Posted 27 января 2015,, 12:30

Published 27 января 2015,, 12:30

Modified 31 января, 02:22

Updated 31 января, 02:22

Уроки армянского

27 января 2015, 12:30
Трагедия в Гюмри приумножила недоверие армян к России. Все чаще звучат опасения по поводу присутствия в республике военной базы, пограничников и даже российского бизнеса. Многие теперь возлагают надежды на Запад.

Десятилетиями большинство армян считало Россию своим защитником. Армяне «укрылись» за Россией во время карабахской войны, получали помощь в условиях блокады республики со стороны Азербайджана и Турции. Однако и тогда антироссийские настроения в Армении имели место, хотя не были ярко выражены до тех пор, пока республика не отказалась от подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС в пользу вступления в Евразийский союз. А после убийства солдатом Валерием Пермяковым, сбежавшим с российской военной базы, целой семьи из семи человек, включая младенца, армяне вознегодовали настолько, что из искры антироссийских настроений очень быстро был раздут целый пожар.

Усилению этих настроений во многом способствовала сама РФ, оберегающая предполагаемого преступника от армянских правоохранительных органов и не ведущая никакой разъяснительной работы с населением хотя бы в Гюмри, где произошла трагедия.

На парламентских слушаниях в Армении, посвященных этим событиям, провластные депутаты всячески старались не политизировать трагедию, но сделать этого не удалось. В частности, приглашенному в парламент генпрокурору Геворгу Костаняну пришлось признать, что представители пограничных войск России, задержавшие Пермякова, направлявшегося после убийства в сторону армяно-турецкой границы, обязаны были передать его местной полиции. «Российские пограничники были обязаны сдать нарушителя армянской стороне», - сказал он. Но сделано этого не было. Почему?

Ответ на этот вопрос в армянском обществе дается самый простой и, возможно, самый правильный: Армения, по существу, является российским «вассалом», с которым попросту не церемонятся.

И сразу же встал вопрос о целесообразности охраны армянских границ погранслужбой другого государства, коль скоро она нарушает законы страны пребывания. А в первую очередь армянская оппозиция вернулась к теме нахождения на территории республики российской военной базы. Правда, большая часть оппозиции вопрос этот ребром не ставит (гораздо более радикально настроены определенные экспертные круги), даже побаиваясь ликвидации базы, поскольку это неминуемо привело бы к значительным потрясениям.

Заинтересованными сторонами нахождения и не нахождения базы в Армении являются Россия, США, Иран, Турция и Азербайджан, а сама Армения, в данном случае, рассматривается как территория пересечения различных геополитических интересов. Но, вместе с тем, в Ереване подчеркивают, что Армения является гарантом безопасности России и СНГ, а также форпостом РФ на южном направлении.

Как подчеркнул политолог Гагик Амбарян в беседе с Lragir, «… Это не первое преступление служащих базы, и гюмрийцы до сих пор не знают, где преступники и понесли ли они наказание. Тем не менее, считаю, что база важна и для нас, и для России. Хочу возразить тем, кто утверждает, будто база обеспечивает только безопасность Армении. Эта не так – база не в меньшей мере нужна и России».

Вместе с тем он напомнил, что «Когда в Арзамасе произошел инцидент с участием армян, прозвучали антиармянские выпады, пострадали более двух десятков магазинов – русская молодежь нападала на магазины армян и поджигала. В нашем случае тоже никто не может гарантировать, что кто-то не сорвет злость на российских солдатах. Гюмрийцы должны увидеть, как преступник несет наказание. Гюмрийцы помнят, как в 1999 году два пьяных российских офицера расстреляли в центре города мирных людей, в результате чего двое погибли, а 7 были госпитализированы. Помнят они и наезд российских военнослужащих с летальным исходом. В 2013 году из-за преступной халатности двое мальчиков подорвались на полигоне. Гюмрийцы так и не увидели, как наказывают виновных. … Гюмрийцы не верят, что если дело (Пермякова – прим. ред.) останется в ведении российской стороны, наказание будет соразмерным преступлению».

Что может случиться, если армян и на сей раз «не удовлетворят»? Вероятнее всего, антироссийский настроения будут множиться еще быстрее, и сдерживать их будет гораздо сложнее. Армяне-радикалы, как минимум, будут настаивать на передаче охраны границы армянским пограничникам, пересмотре договора о пребывании российской военной базы в Гюмри, предоставлении гарантий невмешательства российских военных и иных структур во внутренние дела республики, пересмотре Договора о дружбе и сотрудничестве между Арменией и Россией от 1996 года, и т.д. И, что главное, большая часть армянского общества будет настаивать, чтобы Россия не мешала "дружбе» Еревана с ЕС.

Сторонники западной интеграции – а в Армении их становится все больше в условиях падения российской экономики, - не сомневаются во всемогуществе «заграницы», которой армяне нужны ну просто до зарезу. Почему-то они твердо уверены, что Запад их не просто прокормит, а накормит очень сытно, да еще и защитит от внешних угроз.

