Posted 8 октября 2015,, 21:02

Published 8 октября 2015,, 21:02

Modified 31 марта, 05:57

Updated 31 марта, 05:57

Кнуты и пряники новой армянской конституции

8 октября 2015, 21:02
Реформа государственного устройства в Армении спровоцировала очередные эксцессы – несогласные с ней грозят гражданским неповиновением. Происходит это на фоне обострения отношений с Азербайджаном и «майданных» настроений части местного общества.

Парламент Армении утвердил проект конституционных реформ, предусматривающих переход республики от президентской формы правления к парламентской. Ожидается, что в течение двух месяцев новая армянская конституция – третья за последние 24 года - будет вынесена на всенародный референдум.

Согласно предлагаемому проекту, значительно урезаются полномочия президента, который будет избираться сроком на семь лет против нынешних пяти, причем, не общенациональным голосованием, как это было до сих пор, а парламентом. Одно и то же лицо не сможет избираться президентом более одного раза.

Система выборов президента парламентом довольно сложна, и это вряд ли оправданно: в первом туре кандидат должен получить три четверти голосов депутатов, но если этого не случится, то «барьер» для прохождения в президенты понижается до трех пятых. Если и в этом случае «черных шаров» будет больше указанного выше порога, президента изберут большинством голосов от общего числа депутатов.

Высшим органом исполнительной власти в «новой Армении» станет правительство, отвечающее за разработку и проведение внутренней и внешней политики. На кабинет министров также будет возложено общее руководство системой государственного управления. Премьера, согласно конституционной реформе, назначает президент, однако выдвигаемая им кандидатура непременно должна принадлежать к победившей партии или блоку. Если депутаты не смогут договориться по кандидатуре главы правительства, парламент подлежит роспуску.

Отметим также, что вотум недоверия премьеру может быть объявлен не ранее, чем через год после его утверждения парламентом. Примечательно, кроме того, что по новой конституции вооруженные силы подчиняются правительству, а верховным главнокомандующим во время войны объявляется премьер-министр.

Что же касается законодательного органа, он избирается только по пропорциональной системе (однопалатный парламент) сроком на пять лет. Но если по результатам выборов в парламенте не будет сформировано стабильное большинство, предусмотрен второй тур голосования, в котором будут участвовать две партии, получившие максимальное количество голосов.

Новая армянская конституция, основные положения которой изложены выше, многим видится довольно странной, что стало причиной бурной дискуссии экспертов и поводом для внутриполитического противостояния. Организацию уличных акций протеста уже начало гражданское движение, именуемое «Нет конституционным изменениям», к которому примкнули и некоторые оппозиционные политики. Эта организация проводит среди населения разъяснительную работу по поводу угроз, содержащихся в новом основном законе. Как подчеркивают лидеры движения, армянская конституция признает верховенство международного права над национальными законами, и они будут противиться ей всеми доступными средствами – митингами, акциями протеста и гражданским неповиновением.

Как сообщил посредством своего сайта экс-президент Армении Роберт Кочарян, необходимости в конституционной реформе, тем более, такой радикальной, нет. «Опубликованный проект превзошел мои наихудшие ожидания. Речь уже не о выборе между полупрезидентской и парламентской формой правления государством. Проект конституции содержит в себе существенные риски скатывания к де-факто однопартийной системе, а значит – к политической монополии и застою», - полагает он.

Кочарян объяснил опасность того, что новая конституция рассчитана на доминирование в парламенте одной политической силы. «В наших реалиях это будет партия, владеющая административными и финансовыми ресурсами, безотносительно ее популярности. А с учетом полного отсутствия в Армении даже намека на внутрипартийную демократию, патронажное правление на многие годы станет неизбежным злом, источником застоя и инструментом воспроизводства порочной системы. По сути, предложенный проект делает политическую монополию конституционной нормой. … Совершается большая ошибка, последствия которой крайне опасны для будущего Армении», - уверен экс-президент.

В свою очередь бывший замглавы Службы национальной безопасности Армении Гурген Егиазарян сделал акцент на том, что новая армянская конституция нацелена на передачу страны во внешнее управление. «В результате нам просто будет навязываться воля Запада», - сказал он журналистам. Бывший высокопоставленный чиновник убежден в том, что Запад, и это ему позволит новый основной закон, будет навязывать Армении свою волю по самым разным вопросам, включая легализацию однополых браков.

Он также акцентировал внимание на том, что, в соответствии с конституционной реформой верховным главнокомандующим будет премьер-министр, однако только на период войны. «Но какой будет роль или функция министра обороны? Почему в стране, где есть нерешенный военный конфликт, эта должность упраздняется? Делается это для того, чтобы один институт перекладывал ответственность на другой, и найти виновных было бы невозможно», - разъяснил Егиазарян.

Армении, убежден он, грозит серьезная опасность, поскольку Турция может запросто открыть коридор для «Исламского государства» (запрещенная на территории РФ террористическая организация), боевики которого находятся всего в 300 километрах от Армении, и очень быстро могут очутиться в самой республике. Правда, отметил Егиазарян, Армения является членом ОДКБ, и если республика столкнется с вышеуказанной угрозой, помощь ей окажет Россия. Но «так или иначе, в ближайшем будущем мы можем оказаться в военной ситуации».

Сторонники же новой конституции утверждают, что она положит конец «эпохе монополизации власти» в Армении, поскольку парламентское правление ставит своей целью именно это, и откроет путь к строительству истинно демократического государства.

