Posted 12 мая 2015,, 09:00

Published 12 мая 2015,, 09:00

Modified 31 марта, 08:09

Updated 31 марта, 08:09

Грузию в НАТО поведет женщина

12 мая 2015, 09:00
Обновленное правительство Грузии намерено продолжить процесс евроинтеграции, а также нормализовать отношения с РФ, но только при условии отмены Россией признания Абхазии и Южной Осетии.

Чехарда в правительстве Грузии и частая смена министров привела к конституционной необходимости утверждения нового кабинета. Премьером остался Ираклий Гарибашвили - фаворит олигарха и бывшего главы Кабмина Бидзины Иванишвили, который, как считается, выступает в роли местного Дэн Сяопина и правит страной из-за кулис.

Правит, вероятно, не слишком успешно: одно дело – удачный менеджмент бизнес-империи (по данным Форбс, состояние Иванишвили оценивается почти в 6 млрд долларов), а другое – эффективное управление государством. Достаточно сказать, что экономическая ситуация в Грузии крайне тяжелая, безработица носит массовый характер, население все больше нищает. Тем не менее, замена экономического блока правительства не произошла, новыми лицами в кабинете стали главы двух далеко не ключевых министерств – охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также по делам молодежи и спорта.

Но одно назначение – министра обороны - вызвало большой резонанс: соответствующее ведомство впервые в истории Грузии возглавила женщина, юрист Тинатин Хидашели. Она, кстати, является супругой спикера парламента Давида Усупашвили. Оба представляют в правящей коалиции «Грузинская мечта» считающуюся проамериканской «Республиканскую партию».

Лидер лейбористов Шалва Нателашвили прокомментировал это назначение следующим образом: «Наверно, всем ясно, что в результате командования Хидашели Давид Агмашелебели (грузинский царь Давид IV-Строитель - прим. "Росбалта"), царица Тамара, Ираклий II и Иосиф Джугашвили (Сталин) перевернутся в гробу. … Все, кто поддержат Хидашели, будут, по всем юридическим параметрам, предателями родины».

А по мнению эксперта Мамуки Арешидзе, Хидашели «…попала на этот пост в ответ на геополитические вызовы, которые стоят перед нашей страной». Как пояснил он газете «Квирис палитра» («Палитра недели»), «В мире формируется новая повестка дня - как видно, США и руководство НАТО ищут паритет. На это указывает утечка информации, постепенно распространяющейся в Европе и на постсоветском пространстве - между США и Россией начались скрытые переговоры о присвоении нейтралитета четырем странам: Финляндии, Молдове, Украине и Грузии. Это обусловлено тем, что Россия не хочет видеть контингент НАТО рядом со своими границами, а США, в свою очередь, нуждаются в стабильных союзниках».

Между тем старо-новое правительство представило программу своей работы. Оно не поскупилось на дифирамбы в собственный адрес и доложило, что в стране проводится фундаментальная и многоэтапная реформа судебной власти, началось и продолжается развитие институтов, основанных на либерально-демократических ценностях. «Государство гарантирует неприкосновенность конституционных прав человека, … преследование по политическому признаку исключено. … началось строительство свободной от политического давления судебной и правоохранительной системы», - говорится в программе правительства.

В ней также в качестве «главного ориентира» политического и экономического развития страны рассматривается европейская и евроатлантическая интеграция, являющаяся «свободным, единодушным и непоколебимым выбором нашего общества». Кроме того, правительство Грузии продолжает работать над усилением региональных позиций и безопасности страны, а также над сотрудничеством с НАТО с целью вступления в эту организацию.

Не забыта и Россия. Как заявил премьер Гарибашвили, несмотря на то, что обновленное правительство Грузии главной своей задачей считает восстановление территориальной целостности страны, его политика в отношении Российской Федерации будет направлена на «деэскалацию отношений» и «нормализацию на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ Грузии». При этом в правительственной программе подчеркивается, что предпосылкой к нормализации отношений с Россией должен стать ее отказ от признания независимости Абхазии и Цхинвальского региона (Южная Осетия).

Далее. Обновленное правительство заверило население в том, что его экономическая политика основана на принципах и ценностях свободной рыночной экономики, и оно продолжит работу для преодоления безработицы и нищеты, «создаст достойные условия для беспрецедентного развития малого и среднего бизнеса и сельского хозяйства». Вся эта демагогия не нова, и она особенно плохо воспринимается населением на голодный желудок.

