Posted 6 октября 2015,, 21:01

Published 6 октября 2015,, 21:01

Modified 31 марта, 05:59

Updated 31 марта, 05:59

Жаркая осень «патриархов»

6 октября 2015, 21:01
Президенты Армении и Азербайджана находятся в сложном положении: оба не хотят войны и оба бряцают оружием. Каждый пытается остаться у власти, но ни один не знает, как это сделать в условиях прессинга со стороны внешних сил.

Президенты Армении и Азербайджана находятся в сложном положении: оба не хотят войны, и оба грозят ею друг другу. Каждый пытается сохранить государственность своей страны и остаться у власти, но ни один не знает, как это сделать в условиях прессинга со стороны внешних сил.

Жаркая осень выдалась нынче для Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева – в зоне армяно-азербайджанского и карабахского конфликтов в сентябре и в начале октября стреляют уже почти беспрерывно. Президент Армении, который, в отличие от своего азербайджанского коллеги, не особенно увлекался воинственной риторикой, поднял тему «ассиметричных» ответов Азербайджану и даже «превентивных ударов». При этом совершенно очевидно, что руководство Армении не желает войны с Азербайджаном, но вместе с тем подобные заявления не могут считаться пустым бахвальством: для того, чтобы их делать, надо иметь соответствующую «спину», и таковой для Еревана может быть только Россия.

Однако события последнего времени говорят о том, что Россия вынашивает некий план мирного урегулирования карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов. Поэтому воинственную риторику Саргсяна можно расценивать как предупреждение Алиеву не бежать впереди паровоза и не бряцать оружием. Хотя бы потому, что военные действия первым делом могут ударить по трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум, по которым Азербайджан экспортирует нефть и газ.

На первый взгляд, это должно устроить Россию, поскольку уничтожение азербайджанской нефтегазовой инфраструктуры, во-первых, нанесет удар по Западу, его капиталу и интересам на Южном Кавказе, а во-вторых, надолго отобьет охоту к транспортировке углеводородов из каспийских государств Центральной Азии на Запад в обход России. Однако ссориться с Баку Москве сейчас явно невыгодно: она, как минимум, стремится к возвращению своей радиолокационной станции в Азербайджане и заманиванием последнего в Евразийский экономический союз. Кроме того, России достаточно сейчас неприятностей с Сирией и Украиной, и «третий фронт» ей ни к чему.

Значит, Саргсян угрожает, так сказать, в профилактическом порядке и на потребу воинствующей части Армении и Нагорного Карабаха, а сам пытается не допустить возобновления войны, угодить России, да еще и сохранить руководящие позиции в Армении. Задача эта довольно сложная – почти на уровне совмещения несовместимого. Но один из важных шагов в этом направлении сделан – Саргсян либо сам инициировал, либо по подсказке России предложил создать на базе миротворческой бригады Армении миротворческий центр ОДКБ. Идея была озвучена армянским президентом в прошлом месяце на заседании совета ОДКБ в Душанбе.

Официальных откликов на нее членов ОДКБ, в частности, России, пока не поступало, но это вовсе не означает, что «инициатива» не была услышана. То есть, ее оглашение вполне может входить в интересы России, если она действительно решила ввести миротворцев в Нагорный Карабах. Сам же армянский президент своим предложением убил сразу нескольких зайцев. Во-первых, подтвердил свою приверженность интересам Москвы; во-вторых, обезопасил Армению от возможного нападения Азербайджана, если миротворцы ОДКБ все же появятся в конфликтной зоне.

В-третьих, подобным маневром Саргсян, возможно, пытается выиграть время – то есть, работает на оттяжку новой войны и демонстрирует готовность к уступкам России, которые станут гарантом сохранения его власти в Армении, переходящей, кстати, к парламентской форме правления, при которой первым лицом станет премьер. По конституции Саргсян уже не имеет права баллотироваться на президентский пост, но, как говорят в Ереване, он всеми силами старается застолбить за собой кресло премьера.

Отметим, что власть Саргсяна время от времени «пошатывается» - как на почве различных бытовых неурядиц, типа повышения тарифа на электроэнергию, так и на почве коррупции и недовольства определенных кругов Армении приверженностью президента пророссийскому курсу. Свою роль сыграли и отказ подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, и вступление Армении в ЕАЭС, и перспективы ввода российских миротворцев в конфликтную зону, и излишнее «смирение» Саргсяна в контексте продажи Россией военной техники Азербайджану, и «неприкосновенность» российской военной базы, дислоцированной в Гюмри, и т.д.

Впрочем, вполне вероятно, что сделанное Саргсяном предложение по миротворческому центру ОДКБ не более чем блеф, рассчитанный на отказ этой структуры активизироваться в Армении, если, конечно, на нее не нападет Азербайджан, поскольку концентрация сил ОДКБ сейчас необходима в Центральной Азии, учитывая фактор активизации радикальных исламистов. Впрочем, все это не означает, что Россия ослабила свою бдительность на Южном Кавказе, поскольку уступать Западу доминирующую роль в процессах, происходящих в этом регионе, она не склонна.

Однако во всей этой истории с миротворческим центром ОДКБ есть одно «но», о котором пишет армянское оппозиционное издание Lragir. По его данным, фактически сразу после инициативы, озвученной Саргсяном, ООН и НАТО предоставили Армении международный сертификат: «Это не только признание миротворческой бригады Армении частью системы западной безопасности, но и, в определенной мере, заявка на то, что Армения не может принимать решения по поводу своей миротворческой бригады без одобрения НАТО и ООН».

