Posted 7 мая 2015,, 08:45

Published 7 мая 2015,, 08:45

Modified 31 января, 04:14

Updated 31 января, 04:14

Покой Кавказу только снится

7 мая 2015, 08:45
Спикер парламента Армении спровоцировал скандал, встретившись со своим южноосетинским коллегой. Армянская оппозиция сразу обвинила власти в «выполнении заказа Москвы», а в Тбилиси заговорили о слабости грузинской дипломатии.

Спикер парламента Армении Галуст Саакян встретился на днях в Степанакерте с главой парламента отколовшейся от Грузии и частично признанной Южной Осетии Анатолием Бибиловым. В принципе, о встрече мог вообще никто не узнать, если бы о ней на радостях не раструбил сам Цхинвал, назвав ее, для пущей важности, «рабочей».

Отметим, что Ереван, как почти весь мир, не признал независимость Южной Осетии, и вообще ему невыгодно портить отношения с Грузией, благодаря которой Армения находится не в полной транспортной блокаде. А тут – нате: стороны не просто встретились, так сказать, мимоходом, но, если верить южноосетинской стороне, Бибилов находился в Нагорном Карабахе с рабочим визитом по приглашению спикера парламента Армении. Не вполне понятно, почему Саакян счел возможным пригласить лидера враждебного Грузии «сепаратистского режима» и обсуждать с ним, по уверению Цхинвала, «актуальные вопросы развития двусторонних отношений». Да еще и в Степанакерте. Впрочем, место встречи, наверное, говорит о том, что в самой Армении Бибилова решили не «светить».

Понятно, однако, что Грузия отреагировала на столь «недружественный шаг» со стороны Армении. МИД страны заявил, что «крайне встревожен» встречей армянского спикера с «представителем действующего в Цхинвальском регионе оккупационного режима России» и отметил, что данный факт противоречит дружеским связям между Грузией и Арменией, а также наносит вред двусторонним отношениям.

Посол Армении в Грузии Юрий Варданян был приглашен в грузинский МИД для разъяснений. Он выразил сожаление в связи с произошедшим и заверил, что «Ереван будет незамедлительно ознакомлен с позицией Грузии».

На этом все не закончилось: грузинский премьер Ираклий Гарибашвили позвонил своему армянскому коллеге Овику Абрамяну. Ясно, что говорили они не о погоде: Абрамян сообщил, что Бибилов находился в Карабахе в нерабочий день с частным визитом, и обсудил с армянским спикером вопрос личного характера. «На встрече деловые темы обсуждены не были, в том числе и вопросы, касающиеся оккупированных территорий Грузии», - заверил он.

Словом, Ереван не полез на рожон и постарался спустить разгорающийся скандал на тормозах. Но удила закусила Южная Осетия: Бибилов, по информации РИА Новости, заявил, что «никто не может запретить людям встречаться, выражать сочувствие в связи со столетием геноцида армянского народа, и никто не может перечеркнуть совместные страницы истории Осетии и Армении».

По всей вероятности, встреча действительно носила сугубо личный характер, поскольку, по кулуарной информации, МИД Армении информирован о ней не был, и официальные лица Саакяна не сопровождали. Инцидент на этом мог быть исчерпан, но скандал подогревается в самой Армении, причем, с привязкой к России. В частности, армянское оппозиционное издание Lragir пишет, что Армения вообще не имеет «суверенной внешнеполитической повестки» и «периодически оказываясь в центре скандалов, связанных то с Крымом, то Южной Осетией, то голосованием в ООН», поскольку «выполняет указания из Москвы, пытаясь каждый раз «отмазаться».

И далее: «Армения не предпринимает внешнеполитических шагов, которые хоть как-то противоречили бы внешней политике России. Это даже закреплено в двусторонних договорах. Можно ли полагать, что Армения не признает НКР и не проводит политику по ее международному признанию потому, что этого не позволяет Россия? Более того, можно ли предположить, что Москва распорядилась, чтобы спикера южноосетинского парламента приняли в Ереване на государственном уровне, и это один из фрагментов политики Москвы по изоляции Армении и лишению ее субъектности, что направлено на «замыкание» грузинского кольца».

Подчеркивается также, что «грозовая туча» в грузино-армянских отношениях появилась накануне визита президента Армении Сержа Саргсяна в США. Безусловно, полагает издание, у Саргсяна поинтересуются, «с какой стати высокопоставленное лицо Армении встречается с представителем непризнанного международного субъекта, тем самым обостряя отношения с единственной региональной страной – Грузией, которая заявляет о намерении евроатлантической интеграции».

Lragir также ставит под сомнение «самостоятельность» встречи Саакяна с Бибиловым и не исключает, что ее санкционировал Саргсян: «Возможно, этого потребовала Москва, которая, судя по всему, повышает градус агрессивности кавказской политики и в этом плане ставит перед Арменией более жесткие требования по поддержке этой политики». И вообще Южная Осетия не могла опубликовать информацию о встрече без согласования с Москвой. Видимо, предполагает армянское издание, перед отъездом в США Саргсян «оказался в расставленном Москвой капкане».

А в Тбилиси, анализируя карабахскую встречу, говорят о слабости грузинской дипломатии. В частности, ректор Дипломатической академии, политолог Сосо Цинцадзе заявил грузинскому изданию «Резонанси», что, в соответствии с политикой Армении, она не несет ответственность за происходящее в Степанакерте. Но, подчеркнул он, «Когда председатель армянского парламента приглашает председателя де-факто парламента Цхинвали, встречается с ним, это является проявлением слабости грузинской дипломатии и вызывает возмущение. Грузинская дипломатия не имеет доступа к Цхинвали, но с Ереваном говорить никто не мешает. Адресатом возмущения должна стать госпожа министр иностранных дел (Грузии - прим. «Росбалта»). Грузинская дипломатия не может сформировать нормальные отношения даже с ближайшими соседями. Если отставить в сторону Россию, то у нас нет нормальных отношений ни с Баку, ни с Ереваном».

Политолог также заявил: «Почему нас не удивляет, что президент Азербайджана приглашает разыскиваемого Саакашвили и принимает его в дружеской обстановке?! Это еще одно свидетельство того, в каком состоянии находится сегодня грузинская дипломатия. Это такой же недружеский жест, как и визит Бибилова в Степанакерт».

Словом, вырисовывается следующая картина - с Грузией не считается никто из ее соседей: ни Россия, признавшая независимость Абхазии и Южной Осетии, ни Азербайджан, принимающий Саакашвили, ни, Армения (хотя в меньшей степени), для которой сохранение нормальных отношении с Тбилиси является в полном смысле слова жизненно важным вопросом. Для Грузии же главное, чтобы ее не трогала Россия, и чтоб Азербайджан продолжал с ней энергетическое сотрудничество на выгодных для нее условиях.

Что же до Армении, она, как таковая, мало интересна для Грузии, но считаться с ней приходиться, поскольку на армянской территории расположена единственная на Южном Кавказе российская военная база. Она, как известно, считается «потенциальной угрозой» для региона.

Кроме того, отталкиваясь от популярной в экспертных кругах «теории заговора», Россия вполне может дестабилизировать обстановку на юге Грузии, где компактно проживает армянское население, части которого не чужды «сепаратистские настроения, навязываемые Россией». Правда, в Ереване их не поддерживают, но стремительное изменение направления геополитического ветра в регионе не гарантирует Грузии спокойную жизнь.