Впрочем, даже «забыв» на минуточку о трагедии в Гюмри, разочарование армян в России объяснимо: ведь «любовь» к «старшему брату» бескорыстной не была никогда. Не замечать до поры «имперские амбиции» России и рассуждать об общей вере приятно тогда, когда все относительно хорошо. Например, когда Армения живет на российские трансферты, которые нынче сильно сокращены; когда гастарбайтеры не возвращаются в страну и не претендуют на дефицитные рабочие места на родине; когда торговле с Россией не мешает девальвация рубля; когда российские бизнесмены инвестируют в Армению, обеспечивая местным жителям хоть какой-то заработок.

Но нынче иные времена. Как констатирует экономист Ашот Егизарян, снижение Moody's суверенного рейтинга Армении произошло «из-за высокой внешней уязвимости страны, слишком высокого уровня зависимости от России, в частности, трансфертов и экспорта». Соответственно, «никаких ожиданий по улучшению суверенного рейтинга Армении быть не может, поскольку … ситуация в России и негативные тренды будут продолжаться.… Это значит, что единственным выходом для Армении является выход из Евразийского союза, в составе которого находится и Россия».

В общем, в заданных условиях, полагает эксперт, Армении следует обеспечить перспективы развития путем налаживания тесной связи с Западом и интеграцией с ним: «Необходимо актуализировать Соглашение об Ассоциации с ЕС, укрепить экономические связи с соседним Ираном, который вскоре, как ожидается, станет более свободным. Но получается ситуация, при которой для данной объективно рациональной позиции возникают препятствия».

Главным препятствием он назвал нахождение в Армении российской военной базы, позволяющей России «оказывать на Армению жесткое давление и сохранять страну в зоне своего влияния. Эта база сейчас является препятствием на пути новой экономической политики Армении и перспектив ее развития». По мнению армянского эксперта, наличие в республике военной базы РФ «означает также рост политических рисков»: «Базы страны, которая находится в состоянии международной изоляции, представляют собой геополитические риски. Наличие базы является риском не только для Армении, это скажется и на Азербайджане, Грузии, Иране».

Довольно известный в экспертных кругах политолог Игорь Мурадян заявил «Эхо Кавказа»: « Россия понимает, что она теряет Армению... Она понимает, что Соединенные Штаты, НАТО и Евросоюз постепенно берут нас под опеку и, абсолютно не обращая внимания на желание нашего руководства, в котором пребывают «временщики», интегрируют в западное сообщество».

При этом он отметил, что "Россия не боится, что Армения может иметь другую позицию, она опасается, что Армения будет использована в чужой игре. Так и происходит. Антирусские настроения в Армении возрастают – это факт. … Может ли Россия быть союзником Армении в нынешней ситуации? Она находится в изоляции и блокаде и ищет возможных союзников в лице других стран, в том числе в лице Турции и Азербайджана, и для нее сейчас очень ценны эти два платежеспособных государства».

И далее: «Русско-турецкий альянс неотвратим. Для нас это просто гибель, и все это понимают. Нет ни одного более или менее мыслящего человека, который бы не задумывался над этим. Россия передала нашему врагу Азербайджану на четыре или пять миллиардов современных вооружений, не спросив нас. У нас этого нет, а у них – есть. Так ведет себя союзник, имея в виду наше положение? Это не союзник. Надо думать дальше, кто на самом деле является союзником».

Союзником Армении и гарантом ее безопасности, считает Мурадян, является Запад. На вопрос, считает ли эксперт, что ситуация в Гюмри может стать спусковым крючком для формирования политических сил, видящих Армению в альянсе с Западом, а не с Россией, он ответил: «Я бы это назвал очередным и очень важным этапом дистанцирования от России. Радикально пророссийский город стал антироссийским в одно мгновение".

Действительно, гюмрийская трагедия вбила клин в отношения армян к русским, усилила неприятие довольно большой части армянского общества к дислокации на территории Армении российской военной базы. Но, вероятно, дело не только в «синдроме Пермякова» - таких синдромов огромное множество во всех странах мира, в том числе, считающихся оплотом демократии, свободы и примером цивилизованности общества. Просто в Армении созрела некая почва для того, чтобы «русский вопрос» был поднят.

Другое дело, выиграют ли армяне, если они массово впадут в антироссийскую или иную истерию – неважно, с приставкой «анти» или «про» - обе одинаково вредны для такой слабой и геополитически проигрышной страны, как Армения.

Ну, а что нужно при этом делать самой России? В контексте Гюмринской трагедии она, очевидно, должна провести максимально открытое и честное расследование преступления, ответить на все вопросы армян, даже если ей придется дезавуировать свои предыдущие действия на том или ином этапе «дела Пермякова». Необходимо навести порядок на базе и не позволять вооруженным людям слоняться по городу, если этого не требуют соображения безопасности.

России и конкретным россиянам следовало бы также с меньшим гонором относиться к «каким-то там аборигенам», больше считаться с их мнением и уважать его. Людям ведь попросту надоело ощущать себя «младшим братом» и «вассалом». В конце концов, разговоры высокопоставленных чиновников о союзнических отношениях между Россией и Арменией должны подкрепляться не только льготами на экспорт-импорт, но уважением и человеческим языком. В противном случае – прав Мурадян – Россия в итоге потеряет Армению, которую, придет время, нельзя будет удержать даже на штыках.

Только вот от "развода», если он случится, совершенно точно не станет легче ни одной, ни другой стране, не говоря уж о полном геополитическом перевороте, к которому приведет разрыв армяно-российских отношений или полное неприятие армянами России.

Ирина Джорбенадзе