Posted 5 мая 2015,, 08:30

Published 5 мая 2015,, 08:30

Modified 31 марта, 08:15

Updated 31 марта, 08:15

Молдова: государство против инвесторов

5 мая 2015, 08:30
После рекордного для страны 2008 года, когда объем прямых иностранных инвестиций в национальную экономику составил $715 млн, уровень зарубежных капиталовложений год от года сокращался. Одна из причин – сокращение притока иностранных инвестиций.

После рекордного для Молдовы 2008 года, когда объем прямых иностранных инвестиций в национальную экономику составил $715 млн, уровень зарубежных капиталовложений год от года сокращался. К примеру, в 2012 году приток инвестиций дошел до драматических $160 млн. И эта негативная тенденция сохраняется по сегодняшний день. Год от года Молдова становится все менее привлекательной для иностранных инвесторов, что заметно тормозит развитие ее экономики. Прогнозы неутешительны. Эксперты предрекают Молдове в 2015 году экономический спад на 1-2%. Одна из причин – сокращение притока иностранных инвестиций.

У этого явления есть объективные внутренние и внешние причины. Наиболее очевидные из них - затянувшийся период политической неопределенности в Молдове и экономический спад в государствах, являющихся основными торгово-экономическими партнерами в Молдове. Не повышает инвестиционной привлекательности Молдовы и ее соседство с нестабильной Украиной. Однако существует мощный субъективный фактор, о котором не принято упоминать в официальных отчетах и докладах экспертных организаций и международных финансовых институтов: отношение самого молдавского государства к инвесторам. Потенциальные инвесторы попросту опасаются вкладывать деньги в Молдову, поскольку у них нет уверенности не только в гарантированных прибылях, но и в сохранности самих инвестиций.

Наиболее показательной является скандальная ситуация вокруг крупнейшего банка Молдовы – Banca de Economii (БЕМ). Сегодня вокруг этого банка бушуют политические страсти, не имеющие ничего общего с его подлинными проблемами. Этот пример ярко демонстрирует, как государство, пользуясь специфическими рычагами, «кидает» иностранных инвесторов на их же собственные деньги. Подобные истории в специфической среде инвесторов разлетаются с быстротой молнии. После этого правительство может разработать хоть десять программ по привлечению инвестиций, но не дождаться ни цента иностранных капиталовложений. Мало кто захочет рисковать деньгами, вкладывая их в экономику страны, где государство может позволить себе подобные вещи.

Продавец «черных дыр»

Начнем с того, что Молдавское государство не было добропорядочным продавцом акций Banca de Economii, исказив информацию о реальном финансовом положении БЕМ. Было известно, что в «БЕМ» существует «дыра», сформировавшаяся на протяжении 20-ти лет. Специальная парламентская комиссия, которая изучала в 2013 году ситуацию в кризисном банке, установила, что размер «дыры» в БЕМ составляет 1,3 млрд леев (около $100 млн). Парламентская комиссия не является компетентным – надзорным, регулирующим, либо следственным органом. В ее состав входили не специалисты-финансисты, а политики, мотивированные, прежде всего, партийными интересами. Некоторые из них представляли предыдущую власть, некоторые – власть актуальную. И те и другие приложили руку к тому, что БЕМ оказался на пороге банкротства. Ни те, ни другие не были заинтересованы в том, чтобы на примере этого банка для общественности стали очевидными проблемы и провалы их правления.

Так, известно, что целый ряд невозвращенных, либо проблемных кредитов на огромные суммы денег были выделены государственным структурам, или компаниям, за которыми стояли высокопоставленные государственные чиновники. Тяжким бременем на БЕМ легло чисто политическое, принятое перед выборами 2009 года, решение о передаче гарантий по депозитам обанкротившегося «Инвестприватбанка».

