Posted 25 февраля 2015,, 21:30

Published 25 февраля 2015,, 21:30

Modified 31 марта, 09:14

Updated 31 марта, 09:14

Пражский диагноз

25 февраля 2015, 21:30
Спецпредставители Грузии и России сегодня возобновляют в Праге переговоры по урегулированию. Скорее всего, неофициально будут обсуждаться договор между Южной Осетией и РФ , «грузинский фактор» в украинской политике и новые шаги НАТО в Грузии.

После длительного «воздержания» спецпредставители Грузии и России возобновляют переговоры по урегулированию. Официальная повестка дня уже обнародована – ничего глобального. О неофициальной можно только догадываться, имея в виду подписание Южной Осетией и РФ договора о госгранице, «грузинский фактор» в украинской политике и новые шаги НАТО в Грузии.

Напомним, Зураб Абашидзе и замглавы российского МИД Григорий Карасин встретились в середине октября прошлого года на весьма неблагоприятном фоне – Россия и Абхазия подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Фактически он подразумевает создание единых вооруженных сил, общего экономического, социального и гуманитарного пространства. Тбилиси и его зарубежные партнеры расценили подписание договора как «аннексию» Россией грузинских территорий. В определенных политических кругах Грузии прозвучали призывы прекратить переговоры между Абашидзе и Карасиным. Но, как видим, переговоры были всего лишь приостановлены.

Однако политический фон, на котором состоится анонсированная встреча сторон в Праге, ничем не лучше, если не хуже прошлогоднего. В частности, в аккурат к встрече Абашидзе и Карасина Россия и Южная Осетия подписали договор о государственной границе. Аналогичный документ Москва собирается подписать с Абхазией. В ответ официальный Тбилиси выступил с заявлением, в соответствии с которым договором о границе с ЮО Россия в очередной раз нарушили принципы международного права и территориальной целостности Грузии.

Кроме того, в день подписания договора Россия предупредила о своей готовности принять соответствующие меры, если НАТО предпримет практические шаги по «втягиванию» Грузии в альянс. Это заявление главы российского МИД Сергея Лаврова «совпало» с визитом в Грузию делегации международной службы НАТО, которая, по информации Минобороны страны, обсуждает в Тбилиси детали открытия тренировочного центра Североатлантического альянса. По предварительным данным, его обустроят в предместье Тбилиси – Вазиани.

Из Тбилиси в Москву полетели ответы. В частности, Абашидзе заверил, что, несмотря на сотрудничество Грузии с НАТО, плана размещения на территории страны военной инфраструктуры альянса «не существует в природе». По его словам, Грузия не предпримет шагов, наносящих ущерб региональной безопасности. Ей, то есть безопасности, а также территориальной целостности Грузии, угрозу создает военная инфраструктура России, размещенная в Абхазии и Южной Осетии. И вообще в Москве, в Тбилиси и в Брюсселе хорошо знают, что «сегодняшнее и завтрашнее присоединение Грузии к НАТО в повестке дня не стоит».

«Не волноваться» и «не нервничать» призвал Россию и министр обороны Миндия Джанелидзе. «Я удивляюсь, почему наши соседи так нервничают из-за создания этого центра, он не направлен против интересов ни одной из третьих сторон», - сказал министр журналистам. По его пояснению, у грузино-натовского центра не будет никаких наступательных и агрессивных целей.

Менее успокоительный тон взяло министерство иностранных дел Грузии. В заявлении, распространенном этим ведомством, подчеркивается, что «Европейская и евроатлантическая интеграция Грузии является внешнеполитическим приоритетом страны, она основана на непоколебимой воле и свободном выборе большинства населения Грузии. Присоединение Грузии к НАТО зависит от текущего диалога между альянсом и Грузией, а также от решений стран-участниц альянса, соответственно третьи страны не смогут повлиять на этот процесс». В Тбилиси также указали, что история расширения альянса показывает - присоединение новых стран к НАТО является «наиважнейшим фактором укрепления безопасности и стабильности».

