 1987 году и расположенной в городе Балей рядом с Читой, уроженцем которой является подозреваемый солдат. По информации Амаряна, подобные секты могут практиковать убийства, объясняя их «возвращением грешников на путь истинный». И вообще, сказал он, семья была убита в так называемый «пост Даниила», то есть в определенный период "целей и миссий" секты.

Но в Армении сейчас развиваются не антирелигиозные, а антироссийские настроения: частью естественные, частью – подогреваемые. Подогреваются параллельно антитурецкие, антиазербайджанские и антиамериканские настроения, то есть - кому как выгодно.

«Нежелание русских отдавать Пермякова наводит на мысли, что таких пермяковых было несколько, и русские считают «политически» более безопасным свалить вину на одного, чем признать, что в Гюмри орудовала целая группа. Что это за группа? Версий может быть много. В том числе, и связанная с волной патриотического шовинизма, которая охватила российское общество и самые низшие ее слои, которых в России называют «отморозками», - пишет Lragir.

По данным издания, «Жители Гюмри рассказывают о неуважительном отношении военнослужащих российской базы к местному населению. О том, что русские, которые сейчас стараются не показываться на улицах Гюмри, относились к армянам как к грязным «аборигенам», которым можно даже не платить в магазине. На этом фоне вполне можно предположить, что группа таких «отморозков», воодушевленная шовинистической пропагандой и для смелости принявшая алкоголь, решила совершить «геройство», чтобы потом, после армии, было чем гордиться. Потом все было свалено на «чмо» - Пермякова. Возможно, Пермяков может многое рассказать армянским следователям, в том числе, и о том, что орудовала целая группа, а это для российской стороны намного хуже, чем если дело будет касаться одного Пермякова».

Словом, чудовищная трагедия вызвала не только глубокую боль за невинных жертв, но и чувство оскорбленного достоинства – ведь убил-то мирных людей не какой-нибудь «свой псих», а чужак, официально вооруженный чужим государством. И вообще то, что произошло в Гюмри, вернее, реакция на него, дает основание говорить о большом разброде в политических настроениях армян, массово всплывших наружу, когда больно сделали целой нации и вообще каждому нормальному человеку вне зависимости от его этнической принадлежности.

Пермякова, разумеется, осудят, но вопросы по этому делу останутся, если армянские правоохранительные органы от него будут максимально отстранены. Об этом уже много говорят и пишут в Армении, подчеркивая, что власти республики «слишком церемонятся с русскими», в то время как должны дать им понять, что сами являются хозяевами своей страны. Вероятно, после трагедии в Гюмри жители Армении сами позаботятся о том, чтобы русским солдатам, выходящим за пределы базы, уже не жилось так "привольно", как до сих пор.

Но, как бы то ни было, приходится констатировать: убийство в Гюмри определенные круги в Армении и за ее пределами использовали и еще будут использовать в собственных политических целях и интересах. Так что шоу продолжится, а говорить в данном случае об этике и морали просто неуместно.