Posted 27 марта 2015,, 08:40

Published 27 марта 2015,, 08:40

Modified 31 января, 03:31

Updated 31 января, 03:31

Про геноцид и газовые трубы

27 марта 2015, 08:40
Владимир Путин поедет в Ереван для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армян в Турции. В Анкаре этим очень недовольны. Повлияет ли это на российско-турецкие отношения?

24 апреля армяне мира будут отмечать скорбную дату – 100-летие геноцида армян в Османской империи. Самые масштабные мероприятия состоятся в Ереване. В тот же день в Турции отметят столетие Галлиполийского сражения. Турецкий президент Реджеп Эрдоган пригласил президента Армении Сержа Саргсяна принять участие в мероприятиях, но тот отклонил приглашение. Прежде, сказал Саргсян, пусть Турция признает геноцидом резню армян в 1915 году, унесшую жизни более полутора миллионов невинных людей. Саргсян, в свою очередь, тоже пригласил Эрдогана в Ереван отметить дату геноцида, но турецкий премьер не ответил.

Анкара пригласила на мемориальные мероприятия более ста мировых лидеров: очевидно, в международной медиасфере пышные турецкие праздники призваны затмить тему геноцида. Но аналогично поступил и Ереван. По информации посла России в Армении Ивана Волынкина, Россия является стратегическим союзником Армении, и, разумеется, она «не может не уделять внимания этой стране и тому событию, которое в ней отмечается».

«100-летие геноцида привлечет в Армению большое количество гостей, приедут высшие государственные руководители других стран. Мы ожидаем визита президента России Владимира Путина, это поднимет уровень всего мероприятия», - сказал дипломат радио «Sputnik-Армения». По его словам, ожидается, что 24 апреля в Ереване будут присутствовать также депутаты, сенаторы и общественные деятели РФ.

Касаясь вопроса влияния визита Путина в Армению на отношения России с Турцией, не признающей геноцид армян, Волынкин отметил, что у России и Турции есть общие интересы, и отношения между станами носят «прагматический характер». Соответственно, резюмировал он, «наше участие в мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида, не должно коснуться наших отношений с Турцией».

Напомним, что геноцид армян 1915 года считается первым геноцидом двадцатого века. Турция отвергает обвинения в массовом истреблении армян в годы Первой мировой войны, и крайне болезненно реагирует на разговоры о геноциде, признанном многими странами, включая Россию, Францию, Нидерланды, Литву, парламенты Уругвая, Греции, Кипра, Бельгии, сейм Польши, большинство штатов США, Ватикан, т.д. Недавно Европарламент призвал все страны Евросоюза признать геноцид армян в преддверии 100-летия трагических событий, а «учреждения ЕС – продолжить вносить свой вклад в признание геноцида армян».

Что же до Галлиполийского сражения, то президент Саргсян считает, что его следует датировать 18 марта 1915 года, когда флоты Англии и Франции вошли в пролив Дарданеллы и начали обстрел турецких позиций. Затеяна же Галлиполийская операция была по инициативе Великобритании с целью захвата черноморских проливов и Константинополя, открытия доступа к России и принуждения Османской империи к сепаратному миру. Потери Великобритании составили тогда около 120 тысяч человек, Франции – немногим более 26 тысяч, а Турции – 186 тысяч человек.

По словам Саргсяна, власти Турции искажают историю умышленно и с тем, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от геноцида армян. Как пишет главред газеты «Аздак» Шаан Кандахарян, «Празднованием юбилея Галлиполийского сражения Анкара дала четко понять, что ее политика направлена на то, чтобы свести на нет результаты мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян. Только после официального заявления о праздновании 100-летия Галлиполийского сражения Анкара ответила, что не принимает приглашение президента Республики Армения принять участие в мероприятиях в Ереване, посвященных 100-летию Геноцида армян. До этого молчание президента Турции свидетельствовало об отсутствии обоснования отказа».

Вместе с тем, он полагает, что «одни и те же государства», по дипломатическим соображениям, «могут отправить своих представителей как в Ереван, так и в Анкару».

Самая серьезная «геноцидная интрига» в контексте соответствующих мероприятий в Армении связана с фигурой президента России. Vesti.az пишет, что информация о возможном визите Путина в Ереван и «его участие в мероприятиях, приуроченных к «100-летию геноцидам армян», всколыхнуло не только азербайджанское, но и турецкое общество».