Как отмечает эксперт Демур Гиорхелидзе, сегодняшние грузинские власти неэффективны, и «налицо кризис системы управления». Впрочем, политического кризиса, полагает он, пока нет. Но «недееспособное правительство, слабый экономический рост, ухудшение социального положения, отсутствие рабочих мест и негативное отношение к власти рано или поздно перерастет в политический кризис».

По мнению некоторых экспертов, в таком случае нельзя будет исключить назначение внеочередных парламентских выборов, и тогда в условиях падения рейтинга правящей коалиции «Грузинская мечта» 5-процентный барьер, необходимый для членства в парламенте, преодолеют 4-5 партий. В результате в Грузии может сформироваться коалиционное правительство.

Но, как сказал политолог Рамаз Сакварелидзе агентству «Интерпрессньюс», «Одно дело - коалиционная правящая сила, и другое - коалиционное правительство. Для управления коалиционным правительством необходима очень высокая политическая культура. В условиях коалиционного правительства участятся … саботажные процессы. Следить за этим будет намного сложнее. Так что политические фигуры «Мечты» окажутся перед более сложной задачей. … Я бы пожелал, чтобы те, кого это касается, пересмотрели и обдумали, насколько выгодно сегодняшней Грузии приближаться к парламентской республике и приводить к власти коалиционное правительство».

А пока рядовые граждане задаются вопросом: почему в стране не заменены министры экономического блока? На этот вопрос можно ответить так: вероятно, власти не считают, что экономические проблемы достигли своего пика, и массовое недовольство с выходом народа на улицу им не грозит. Возможно также, они понимают, что с отставкой министров экономического блока логично было бы заменить и премьера, являющегося фигурой, крайне приближенной к Иванишвили. Однако не исключено, что замена министров экономического блока, равно как и премьера, в итоге будет продиктована политической целесообразностью. Догадок, кем может заменить Иванишвили своего выдвиженца Гарибашвили, который, кстати, сильно не ладит с президентом страны Гиоргием Маргвелашвили, пока нет. Нельзя также исключить, что Иванишвили «упросят» вернуться на пост премьера. Впрочем, эта позиция должна быть для него крайне невыигрышной.

Так что радикальное переформатирование правительства вполне ожидаемо. И генеральной репетицией этого действа можно считать не формальное последнее обновление правительства, а увольнение осенью прошлого года министров из партии «Свободные демократы», входившей в правящую коалицию, а ныне находящейся в оппозиции. Напомним, что уволен был министр обороны Ираклий Аласания, вслед за которым ушли глава МИД Грузии, министр по европейской и евроатлантической интеграции и постпред страны в НАТО. Позже в отставку подали главы МВД и министерства регионального и инфраструктурного развития.

Во время осенней «политической лихорадки» пронесся слух, что Иванишвили и Гарибашвили избавляются от откровенно прозападных сил в правительстве. Но вряд ли это так. Во-первых, внешнеполитический курс страны после серии отставок прозападных политиков не изменился. Во-вторых, Аласания с самого начала не сработался с Иванишвили, и вообще он метил на пост президента страны, но олигарх предпочел ему нынешнего президента Маргвелашвили. С последним у него начались неприятности едва ли не спустя неделю после его избрания, обеспеченного авторитетом Иванишвили. В логику заигрывания с Москвой и оглядки на Север не укладывается также назначение Хидашели министром обороны.

Словом, неуспех грузинского правительства, особенно его экономической команды, налицо, и вопрос пресловутой внешнеполитической ориентации, личных отношений между фигурантами власти тут ни при чем. Коалиция «Грузинская мечта» была априори обречена на низкую эффективность, поскольку изначально была создана идеологически несовместимыми политическими силами на основе негативной повестки – выживания экс-президента Михаила Саакашвили и его партии «Единое национальное движение» из грузинской политики.

Цели своей коалиция частично достигла. Но что дальше? За редким исключением, в правительство Грузии пришли некомпетентные люди, не имеющие ни опыта, ни потенциала государственного управления. Сначала свои неудачи они списывали на так называемый процесс кохабитации и происки «Националов». Но двоевластие закончилось, а экономика стремительно покатилась вниз, что очень удобно оправдать исключительно «внешними факторами». В общем, обещания «мечтателей» превратить Грузию в рай на земле так и остались обещаниями без видимой тенденции к движению в сторону парадиза.

Кроме того, Грузия так же далека от вхождения в Евросоюз и НАТО, считающихся панацеей от всех бед, как в 2012 году, когда к власти пришли «мечтатели». Так что все течет, но ничего не меняется. Электоральный заказ «мечтателям» не сработал. Они его просто не удовлетворили.

Ирина Джорбенадзе