Однако по факту в Армении создали ущербную конституционную модель, при которой «первую скрипку» играет правительство, а собственно парламент, исходя из того, что на выборах в законодательный орган будут конкурировать две партии, фактически становится однопартийным и управляемым – понятно, что не народом.

То есть, разброс мнений, как обязательный элемент демократии в законодательном органе, будет отсутствовать. Говорить о создании коалиционного правительства, как одной из составляющих демократичного правления, тоже не придется.

Так для чего же реально власти Армении решили изменить свою нынешнюю «среднестатистическую» конституцию? Вероятно, с целью самовоспроизводства – президентский срок нынешнего главы государства Сержа Саргсяна истекает, и действующая конституция не позволяет ему баллотироваться на новый срок. Значит, ее следует изменить, подогнав под возможность продления власти Саргсяна – то есть, дать ему возможность заполучить премьерский пост. Во всяком случае, такая версия усиленно муссируется в армянских политических кругах, и вряд ли она не имеет под собой почвы.

Помешать Саргсяну в этом деле смогут только Москва, которая, при желании, сумеет провести нужную ей «ротацию», либо население Армении, время от времени выплескивающее свои «майданные» настроения и требующее отставки президента и всей его команды. Отметим, однако, что на данном этапе у России нет видимых причин избавляться от Саргсяна, но они могут появиться. Да, нынешний армянский президент, несмотря на резкую критику со стороны оппозиции и определенных кругов на Западе, все же ввел Армению в ЕАЭС. Но как он поступит в самый решающий момент, когда дело дойдет до карабахского и армяно-азербайджанского урегулирования по сценарию Москвы?

Словом, если все «срастется» с Россией, и «карты лягут» так, как желает последняя, Саргсян останется у власти и при новой конституции. В крайнем случае, он ограничится ролью теневого правителя Армении – по аналогии с Бидзиной Иванишвили в Грузии. Впрочем, эти двое – люди разного опыта, «калибра» и менталитета, поэтому процессы, происходящие в государственном управлении Грузии, не могут быть скопированы Арменией – там возможны самые неожиданные внутриполитические вариации.

Но вернемся к собственно реформе конституции. О том, что соответствующие реформы не укрепят институт демократии в Армении, заявил и лидер Демократической партии республики Арам Саркисян. Аргументировал он свою позицию, во-первых, приоритетностью международного права над основным законом Армении. Во-вторых, подчеркнул он, в конституции ничего не сказано о государственной собственности, а президенту отводится марионеточная роль.

«Мы являемся сторонниками парламентской, а не премьерской республики. По новой конституции страна станет именно премьерской, и власть опять будет сконцентрирована в руках одного человека»,- сказал политик. Кроме того, в проекте основного закона «есть намеки на ювенальную юстицию», что никак не вписывается в армянскую действительность.

Возникает также вопрос: почему на референдум выносится весь «пакет» конституционных изменений, а не отдельные главы основного закона? Это рождает подозрение, что «пакетность» референдума рассчитана на «замыливание глаз» электорату, который, допустим, в целом согласен на изменение системы правления, принцип формирования парламента, но не согласен с отсутствием в конституции конкретики, касающейся прав человека, неприкосновенности собственности, других насущных вопросов, в том числе, независимости всех ветвей власти.

И в завершение один красноречивый штрих. Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио, который собирался выступить в парламенте Армении по вопросу конституционных реформ, передумал это делать, заменив очное обращение к депутатам заочным, то есть письменным. Его послание парламенту зачитал вице-спикер Эдуард Шармазанов. Глава комиссии, в частности, отметил отсутствие «необходимости столь детального представления избирательной системы в основном законе. Окончательный вариант конституционных реформ оставляет возможность уточнения этого вопроса в ходе внесения изменений».

Он также высоко оценил положения конституционных реформ, касающиеся прав человека, хотя с точностью до наоборот о них отозвались оппоненты нового основного закона. Более того, Букиккио назвал пункты по правам человека современными и созвучными европейским стандартам, но именно эти «стандарты» и отпугивают большую часть армянского общества ввиду несовпадения его взглядов с европейскими на традиции и мораль.

Не обрадовало многих армянских наблюдателей и утверждение председателя комиссии, в соответствии с которым документ был подготовлен «блестящими умами Армении». Но некоторым «утешением» можно считать заявление Букиккио, согласно которому «не дело Венецианской комиссии решать, правильный ли путь и момент избраны для принятия этих реформ, или каковы непосредственные или косвенные цели реформ», поскольку «все зависит от мотивов инициирования этого процесса».

Надо полагать, что этим заявлением председатель Венецианской комиссии (консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы) снимает с себя и с возглавляемой им структуры ответственность за дальнейшее развитие событий в Армении на почве изменения основного закона. Но при этом Венецианская комиссия всегда оставляет за собой право высказать претензии той или иной стране за конституционные «проколы» и их последствия.

Однако если процессы в Армении примут негативный характер, властям придется пенять на самих себя, так как почти очевидно, что необходимость конституционных изменений была продиктована зудом самовоспроизводства власти без учета фона, на котором оно происходит: конфликт с Азербайджаном, грозящий перерасти в войну; внутриполитическая нестабильность («майданные» настроения); тяжелое экономическое положение республики, ее полублокадное состояние и прочие «прелести».

Ирина Джорбенадзе