В беседе с изданием турецкий историк и политический деятель, автор книги «Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов» Мехмет Перинчек разъяснил, почему турецкие политики и общественность страны крайне негативно отнеслись к предстоящему визиту Путина в Ереван, приуроченному к 100-летию геноцида. «Речь идет о событии, которое никак нельзя охарактеризовать как геноцид, причем, это доказано не только документами из турецких архивов. Есть масса документальных свидетельств, хранящихся в военных и государственных архивах самой России. … Эти документы доказывают, что происходившие в 1915 году в Османской империи события являются не геноцидом, а результатом политики империалистических держав, которые были заинтересованы в ослаблении и Османской империи, и России», - сказал он.

По его словам, «армянский вопрос» всегда поднимался только для того, чтобы ослабить Турцию и оказать на нее давление по различным вопросам. … Это инструмент в руках тех сил, цель которых – расчленить Турцию. Этим силам наплевать на какое-то горе армян. Естественно, что посещение Путиным Еревана на «100-летие геноцида» выглядит как часть этой антитурецкой игры, что, несомненно, повлияет на развивающиеся российско-турецкие отношения. Ведь «геноцид армян» является проектом, который экспортируется из-за океана. К сожалению, получается, что Россия тоже принимает участие в этом американском проекте. …. Я со всей ответственностью заявляю, что визит Путина в Ереван играет на руку в первую очередь США. Если этот визит состоится, то Обама может праздновать – ему вновь удалось помешать сближению Анкары и Москвы. … Так что, если Владимир Путин хочет порадовать Барака Обаму, то, можно сказать ему – «Добро пожаловать!» в Ереван для участия в мероприятиях, приуроченных к «100-летию геноцида армян».

Словом, как в политических, так и историко-юридических кругах вопрос геноцида армян многим видится спорным хотя бы потому, что Турция, как республика, была создана в 1923 году, а трагические события произошли в Османской империи в 1915 году, поэтому государственные институты Турецкой Республики никак не могут быть причастными к резне армян. Однако факт геноцида армян широко признан, и соответствующий процесс может продолжиться не без стараний мощного мирового армянского лобби.

В прошлом году Эрдоган выразил соболезнование потомкам жертв кровавых событий 1915 года и пожелал, чтобы «души армян покоились с миром». Он подчеркнул, что «горькие события» в последние годы существования Османской империи коснулись не только армян, но и собственно турок, курдов, ассирийцев и представителей других этносов. После этих слов многие наблюдатели сочли, что Эрдоган, в итоге, извинится перед армянами, как он извинился перед курдами за события 1937-1938 годов (Дерсимская резня). Но этого не случилось – он ограничился «соболезнованием». Соответственно, армяно-турецкие отношения, в которых начали проглядываться признаки оттепели, вновь охладели.

То есть, армяно-турецкая граница по-прежнему закрыта, Армения исключена из всех региональных проектов Турции, Азербайджана и Грузии, Анкара продолжает демонстрировать свою нетерпимость ситуацией вокруг Нагорного Карабаха (в пользу Азербайджана), и т.д. Параллельно Турция, включая проблематику геноцида, выслушивает от Запада нотации по поводу ее несоответствия стандартам Евросоюза, пороги которого она обивает десятилетиями.

Во многом по этой причине – из-за безрезультатного обивания Турцией порогов ЕС, уверенности, что Запад готовит в Турции очередную «цветную» революцию, перспективы превращения страны в газовый хаб при помощи российского газа, а также по другим мотивам, - Анкара постепенно и явно сближается с Москвой. И параллельно просчитывает плюсы и минусы восточного политического полюса. Поэтому на почве присутствия Путина на мероприятиях, посвященных столетию геноцида армян, Россия и Турция не рассорятся, и этот эпизод будет отнесен к числу «досадных».

Что же касается Армении, она, несмотря на то, что Путин предпочел ехать в Ереван, а не в Анкару, весьма опасается российско-турецкого сближения. В частности, договоренности сторон о развитии в Турции, являющейся членом НАТО, атомной энергетики при помощи России. Но тут уже Еревану придется хорошенько раскинуть мозгами, что ему выгоднее: нормальное развитие российско-турецких отношений в меняющихся геополитических реалиях, или напряженность между двумя странами, которая отразится и на карабахской проблематике.