Понятно, считает издание, что ни НАТО, ни ООН не понравилось предложение Саргсяна на саммите ОДКБ, и, видимо, «нужны были шаги, которые пресекли бы осуществление этого плана. Сертификация миротворческой бригады стала хорошим способом». Возможно, именно поэтому в речи Сержа Саргсяна на форуме по миротворчеству ООН «не прозвучало упоминания о его предложении для ОДКБ», - предполагает Lragir.

Словом, ситуация далека от однозначности и весьма близка к политическому блефу, и Саргсян может выиграть только в том случае, если блеф этот согласован с Москвой. Но для «патриарха» армянской политики нынешней осенью все равно настали тяжелые времена, поскольку даже на фоне сильного обострения в зоне карабахского конфликта он не сделал заявления, которого ждали от него в Степанакерте – о признании независимости НКР. Саргсян на днях всего лишь назвал Карабах «неотъемлемой частью Армении». А это серьезно настраивает против него ту часть политического спектра республики, которая пришла в политику после карабахской войны. Ее так и называют – «карабахская элита». И побаиваются – она может спровоцировать военные действия.

А что же Алиев? Он тоже находится в непростой ситуации, поскольку на него сильно давят и Россия, и Запад. Алиеву, как и Саргсяну, тоже приходится идти на уступки России, поскольку если та кулуарно дала Армении «добро» на войну, то катастрофа для Азербайджана неизбежна. И Алиев, как и его армянский коллега, скорее всего, работает на оттяжку катастрофы. В пользу этого говорит тот факт, что Азербайджан уже (хотя бы вербально) не исключает своего членства в ЕАЭС и отмалчивается по поводу перспективы возвращения российской РЛС в республику.

Понятно одно: между заинтересованными сторонами сейчас ведется отчаянный торг, рассматриваются разные комбинации, поскольку, по большому счету, новая война на Южном Кавказе не нужна ни Москве, ни Еревану, ни Баку, а также Анкаре и Тегерану. Последний, кстати, заинтересован в снижении роли Азербайджана в регионе - даже если не за свой, иранский счет, так хотя бы за счет России.

Кроме того, и Саргсян, и Алиев понимают: кому достанется Карабах, зависит сейчас только от их собственного политического «послушания». Скорее всего, пока он не достанется никому, и если «патриархи» будут себя хорошо вести, один из них – Алиев – получит хотя бы часть территорий Азербайджана, захваченных Арменией. А другой – Саргсян – оградит свою страну от войны. Но если Саргсян «выйдет из-под управления», Карабах достанется Азербайджану.

Вообще же Армения для России – более простая площадка для манипулирования, чем Азербайджан. Можно считать, что почти всех своих целей в Армении, включая экономические, Москва достигла, и благодаря своему военному присутствию в этой республике она контролирует не только Южный Кавказ, но и прилегающие территории. Но российский контроль распространяется и на Азербайджан, и Алиеву проще договориться с Москвой, чем с третьими силами, желающими положить конец его власти в Азербайджане. Поэтому, по идее, он всячески должен постараться не довести ситуацию на линии соприкосновения до безвыходной. Поскольку, случись война, она станет главным дестабилизирующим фактором не только для Азербайджана и всего Закавказья, но и для граничащего с ним взрывоопасного Северного Кавказа.

Как сказал агентству Sputnik (Баку) директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев, новая война в Карабахе стала бы катастрофой не только для российской внешней политики, но и в целом затронула бы пространство Евразии. «Никаких «геополитических разворотов» в политике Москвы на Южном Кавказе, о которых иногда появлялись спекуляции в прессе, на самом деле не ожидается. У России просто нет, и объективно пока не может быть другой политики, альтернативной той, что сложилась. А Баку является стратегическим партнером Москвы и крупным покупателем российского оружия», — сказал он.

Эксперт также добавил, что Москва не хочет, чтобы отношения с Азербайджаном испортились до такого же состояния, как это произошло у России с Грузией. По его словам, «Армения является членом ОДКБ и ЕАЭС, официальным союзником России, на территории которой расположены российские войска. Сделать окончательный выбор между двумя этими партнерами (т.е. с этим дружить, а с этим – совсем поссориться) Россия по объективным причинам не может. Одновременно в нынешней тяжелой геополитической ситуации, которая сложилась на постсоветском пространстве, у России нет достаточных рычагов влияния для того, чтобы решить карабахскую проблему в интересах всех заинтересованных сторон».

По мнению Казанцева, все, что Москва пока может сделать для Южного Кавказа – это еще раз помочь сторонам «заморозить» конфликт, не дать ему перейти в новую открытую войну. «Новая война в Карабахе была бы катастрофой для российской внешней политики, в том числе потому, что Москва в силу своих интересов дружит одновременно с двумя сторонами конфликта. Если бы такая война случилась, то стала бы очень сильным ударом по стабильности во всей Евразии и Европе, так что она невыгодна также ЕС и США, которые также пытаются сохранять хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией», — считает аналитик.

Но «замораживание» конфликта – понятие растяжимое. Если речь идет об имеющемся статус-кво, то оно уже не работает, что подтверждает наращивание военных действий на линии соприкосновения. Значит, стороны надеются остановиться на другом варианте, то есть «замораживании» на время статуса Нагорного Карабаха с частичным или полным освобождением для Азербайджана остальных территорий, занятых армянами.

И тут очень многое будет зависеть от степени сговорчивости Саргсяна и Алиева с Москвой, а также отсутствия у них политического «двурушничества» в отношении России. От этого своеобразного «соревнования» и будет зависеть исход конфликта, точнее, кто – Саргсян или Алиев – сумеет урвать для себя больший куш.

Ирина Джорбенадзе