Posted 17 июля 2015,, 08:15

Published 17 июля 2015,, 08:15

Modified 31 марта, 07:09

Updated 31 марта, 07:09

Грузию ждет судьба буфера?

17 июля 2015, 08:15
Грузия утверждает, что российские пограничники расширили границы Южной Осетии за ее счет, прихватив часть нефтепровода Баку-Супса. Там надеются, что конец «ползучей аннексии» положит учебный центр НАТО.

Как сообщают в Тбилиси, на днях российские пограничники перешли на контролируемую грузинскими властями территорию, продвинулись к центральной автомагистрали Тбилиси-Гори и установили опознавательные знаки на границе Грузии с Южной Осетией. В результате по ту сторону колючей проволоки оказались 10 гектаров обработанных земель грузинских крестьян и часть нефтепровода Баку – Супса (грузинский порт на Черном море).

Официальный Тбилиси напомнил, что это не первый случай переноса административной границы с Южной Осетией вглубь грузинской территории. МИД Грузии через посольство Швейцарии направил российской стороне ноту протеста и призвал международное сообщество отреагировать на «ползучую аннексию» Россией территории суверенного государства. Отреагировали, в первую очередь, США: пресс-секретарь Госдепа Джон Кирби заявил, что позиция Вашингтона по Южной Осетии остается неизменной - «это грузинские территории».

«Мы по-прежнему оказываем Грузии поддержку в защите ее суверенитета, территориальной целостности и независимости. Мы вновь призываем Россию выполнить все обязательства, взятые на себя в рамках мирного соглашения от 2008 года, в частности – отвести свои войска на довоенные позиции, пересмотреть решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии и предоставить гуманитарным организациям свободный доступ в эти регионы», - сказал он.

Инцидент произошел в канун очередной встречи Специальных представителей Грузии и России по урегулированию отношений между двумя странами и практически одновременно с визитом в Москву экс-спикера парламента Грузии, лидера оппозиционного пророссийского «Демократического движения" Нино Бурджанадзе, известившей сограждан, что Россия больше не будет бомбить Грузию. А также незадолго до анонсированного на август открытия в Грузии учебно-тренировочного центра НАТО, против функционирования которого выступает Россия. МИД РФ заявил, что «появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности». А некоторые российские эксперты опасаются, что тренировочный центр легко трансформируется в натовскую базу у границ РФ.

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили расценил инцидент с переносом границы российскими военными как «провокацию и абсолютно неоправданный шаг» в условиях, когда Тбилиси в течение трех лет доказывает свое стремление к нормализации отношений с Москвой. Он призвал население к спокойствию: «Лишний ажиотаж и паника не нужны». В сложившейся ситуации премьер традиционно обвинил экс-президента Саакашвили и его «необдуманную политику». «Это результат войны 2008 года, из-за которой еще около 25 тысяч человек стали беженцами и мы дополнительно потеряли территории. Это то тяжелое наследие, с которым мы уже третий год пытаемся совладать», - заявил грузинский премьер.

На встрече в Праге 15 июля спецпредставители Грузии и России – дипломат Зураб Абашидзе и замглавы МИД РФ Григорий Карасин - обсудили вопрос переноса границы, но, понятно, что «отзыв» пограничной линии не ожидается. Как сказал Абашидзе телекомпании «Имеди», «мы не должны быть наивными и ждать, что … удастся переубедить Россию изменить свою политику в отношении Грузии и соседних стран». По его словам, вести с Россией диалог «трудно всем и трудно нам, поэтому надо исходить из имеющейся реальности». Дипломат проинформировал, что Карасин имел беседу с первым замминистра иностранных дел Грузии Давидом Дондуа и сформулировал позицию, в соответствии с которой Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, эти страны имеют право на собственные границы и Россия помогает их создавать. «Это самое драматическое противостояние между нами и Россией. Это самый трагический итог войны 2008 года, которая дала нам такую реальность», - констатировал Абашидзе.

