Posted 20 мая 2015,, 11:07

Published 20 мая 2015,, 11:07

Modified 31 марта, 08:02

Updated 31 марта, 08:02

Кремль "не увидел" маневры на своем "заднем дворе"

20 мая 2015, 11:07
Формат диалога Грузии и РФ расширяется, представитель России даже заявил о переговорах на "более высоком уровне". Возможно, поэтому Москва "не заметила" грузино-американские военные маневры.

Переговорный формат спецпредставителей Грузии и России по урегулированию отношений между двумя странами расширяется. По информации переговорщика с грузинской стороны дипломата Зураба Абашидзе, очередная его встреча с российским коллегой, замглавы МИД Григорием Карасиным состоится в Праге в июне, и в этот единственный прямой, на сегодняшний день, переговорный формат «будет внесено небольшое изменение».

А именно: во встречах Абашидзе и Карасина будут участвовать по одному эксперту от министерств экономики Грузии и РФ. По мнению Абашидзе, «это логично», поскольку стороны хоть и обсуждают исключительно торгово-экономические отношения, но в них существуют и «специфические темы». Поэтому, пояснил он, необходимо присутствие людей, «более сведущих» в экономических вопросах.

В общем, переговорный формат, который, по мнению некоторых грузинских экспертов и политиков, «изжил себя и требует ликвидации», не только не предан забвению, но и расширяется на третьем году существования. И происходит это на фоне недавнего заявления грузинского президента, в соответствии с которым санкции против России следует не только сохранить, но и усилить. Кстати, сама Грузия к санкциям не присоединилась, но все-таки.

Но вернемся к формату Абашидзе – Карасин. В определенных грузинских кругах забеспокоились: для чего потребовалось его расширение, когда все вопросы, находящиеся в компетенции спецпредставителей, вроде как решены: грузинская продукция вернулась на российский рынок, транспортное сообщение между странами, за исключением железнодорожного, существует. Гуманитарные, культурные и научные связи так или иначе поддерживаются. Так что Абашидзе и Карасин вполне справились.

Но, как сказал изданию «Резонанси» политолог Сосо Цинцадзе, «Есть более серьезные экономические вопросы с политической нагрузкой, которые требуют большего профессионализма. Зураб Абашидзе ни по формату полномочий, ни по специальности не может давать российской стороне какие-либо обещания или поднимать вопросы. Поэтому для меня было бы приемлемо, если бы параллельно с этим форматом некоторые государственные чиновники установили друг с другом профессиональные отношения».

И тут вдруг Карасин, по информации РИА Новости, обмолвился, что он и Абашидзе готовят почву для встреч представителей Грузии и России более высокого уровня. «Мы по-прежнему считаем, что высокий и тем более высший уровень контактов надо добросовестно готовить, потому что неподготовленные контакты не всегда приносят значимые результаты. По-моему, наши грузинские партнеры хорошо это понимают. Именно подготовкой соответствующей необходимой почвы для более высоких уровней контактов мы и занимаемся с Абашидзе по поручению руководства обеих стран», - сказал российский дипломат.

По всей вероятности, эта «крамольная» информация не была предназначена для ушей «широких слоев населения», поскольку Абашидзе ее решительно опроверг. «В настоящее время никакой практической работы по подготовке такой встречи не ведется. В пражском формате рассматриваются только торгово-экономические отношения. Вообще же, как известно, подготовка такой встречи (на высшем уровне – прим. «Росбалта») – это прерогатива внешнеполитических ведомств», - пояснил он.

Но – слово сказано, и часть грузинской оппозиции, заподозрив закулисные российско-грузинские «политические игры», обвинила Абашидзе в откровенном превышении полномочий. А также в том, что он, под предлогом развития экономических отношений с Россией, с благословления грузинских властей осуществляет «план Кремля по превращению Грузии в сателлита Российской Федерации». «При помощи Абашидзе Грузию затаскивают в Евразийский союз», - говорят оппозиционные политики и подчеркивают, что все это происходит на фоне аннексии Россией Абхазии и Южной Осетии.