На таком вот фоне Абашидзе и Карасин, по официальной информации, обсудят вопрос практической имплементации соглашения об основных принципах механизма мониторинга таможенного администрирования и товарооборота между Грузией и Россией, подписанного в ноябре 2011 года. Контролировать грузопоток на абхазском и югоосетинском участках границы будет швейцарская компания SGS.

Также, сообщил Абашидзе, на пражской встрече грузинская сторона поднимет вопрос освобождения своих граждан, осужденных в России за шпионаж. А предварительно, рассказал дипломат, он побывает в Брюсселе и «предметно обсудит с европейскими партнерами и коллегами грузино-российские отношения».

Напомним, что после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии (это произошло практически сразу после августовской войны 2008 года), Грузия разорвала с РФ дипломатические отношения, и стороны общались исключительно в многостороннем формате Женевских переговоров по безопасности и стабильности на Кавказе. Прямой диалог между Москвой и Тбилиси начался в 2012 году, после прихода к власти в стране политической коалиции «Грузинская мечта» во главе с олигархом и теперь уже бывшим премьер-министром страны Бидзиной Иванишвили.

Формат Абашидзе - Карасин оказался плодотворным: для грузинской продукции открылся российский рынок, закрытый для нее с 2006 года; наладилось транспортное сообщение между двумя странами; Россия несколько облегчила визовый режим для грузинских граждан, хотя россиянам для посещения Грузии виза и вовсе не нужна. Однако надежд на восстановление дипотношений пока нет: для этого, говорят грузинские власти, Россия должна отозвать признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

Словом, сомнительно, что Карасин и Абашидзе будут толковать в Праге только об освобождении грузинских граждан, обвиняемых в России в шпионаже, и о мониторинге грузов. Вероятно, стороны уполномочены вести диалог по поводу отношений Грузии и НАТО. Москва, понятно, настаивает на их постепенном отмирании, однако неизвестно – в обмен на что, и вообще, возможно ли такое "отмирание" в крайне непредсказуемой геополитической среде, отягощенной событиями на Украине.

Политические силы Грузии, однозначно ориентированные на евроатлантическую интеграцию Грузии (в том числе и те, кто из соратников правящей коалиции, точнее, Иванишвили, превратились в его противников), забили тревогу. Как заявил один из лидеров партии «Свободные демократы» Алекси Петриашвили, евроатлантическому курсу страны создается «явная и реальная угроза». Это, полагает он, подтверждено заявлением Абашидзе о том, что сотрудничество Грузии с НАТО не направлено на размещение на территории страны военной инфраструктуры альянса.

Политик напомнил, что на последнем саммите НАТО в Уэльсе Грузии был предоставлен «существенный пакет - план, предусматривающий размещение в стране натовской инфраструктуры, и содействие конечной цели страны – вступлению в альянс. … Примечательно, что заявление Зураба Абашидзе совпало с заседанием Совета по управлению кризисами и запланированной на конец февраля встречей Абашидзе с Карасиным, что и обозначило реальную повестку дня этой встречи».

А один из лидеров партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» Серго Ратиани прямо заявил, что нынешнее грузинское правительство «делает все для того, чтобы доставить удовольствие России». По его словам, прямая речь Абашидзе «является посылом России, что Грузия не предпримет шагов к вступлению в НАТО».

Словом, в Тбилиси Абашидзе заблаговременно «заклевали» за его встречу с Карасиным и за предполагаемую реальную «повестку дня». Надо полагать, клевание не закончится и в Праге, но на сей раз со стороны Карасина, который будет добиваться от грузинской стороны того, что желает Москва.

А желает она от Грузии многого. Не исключено, кстати, что и по украинской проблематике: некоторые грузинские эксперты считают, что США недовольны «поведением» действующих властей Грузии в отношении Украины, а Россия недовольна активными действиями на Украине представителей бывших грузинских властей. Соответственно, первый фактор льет воду на мельницу России, а второй – осушает ее. Но что можно «намолоть» России на такой «ниве»?

Ирина Джорбенадзе