Между тем, Карасин выразил возмущение тем, что на грузинской территории был сорван баннер, обозначающий границу с Южной Осетией. По его мнению, в Грузии действуют силы, не желающие нормализации отношений с Россией. «Все пограничные знаки, которые были на месте до 8 апреля, восстановлены, но эти указатели сняли снова. Соответственно, в Тбилиси действуют силы, которые категорически не желают нормализации отношений с Российской Федерацией, с Южной Осетией и Абхазией и используют с этой целью все возможности», - сказал он.

В Тбилиси, между тем, высказывают предположение, что в России решили перенести границу для контроля части нефтепровода, по которому азербайджанская нефть поступает в грузинский порт и далее на мировые рынки. По информации агентства "Новости – Грузия", компания BP GEORGIA работает над альтернативным проектом трубопровода Баку-Супса в обход территории, занятой российскими военными. По данным компании, в настоящее время нефтепровод функционирует без помех.

Также вполне вероятно, что Россия таким способом предостерегла Грузию от открытия учебно-тренировочного центра НАТО, который, по информации Русской службы «Голоса Америки», объединит несколько учебно-тактических районов — Крцанисский национальный учебный центр в Тбилиси и объекты военной базы Вазиани, включая тактическое поле и стрельбище. Вышеуказанный источник со ссылкой на главу генерального штаба вооруженных сил Грузии генерал-майора Вахтанга Капанадзе сообщает, что расположение центра на нескольких объектах позволит проводить больше учений, а также сделать их более разносторонними.

Теперь в Тбилиси гадают: поспособствует ли наличие натовского центра прекращению инцидентов на границе и тому, что «Россия, наконец, оставит Грузию в покое». Или, напротив, страна станет еще более уязвимой с точки зрения безопасности, потому что Россия не потерпит на своих границах натовской инфраструктуры.

Сторонники первой версии полагают, что Россия не вторгнется туда, где есть натовские объекты, и ей придется смириться с фактом их нахождения в соседнем государстве. Но вместе с тем она приложит усилия к тому, чтобы альянс не принял Грузию в свои ряды.

С другой стороны, эти самые «усилия» могут обернуться очередным военным сценарием с целью срыва вступления Грузии в НАТО. Но это самый мрачный из всех возможных вариантов, который, кстати, рассматривают и иностранные аналитики. В частности, The National Interest напоминает, что «одним из побудительных мотивов в действиях Путина по отделению Абхазии и Южной Осетии от Грузии в 2008 году, по отнятию Крыма у Украины в 2014-м и по поддержке сепаратистов на востоке Украины до настоящего времени было стремление создать своего рода территориальные споры с соседями. Это было сделано для того, чтобы члены НАТО не могли принять в свой состав Грузию и Украину». Похоже, пишет американское издание (его цитирует ИноСМИ), «Путин добился в этом успеха».

Вместе с тем, отмечает вышеуказанный источник, «если предложить членство в НАТО тому, что осталось от Украины, это станет гарантией, что Киев и Запад в целом смирятся с потерей Крыма и восточной Украины (хотя официально это не признают)». Но если следовать этой логике, Тбилиси и Запад в случае вступления Грузии в НАТО тоже должны «смириться» с потерей Абхазии и Южной Осетии, что не может считаться для грузин приемлемым вариантом.

На самом деле, Россия, вероятно, действительно добилась того, что Грузию в НАТО в обозримом будущем не примут – главным образом, из-за конфликтных территорий. Как сообщает The National Interest в статье под заголовком «Чтобы спасти НАТО, надо перестать расширяться», у альянса имеются свои ограничения, и «официальные лица обязаны признать эти сдерживающие факторы». В частности, США и их союзникам «следует взвешенно подходить к постсоветским государствам Восточной Европы и Южного Кавказа, стремящимся к членству в альянсе. Будучи фактическим лидером этой организации, Вашингтон должен отчетливо заявить о том, что в нынешних условиях в сфере безопасности такие страны, как Украина и Грузия, должны продолжать свое участие в программах сотрудничества с НАТО, таких, как «Партнерство ради мира». Вместе с тем, «Соединенные Штаты должны не менее четко заявить о том, что, хотя они поддерживают международные нормы в вопросах национального суверенитета и территориальной целостности, полноправное членство этих государств в настоящее время не способствует региональной стабильности. Этот сигнал крайне важен для обеспечения долговременной жизнеспособности альянса».

