Posted 17 марта 2015,, 09:50

Published 17 марта 2015,, 09:50

Modified 31 марта, 08:58

Updated 31 марта, 08:58

В Баку разрешили "немножко свободы"

17 марта 2015, 09:50
В Азербайджане произошло невероятное – люди вышли на улицу с лозунгами «Воровская власть – уходи!» Поводом для митинга стала девальвация маната, но он носил явно политический характер.

В минувшие выходные в Баку состоялся санкционированный властями митинг, организованный Национальным советом демократических сил Азербайджана (НСДС). По информации главного полицейского управления Баку, на стадионе «Мехсул» собрались не более 600 человек, включая представителей Партии народного фронта (ПНФА), Исламской партии и Народной партии. Грубых нарушений общественного порядка и правовых норм в ходе митинга не отмечалось, информируют силовики.

Между тем агентство TURAN передает, что в митинге приняли участие от 4 до 5 тысяч человек, и его главной темой стала коррумпированность власти и тяжелая экономическая ситуация, в которой находятся простые граждане Азербайджана. Политику властей, в частности, раскритиковал лидер ПНФА Али Керимли. Он назвал ее «преступной» хотя бы потому, что страна с бюджетом в 19 миллиардов манат решила провести Европейскую Олимпиаду стоимостью в 8 миллиардов, тогда как «такие огромные средства можно было направить на решение серьезных социальных и экономических проблем, на повышение минимальных пенсий и зарплат, составляющих всего 150 манат».

В падении курса национальной валюты оппозиционный политик также обвинил власти, которые, полагает он, возлагают на плечи простого народа «социальные и экономические издержки своей провальной политики». Ответственность за «разбазаривание национальных богатств» Керимли возложил на «правящую семью» (президента Алиева – прим. «Росбалта»).

Оппозиционер призвал граждан Азербайджана «положить конец беззаконию, чтобы освободиться от двадцатилетнего ига правящей семьи». Для этого, считает он, «мы должны быть едины и активны, начать серию акций протеста, не дать запугать себя и добиться, чтобы власть считалась со своим народом». Предложения оппозиционного лидера были встречены овациями и призывами митингующих - «Прекратить грабеж! Воровская власть, уходи в отставку!».

Помимо Керимли на митинге выступили и другие оппозиционные политики, обвинившие власти в коррупции, создании «воровского режима», управлении страной «криминальными методами», взяточничестве, фальсификации выборов, и дивившимися: «Как их еще земля носит?»

От властей Азербайджана участники митинга также потребовали ответа на вопрос, как быть нескольким миллионам граждан, взявшим кредиты в банках под высокие проценты и «оказавшимся в заложниках» в условиях 34-процентного обесценивания маната. Семью Ильхама Алиева обвинили в том, что «ей принадлежит 80 процентов банков».

Участники митинга приняли резолюцию, в которой потребовали от властей компенсировать населению денежные потери от обесценивания маната: повысить зарплаты и пенсии, снизить проценты по выплате кредитов, поддержать малообеспеченные слои населения и предпринимателей, а также «положить конец коррупции и монополиям».

В связи с проведением столь дерзкого для азербайджанских реалий мероприятия возникает несколько вопросов. Первый: почему слабая и пассивная оппозиция посмела разбушеваться? Возможно, она сочла, что время для этого сейчас вполне подходящее – Запад постоянно обвиняет азербайджанские власти в нарушении прав человека, свободы слова и собраний. Подчеркнем, что митинг, несмотря на требование отставки властей и довольно нелицеприятные обвинения в их адрес, разогнан не был, что может считаться «новым фруктом» во внутриполитическом «меню» республики.