Решения комиссии стали плодом компромисса между различными политическими группировками, и не претендовали на роль истины в последней инстанции. Тем не менее, цифра в 1,3 млрд леев в качестве размера финансовой «дыры» в БЕМ, «обнаруженная» парламентской комиссией, но не подтвержденная ни одним из компетентных органов, стала единственной официальной. Именно на нее ориентировались инвесторы. Парламентская комиссия предложила правительству на выбор несколько вариантов оздоровления финансовой ситуации БЕМ. Один из них – передача контрольного пакета акций частным инвесторам. Именно по этому пути пошло правительство. В августе 2013 года была проведена дополнительная эмиссия акций БЕМ, в результате которой контрольный пакет перешел к частным инвесторам.

Очень быстро инвесторы поняли, что «дыра» в БЕМ в несколько раз больше официально озвученных 1,3 млрд леев. По некоторым данным, упоминавшимся молдавской и международной прессой, речь шла о сумме в 8-10 млрд. По курсу на тот момент почти $1 млрд! Иными словами, инвесторы, которых правительство призвало к спасению банка, были введены в заблуждение. Государство продало им куда более проблемный банк, чем об этом говорилось. Фактически инвесторы, ориентировавшиеся на данные парламентской комиссии и отчет Министерства финансов, получили обанкроченное предыдущим владельцем финансовое учреждение. Предыдущим владельцем коим являлось государство.

Инвесторы: здесь Русью пахнет

Несколько слов об инвесторах «Banca de Economii», ставших в результате проведенной правительством Молдовы дополнительной эмиссии акций на сумму 80,55 млн леев (на тот момент $6,3 млн) собственниками 33,73% акций банка. Это – контрольный пакет. Однако государство сохранило за собой пакет блокирующий – 33,38%. Контроль над БЕМ перешел к компании Sisteme Informationale Integrate, зарегистрированной в России. Эта компания была акционером БЕМ начиная с 2002 года, и ее репутация была безупречной. Помимо 80,55 млн леев, выплаченных государству за акции из дополнительной эмиссии, инвестор обязался предоставить БEM кредит на сумму не менее 600 млн леев, а также выкупить проблемные активы банка на сумму 300 млн леев. Позднее глава Нацбанка Молдовы Дорин Дрэгуцану подтвердил, что в сентябре 2013 года компания предоставила БEM кредит в размере $50 млн (644 млн леев) на шесть лет под три процента годовых. Инвестор свои обязательства перед государством выполнил.

Менее чем через год Sisteme Informationale Integrate продала часть своих акций в БEM «дочке» российского Внешэкономбанка —компании «ВЭБ Капитал» за 50 млн леев. По состоянию на конец ноября 2014 года, доля «ВЭБ Капитала» в Banca de Economii составляла 25 процентов, а у Sisteme Informationale Integrate было 9%. В результате этой сделки акционером БЕМ стал крупный российский инвестор.

Это вызвало политический скандал в Кишиневе. Сразу несколько ультраправых политиков заявили о том, что появление российского инвестора в «Banca de Economii» не что иное как «экспансия Кремля».

Смена правил во время игры

27 ноября 2014 года, за три дня до очередных парламентских выборов произошел беспрецедентный случай в судебной и банковской практике. Государство, по сути, совершило рейдерский захват БЕМ, отобрав контроль над ним у частных инвесторов. По формальному иску акционеров, владеющих смехотворными 0,01% акций БЕМ, Высшая судебная палата отменила решение правительства о дополнительной эмиссии акций, вернув контроль над БЕМ государству. Национальный банк назначил спецуправляющего. Отношения с иностранными инвесторами, понесшими финансовые и репутационные потери, правительство Молдовы не урегулировало до сих пор.

Таким образом, инвесторам (в данном случае – российским, но очевидно, что на их месте могли быть любые другие зарубежные инвесторы) сначала продали обанкротившийся банк, а потом, после того как ими были предприняты чрезвычайные меры по его удержанию на плаву и сохранению лицензии, попросту отобрали его. Молдова окончательно превратилась в зону рискованных инвестиций. Драматическое снижение инвестиций в молдавскую экономику – прямое следствие подобной политики государства.

Дарья Истомина