Posted 27 февраля 2015,, 16:40

Published 27 февраля 2015,, 16:40

Modified 31 января, 02:59

Updated 31 января, 02:59

Приднестровский «котел» закипает

27 февраля 2015, 16:40
Запад, Молдова и Украина сжимают кольцо вокруг ПМР. Экономических способов сохранить там свое присутствие у Москвы нет, дипломатические почти не работают. Остается военный?

Запад все более открыто и на все более высоком уровне озвучивает сценарий разогрева приднестровского конфликта. Вчера Ангела Меркель на вопрос, "поступит ли Россия в отношении Приднестровья так, как действует на Украине", ответила: "Мы надеемся, нет". Канцлер дала понять, что, несмотря на давление Запада и Молдовы, Приднестровье не хочет отказываться от ориентации на Россию. "Мы должны работать над этим и дальше", - резюмировала она. Ранее британский премьер Дэвид Кэмерон заявлял, что ситуация на Украине может "дестабилизировать Молдавию". А главком объединенными силами НАТО в Европе Филипп Бридлав допустил, что Россия вполне способна «повторить агрессию в Молдове».

В этом хоре, чья обеспокоенность больше похожа на плохо скрываемую угрозу, громко выделяется голос Украины. Ее политики и военные давно заявляют, что российские военные из ПМР вот-вот нападут на Одессу. Именно этим Киев объясняет свое лихорадочное рытье рвов на украинско-приднестровской границе, почти полную таможенную и пограничную блокаду непризнанной республики, тесную штабную координацию с войсками Молдовы и постоянные военные учения в наводненной заезжими украинскими боевиками Одесской области.

Градус этих заявлений явно не отвечает реалиям военного присутствия РФ, чья отдельная группа войск (ОГРВ) в Приднестровье насчитывает всего 1 тыс. человек. Есть, конечно, еще собственно вооруженные силы ПМР, и обширные склады во многом просроченного вооружения бывшей 14-й армии ВС СССР в приднестровском поселке Колбасня. Но все это не идет ни в какое сравнение с общей численностью сил Украины, Молдовы и Румынии, у которой с Молдовой подписан договор о взаимной военной помощи – не говоря уже о том, что в Румынии расположены две военных базы США. Напомним также, что на днях Украина закрыла расквартированным в ПМР российским военным свое небо: теперь те уже в полной блокаде.

Однако повышенный градус «военной» риторики Запада вокруг Приднестровья вполне отвечает другим реалиям – геополитическим и экономическим. С точки зрения первых, ПМР, даже будучи эксклавом, до которого Москве еще надо дотянуться через всю Украину, является для нее единственным сухопутным окном на Балканы. То есть, если предсказания западных стратегов сбудутся и РФ, прямо или косвенно, возьмет под физический контроль северное Причерноморье, это окно будет снова открыто.

С точки же зрения экономики – и это сегодня, пожалуй, главное – ситуация в Приднестровье представляется крайне тяжелой и требует немедленного вмешательства России. Если Москва, конечно, желает каким-то образом уберечь свой юго-западный форпост от полного растворения в грядущей молдавско-румынской унии, часть населения – от бегства, войска – от изгнания, а промышленные активы от реквизиции и разрушений.

Напомним, что просьбы Тирасполя к Москве выделить финансовую помощь в размере $100 млн были этой зимой отклонены. Причины понятны: Россия сама в кризисе. Между тем, республика с начала года недополучила 40% отчислений, поскольку в январе ее экспортные предприятия встали из-за обвала российского рубля, молдавского лея и украинской гривны. Экспорт в Россию в январе сократился к январю прошлого года в 3,5 раза. В проекте бюджета ПМР на этот год фигурирует дефицит в $400 млн.

Если Москва ничего не «придумает», у Тирасполя останется единственный выход – принять условия Кишинева и ЕС и, по сути, отказаться от своей 23-летней государственности в обмен на разрешение и дальше торговать с Европой, на которую приходится сейчас 30% приднестровского экспорта. Пока что Брюссель позволяет приднестровцам продавать свою продукцию в ЕС без смены геополитической ориентации, но продлится это только до 2016 года. Дальше, если все останется как есть, блокада постигнет ПМР и со стороны Европы.

Вчера президент Приднестровья Евгений Шевчук (на фото) выступил с посланием к населению и Верховному совету. Он отметил, что никогда еще Украина и Молдова до такой степени не блокировали границу, экспорт и импорт. Он снова предложил соседям, взамен «идеологии санкций», добрососедство и сотрудничество. К сожалению, констатировал он, «большая часть этих инициатив осталась не услышанной». В связи с этим Шевчук призвал народ готовиться к «испытаниям».

Кишинев готов помочь Тирасполю открыть «европейский торговый коридор» после 2016 года, сообщили на днях молдавские источники «НГ» – но, опять таки, в обмен на отказ от пророссийской ориентации. В ПМР, однако, опасаются, что за это Москва отключит республику от бесплатного газоснабжения, благодаря которому ее продукция конкурентоспособна за границей.

Что же делать? Сегодня правительство ПМР поручило МИД направить обращения в адрес России и Украины с просьбой об оказании финансовой помощи "социально незащищенным слоям населения как из числа граждан Российской Федерации, так и граждан Украины”. Еще одно обращение направят участникам переговоров по приднестровскому урегулированию (РФ, Молдова, ЕС, США, Украина, ОБСЕ) с предложением “деблокировать внешнеэкономическую деятельность ПМР для самостоятельной ресурсной обеспеченности приднестровской экономики”.

Одновременно «Новости-Молдова» сообщает, что правительство ПМР ищет того, кто за $45 тыс выпишет рецепт спасения ее экономики. Такая сумма фигурирует в открытом конкурсе на разработку антикризисного плана. Это любопытно: в прошлом году спецпредставитель Владимира Путина по Приднестровью Дмитрий Рогозин заявил, что выйти из кризиса республике помогут «российские экономисты». А именно - один из идеологов российского ультралиберализма 90-х Владимир Мау. Но видимо с планом Мау что-то не заладилось и, похоже, этих денег московский шоковый терапевт не получит.

Не хотелось бы давать мрачных прогнозов, но если экономические гении маленькую республику не спасут, а Россия не решит «сдать» ее, генерал Бридлав может оказаться прав. И тогда эти скромные 45 «косарей» достанутся русскому командарму, который повторит путь армии Суворова более чем 200-летней давности.

Виктор Ядуха