ЕАЭС упомянут не случайно: напомним, что по опросу, проведенному недавно в Грузии Национально-демократическим институтом США (NDI), вступление страны в Евразийский союз приемлемо для 31% респондентов. Показатель этот весьма высок, тем более в условиях, когда вопрос территориальной целостности Грузии уже не фигурирует в тройке наиболее важных национальных интересов страны. Все вышесказанное для многих грузинских экспертов отождествляется с ростом в Грузии пророссийских настроений, который, если правительство не примет соответствующих мер, может отразиться на результатах предстоящих в 2016 году парламентских выборов.

Возникает вопрос: кто виноват в том, что каждый третий житель Грузии, если верить опросу американцев, обращает свои взоры к Северу, лишившему грузин Абхазии и Южной Осетии? Одни считают, что до пророссийской ориентации грузин доводит правительство, не способное создать нормальные социально-экономические условия существования – ведь в соседней России, несмотря на множество трудностей, материально люди живут гораздо лучше. Другие полагают, что Евросоюз и НАТО «передержали» Грузию у своего порога, не впуская ее к себе, что породило у грузин не только обиду и недоверие, но и отсутствие альтернативной перспективы на более достойную жизнь. Говорят и о том, что ЕС и НАТО постоянно «обманывают» Грузию и «кормят» ее обещаниями, а сами за ее спиной ведут с Россией «разные игры», в которых Грузия фигурирует только тогда, когда посредством нее можно насолить России.

А «игры», вероятно, ведутся. В частности, вопреки традиции Москва не подняла бучу по поводу начавшихся в мае в предместье Тбилиси грузино-американских военных учений. Целью их заявлена подготовка для участия в силах быстрого реагирования НАТО. Между тем австрийское издание Die Presse отмечает, что маневры проходят на «кавказском «заднем дворе» России», и предварительно «американские военные корабли доставили в Грузию по Черному морю 14 боевых машин пехоты «Бредли», при этом российских кораблей или самолетов по маршруту следования замечено не было».

Что сие означает? Уж не "подобрела" ли Москва и не отказалась ли от вмешательства во внутригрузинские дела – дескать, живи, как хочешь, милуйся, с кем знаешь? Вряд ли это так. Вероятно, у Москвы есть все основания полагать, что перспектива вступления Грузии в НАТО в обозримом будущем маловероятна: не все члены альянса желают видеть ее в своих рядах, поскольку членство ближайшего соседа России в блоке сильно испортит их отношения с Москвой. Значит, учения в контексте вступления Грузии в НАТО России не страшны, и они могут расцениваться ею исключительно как грузино-американская «забава».

То есть, в контексте учений речь идет о двусторонних отношениях, которые американцы развивают не только с Грузией, но и со многими другими странами, не являющимися членами НАТО. И на данном этапе эти отношения не могут рассматриваться как полноценно сдерживающие российские амбиции в Евразии. Тем более, они не читаются как гарантирующие восстановление территориальной целостности Грузии и защищающие ее от внешней агрессии.

И будет совсем неудивительно, если Москва и Вашингтон договариваются о масштабах влияния на Южном Кавказе, включая Грузию. Словом, можно считать, что если формат Абашидзе – Карасин действительно расширяется до политического, от этого Вашингтону ни холодно, ни жарко. Но весьма огорчительно для большой части грузинского политического спектра.

Весь этот довольно примитивный политический ребус может вызвать серьезные внутриполитические противостояния в Грузии, которая уже запуталась и еще больше запутается в происхождении кукловода или кукловодов, определяющих ее внешнюю политику и бытие в целом. Впрочем, вполне возможно, что в непонятности и есть главная «фишка», что говорит в пользу наличия кукловодов как минимум двух происхождений.

Ирина Джорбенадзе