Но при этом, отмечает издание, «теоретически ничто не мешает США и их союзникам применить силу для защиты государства, не входящего в альянс. Безусловно, крайне маловероятно, что Вашингтон предпримет такие действия на Украине и на Южном Кавказе, даже в условиях нынешней напряженности в отношениях с Россией».

Западные аналитики укрепляют платформу ряда участников грузинской политической жизни. В частности, упомянутой выше Бурджанадзе. Находясь в команде экс-президента Михаила Саакашвили в качестве спикера парламента, она и слышать не хотела о каких-либо формах грузино-российского сотрудничества. Уйдя в оппозицию, она стала не только наведываться в Москву и пожимать руку президенту России, но и выступать резко против участия Грузии в НАТО.

Вернувшись на днях из Москвы, где она встречалась с рядом высокопоставленных чиновников Госдумы, Нино Анзоровна сообщила, что события августа 2008 года никогда не повторятся и Россия не будет бомбить Грузию. «Я обещаю это своему народу», - сказала она в эфире грузинской телекомпании «Имеди». Ранее в интервью российским СМИ в Москве она раскритиковала внешнеполитический курс своей страны, назвав стремление Грузии вступить в НАТО и ЕС «в корне неправильным». Как полагает экс-спикер, в НАТО Грузию не ждут, да и вообще членство в альянсе в интересы страны не входит. В целом в Москве Бурджанадзе попыталась создать впечатление, что грузины все больше разочаровываются в Западе и уже не видят в России врага.

НАТО и впрямь передержал Грузию в роли просителя. «Почему мы должны умолять их принять нас в НАТО?!» - заявил на заседании парламента депутат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Гоги Кавтарадзе. Он также задался вопросом: «Неужели кто-то из стран-членов НАТО больше заслуживает членства, чем мы?! Посмотрите, как борются наши ребята бок о бок с солдатами НАТО. Задумывались ли мы над тем, что наши соседи втихомолку насмехаются над нами, когда мы умоляем принять нас в НАТО, а нас не принимают. У страны, как и у человека, тоже есть самолюбие. Нужно помнить об этом».

По данным Национально-демократического института США, в грузинском обществе растет интерес к евразийской интеграции – в апреле текущего года за членство страны в ЕАЭС высказался 31% опрошенных, то есть почти вдвое больше, чем в прошлом году. На рост «пророссийских настроений» в Грузии обратила внимание и The Washington Post. Американское издание видит причину наращивания приемлемости евразийской интеграции в том, что «Запад перестал поддерживать стремление Грузии вступить в Евросоюз и НАТО», не желая провоцировать Россию, которая «заполнила образовавшийся вакуум и увеличила свое присутствие» в этой стране. Оно также приводит слова грузинского политика Тедо Джапаридзе: «Русские работают, чтобы доминировать в этой части мира. Они рассчитывают, они планируют и они знают этот регион гораздо лучше, чем европейцы и американцы».

«Все больше и больше грузин чувствуют, что они не получили от Запада ничего существенного, - рассуждает грузинский журналист Шорена Шавердашвили. - Мы не стали больше любить Путина и Россию. Просто пришло осознание того, что мы остались один на один с Россией и мы должны как-то с этим жить». Пожалуй, это самое близкое определение настроений, царящих в немалой части грузинского общества.

Итак, российские военные безнаказанно переносят границу с Южной Осетией вглубь грузинской территории, а НАТО открывает в Грузии тренировочный центр, но не впускает ее в альянс. Эксперт Калифорнийского университета Эдуард Уокер не исключает создание между НАТО и Россией «буферной зоны» в составе Грузии, Азербайджана, Белоруссии и Украины. В изложении грузинской газеты «Резонанси» американский эксперт среди прочего прогнозирует возможность невхождения указанных стран ни в какие союзы, а также неразмещение на их территории иностранных войск.