Возможно, на уровень «терпимости» властей повлияла смена посла США в Азербайджане – в прошлом месяце на эту должность был назначен Роберт Секута, который, как говорят, озадачен необходимостью улучшения подпорченных азербайджано-американских отношений и содействия деятельности прозападных неправительственных организаций в Азербайджане, которым местные власти практически «перекрыли кислород». А тут – митинг, почти что «хамский», однако власти никого не тронули. То есть, пожаловаться на отсутствие демократии в связи с данным фактом не получается - это раз. И два: власти своим видимым спокойствием подчеркнули: акция не носила «майданного» характера, которого так опасаются в Баку.

Вопрос второй: насколько власти виновны в девальвации национальной валюты? И что они могут сделать для облегчения жизни простых смертных? То, что манат так сильно рухнет, мало кто ожидал. Возможно, случилось это не без спекулятивных усилий заинтересованных кругов. Но, говоря объективно, национальные валюты «полетели» по отношению к доллару и во многих других странах, в том числе, по причине обвала цен на нефть, доходы от продажи которой составляют львиную долю азербайджанского бюджета. Населению «поплохело» еще и от того, что работающие в России азербайджанцы по понятным причинам сократили объемы денежных переводов на родину. Деньги эти буквально кормили, в основном, в провинции, несколько миллионов человек – в сумме они ежегодно получали из РФ в среднем по 2 миллиарда долларов. Но деньги-то эти не оседали в мешках рядовых азербайджанцев – они стимулировали торговлю, развитие рынка недвижимости, образования, медицинских услуг, и т.д., благодаря чему жизнь до обвала маната была сносной.

Надо сказать, что власти Азербайджана пытаются контролировать цены на продукты первой необходимости. Алиев даже пригрозил, что если кто-нибудь вздумает завышать цены искусственно, то «будет серьезно наказан государством». А Государственный фонд социальной защиты Азербайджана заверил, что если в индексе потребительских цен произойдут изменения, то «по итогам года сумма пенсий и пенсионного капитала на индивидуальных счетах будет автоматически индексирована». Но, судя по всему, удержать курс маната властям Азербайджана, несмотря на оптимистические заявления на этот счет, будет крайне сложно, поскольку цена на азербайджанскую и иную нефть не растет. А недовольство населения – не исключено, что и «подогреваемое» определенными силами – совсем наоборот.

Несомненно, власти Азербайджана будут контролировать ситуацию в стране и пытаться улучшить социально-экономический фон. То есть, движение в сторону недопущения кризиса, из которого не выбраться, будут сделаны. Но параллельно власти усилят контроль над гражданским обществом с тем, чтобы оно не сильно «разгулялось», и дело бы не дошло до массовых майданных настроений. Напомним, что имевшие место в республике крупные акции протеста подавлялись силой – вряд ли Алиев пожелает их повторения в весьма взрывоопасной геополитической среде, в которой находится Азербайджан.

Заметим также, что далеко не вся азербайджанская оппозиция поддержала митинговые настроения в Баку. В частности, председатель Партии национальной независимости (ПННА) Юсиф Багирзаде заявил агентству «Новости – Азербайджан», что в настоящее время в общественно-политической жизни страны нет социального заказа на проведение массовых акций. «Если бы такой заказ был востребован, то ПННА шла бы в первых рядах этого процесса», - сказал он. По его словам, существующие в стране проблемы сейчас следует решать путем диалога с властями: «Мы не должны давать повод третьим силам, чтобы те использовали нас для реализации своих целей».

Об отсутствии «социального заказа» говорят также председатель Демократической партии Сардар Джалалоглу и лидер Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде. Правда, упомянутые выше политические силы радикальная оппозиция Азербайджана считает «карманными» партиями Ильхама Алиева, однако за ними стоит определенный электорат, склонный поддержать власть в форс-мажорной ситуации, и не довести страну до майданной бойни.

Словом, похоже на то, что сегодня азербайджанцы в большинстве своем остерегаются любого радикализма и предпочитают находиться под своим «дядей», чем под чужим. Это, однако, не означает, что радикализм не будет прокладывать себе дорогу, и что у властей есть основания для самоуспокоения. Восток-то дело тонкое. А где тонко – там и рвется.

Ирина Джорбенадзе