Posted 27 мая 2015,, 09:10

Published 27 мая 2015,, 09:10

Modified 31 марта, 07:56

Updated 31 марта, 07:56

Игры вокруг маната

27 мая 2015, 09:10
В Баку надеются на стабилизацию национальной валюты за счет $200 млн, которые должны потратить туристы на Евроиграх. Однако эксперты прогнозируют дальнейшую девальвацию маната и снижение темпов роста азербайджанской экономики.

Столь серьезного и длительного снижения курса азербайджанской национальной валюты к американскому доллару мало кто ожидал – ведь на протяжении многих лет манат демонстрировал завидную стабильность. В последние дни он то незначительно поднимается, то снова падает, но второй «вектор» все же преобладает. Некоторые азербайджанские эксперты надеются, что стабилизировать национальную валюту помогут I Европейские игры, которые пройдут в Баку с 12 по 28 июня.

В позитивных ожиданиях, конечно, есть своя логика: в Азербайджан за эти две недели, как ожидается, приедут около ста тысяч иностранных туристов. Соответственно, резко возрастет и спрос на манат. По прогнозам, во время проведения Игр-2015 на азербайджанский валютный рынок поступит дополнительно более 200 миллионов долларов, что частично покроет интервенционные расходы Центрального банка страны в июне.

Но надежды на успешное, с точки зрение финансов, проведение Евроигр в Азербайджане разделяют далеко не все. Многие возмущаются тем, что правительство, не называющее точную цифру бюджетных трат на столь масштабное спортивное мероприятие, могло направить деньги в сферы здравоохранения и образования, на повышение зарплат и пенсий. А ведь даже по официальной информации, на строительство только пяти спортивных объектов потрачен почти один миллиард долларов. Люди также возмущаются и тем, что покрытие транспортных расходов участников Игр, а также их проживание, щедро взяло на себя государство. И это, подчеркивают они, в условиях 33% девальвации маната!

Но мог ли Азербайджан отказаться от чести проведения Евроигр, которые он вполне мог потянуть на момент их планирования, когда доллар был дешевым, а цена на нефть - чуть ли не вдвое выше, чем сейчас? Теоретически – да. Практически же, в случае отказа, как минимум, сильно бы пострадала репутация страны, упорно добивавшейся, чтобы Евроигры достались именно ей. Но за репутацию придется заплатить: мало кто сомневается в том, что затраты на Игры не окупятся, а в бюджете Азербайджана будет пробита огромная брешь.

Все это происходит на фоне прогноза международного рейтингового агентства Moody's, в соответствии с которым девальвация маната продолжится, а темпы роста экономики до конца года снизятся. Инфляция прогнозируется на уровне 8-9%. По официальным данным, безработица в Азербайджане составляет сейчас 5%, но независимые эксперты говорят о двузначном показателе.

Манат же уже здорово дискредитировал себя в глазах азербайджанцев, и об этом красноречиво говорят цифры. По данным Центробанка, с 1 января по март текущего года доля банковских вкладов населения в нацвалюте снизилась с 61,5% до 37,7%. Зато картина со вкладами в иностранной валюте зеркальная – увеличение с 38,5% до 62,3%. В пересчете на манаты – плюс почти 5 миллиардов. Правда, позитивным моментом можно считать тот факт, что обвал маната не породил недоверия к банкам.

Депутат азербайджанского парламента Вахид Ахмедов считает, что, по сути, произошла не девальвация маната, а девальвация нефти, поскольку курс нацвалюты полностью зависит от цены на черное золото и объемов ее продаж – ведь на нефть и нефтепродукты приходится 93% азербайджанского экспорта. Реальный же курс доллара, полагает он, должен составлять 1,5-2 маната (официальный — всего 1,05 маната/$).

«Если будет продолжаться мягкая девальвация, то где-то до конца текущего – середины следующего года манат получит свою реальную стоимость. То есть , может достигнуть уровня приблизительно 1 доллар – 1,5-2 маната. В случае же второй резкой девальвации, это может вызвать серьезный резонанс», - цитирует Ахмедова агентство «Новости – Азербайджан».

По его мнению, снижение курса маната должно было начаться еще в 2013 году: «Ранее мы прогнозировали, что, начиная с 2013 года, нефтедобыча в Азербайджане будет ежегодно сокращаться на 5-6%. Прогнозы себя оправдали. Однако мы в то время не подумали о цене на нефть, так как не могли поверить, что она опустится до 50-60 долларов». Как считает депутат, если бы тогда правительство пошло на мягкую девальвацию маната, сегодняшней ситуации можно было избежать.

Между тем, согласно информации международного агентства Fitch Ratings, суверенный долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Азербайджана как в национальной, так и в иностранной валюте, подтвержден на уровне BBB- с прогнозом «стабильный». Аналитики агентства считают, что негативное давление на рейтинг Азербайджана могут оказать следующие факторы: «неспособность регулировать расходы под более низкую цену нефти; длительный период низких цен на нефть, а также «региональный геополитический шок – настолько серьезный, чтобы нарушить экономическую или финансовую стабильность страны при таких рисках, как полномасштабный конфликт из-за Нагорного Карабаха».

В настоящее время Fitch Ratings прогнозирует, что экономический рост в Азербайджане, достигший в январе текущего года 4,4% благодаря успешной работе не нефтяного сектора, сохранен не будет - до конца года он снизится до 1,5%. Но «стабилизация добычи нефти и рост цен на нее поддержат ускорение экономического роста до 3,5% в 2016 году», -резюмирует агентство.

Словом, уверенность президента Азербайджана Ильхама Алиева, озвученная им в конце прошлого года, что резкое падение цен на нефть не отразится на жителях республики, а курс маната останется стабильным, не оправдалась. Но, похоже, власти республики понимают всю сложность ситуации – в частности, пытаются поддержать частное предпринимательство, развивая не нефтяные секторы экономики.

Так, Национальный фонд поддержки предпринимателей выделил бизнесу в текущем году льготные кредиты на сумму 80 миллионов манатов, позволяющие создать 5 300 новых рабочих мест. По данным министерства промышленности и экономики Азербайджана, в будущем году эта сумма возрастет до 230 миллионов манатов (по нынешнему курсу, немногим менее 220 миллионов долларов). Из них 100 миллионов будут выделены из средств государственного бюджета, а 130 миллионов – посредством рефинансирования кредитов, выделенных ранее.

Ирина Джорбенадзе