Posted 11 ноября 2015,, 12:40

Published 11 ноября 2015,, 12:40

Modified 31 марта, 05:32

Updated 31 марта, 05:32

Почему ПАСЕ попросили не «лезть» в Карабах

11 ноября 2015, 12:40
Россия и США неожиданно вместе выступили против вмешательства ПАСЕ в проблему Карабаха. Но это не означает, что они готовы участвовать в разрешении конфликта сообща: кажется, у Москвы появился свой план действий.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров посоветовал Парламентской Ассамблее Совета Европы не вмешиваться в урегулирование карабахского конфликта, которым занимаются сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Реакция российского министра последовала вслед за одобрением комитетом по политическим вопросам ПАСЕ проекта доклада «Рост насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана». Доклад подготовил представитель от Великобритании Роберт Уолтер, которого на дух не переносят в Армении.

«От имени сопредседателей хочу сказать, что мы – Россия, Франция и США - выступаем твердо против того, чтобы в нагорно-карабахском урегулировании вместо последовательного, делового и терпеливого диалога … пытались выносить эту тему на различные международные площадки, которые урегулированием не занимаются. По крайней мере, никто им такого поручения от имени международного сообщества не давал», - заявил Лавров на своей недавней пресс-конференции в Ереване.

По его словам, сопредседатели Минской группы работают на основе договоренностей сторон, одобренных Советом безопасности ООН, и эта «тройка» является уполномоченной по нагорно-карабахскому урегулированию. «Любые резкие радикальные действия, кем бы они ни предпринимались, только вредят делу и работе сопредседателей, которые работают весьма активно и публично, и находятся в постоянном контакте со сторонами как на уровне министров, так и спецпредставителей», - добавил Лавров.

Реакция на вмешательство ПАСЕ последовала и от сопредседателя Минской группы от США Джеймса Уорлика. «ПАСЕ и другие международные организации должны консультироваться с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, прежде чем готовить доклады или резолюции по Нагорному Карабаху», - указал он.

Какая же политическая крамола содержится в проекте доклада? Во-первых, в нем зафиксирован призыв к Армении «вывести войска из Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана, и установить на этих территориях полноценную власть Азербайджана». Во-вторых, в документе фигурирует призыв к Минской группе провести пленарное заседание и, в качестве гаранта безопасности, предоставить Нагорному Карабаху промежуточный статус и внутреннее самоуправление.

Кроме того, предлагается открыть согласованный коридор между Арменией и Нагорным Карабахом. Комиссия также считает необходимым создание международных миротворческих сил при ОБСЕ для «укрепления безопасности Нагорного Карабаха и иных оккупированных территорий Азербайджана». Ожидается, что проект документа будет представлен на обсуждение ПАСЕ во время зимней сессии этой организации в 2016 год.

В Армении в связи с появлением проекта документа произошел настоящий скандал. Во-первых, говорят в Ереване, «чего стоит одно только название проекта резолюции», который был согласован исключительно с азербайджанской стороной при полном игнорировании стороны армянской. Соответственно, он не может считаться беспристрастным и справедливым. Во-вторых, Уолтер был назван «штатным лоббистом» Азербайджана в ПАСЕ. В Ереване также указали на некоторые публикации британских СМИ, содержащие утверждения о меркантильности автора доклада и некоторых других «проазербайджанских» депутатов ПАСЕ.

А по словам главы МИД Армении Эдварда Налбандяна, Азербайджан пытается перевести обсуждение нагорно-карабахского урегулирования в другие рамки и форматы, в то время как единственным форматом, имеющим мандат международного сообщества, является Минская группа ОБСЕ.

«Позиция Армении абсолютно совпадает с позицией сопредседателей о том, что другие структуры и организации не должны предпринимать какие-либо шаги, которые мешали бы процессу мирного урегулирования и способствовали бы росту напряженности в регионе», - сказал он на совместной с Лавровым пресс-конференции.

Как полагает армянский министр, с вопросом предвзятости докладчика комиссии ПАСЕ «все ясно»: «Человек, который долгие годы был в группе друзей Азербайджана в британском парламенте, и который по сведениям британской прессы финансируется из Баку соответствующими фондами из Азербайджана, никак не мог иметь непредвзятую позицию. Кроме того, британская пресса также писала о том, что он, как и некоторые члены его семьи, имеет финансово-экономические интересы в Азербайджане».

Налбандян также подчеркнул, что документ был «состряпан» Уолтером за два дня до того, как тот лишился своего мандата в ПАСЕ и в британском парламенте.

В Азербайджане, который, напомним, остро реагирует на любые выпады Европы и США в свой адрес, весьма пристально отслеживают реакцию армян на проект документа комиссии ПАСЕ. Однако более интересным и интригующим для него является визит Лаврова в Ереван. В самом деле, не приехал же он затем, чтобы вместе с Налбандяном возмутиться вмешательством комиссии ПАСЕ в карабахские дела и лоббировать Минскую группу, которая за 20 лет не сумела продвинуть вопрос урегулирования. Собственно, понятно, что Россия не желает участия Минской группы в этом процессе, в частности, ее американского «сегмента», поскольку в интересы Москвы входит такой вариант урегулирования, который усилит ее влияние на Южном Кавказе.

Аналогичная задача и у США, так что в Минской группе налицо конфликт интересов, и, скорее всего, в контексте Карабаха Москва «обскачет» Вашингтон.

Так зачем же Лавров прилетел в Ереван? Скорее всего, он обсуждал с армянским руководством вопросы не телефонного характера. По информации руководителя экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталия Арькова, Россия сейчас прорабатывает варианты по урегулированию, устраивающие ее саму геополитически, а Армению и Азербайджан – территориально и экономически.

«В этом случае Азербайджану возвращается большая часть районов, находящихся сейчас под контролем Армении, за исключением Лачынского, который будет соединять остающийся под контролем Еревана Нагорный Карабах с собственно Арменией», - сказал он интернет-порталу Sputnik (Баку).

При этом, отметил эксперт, «Баку гарантирует проживающим на территории возвращаемых районов этническим армянам право на получение дошкольного и школьного образования на родном языке, и на установленный официально переходный период дублирования всех государственных нормативных актов на армянском и/или русском языке».

Арьков также поведал, что в случае, если жители Нагорного Карабаха пожелают переехать в Армению в установленный официально переходный период, Баку обязуется им это компенсировать: «Под видом выплаты компенсации переселенцам может пройти определенная «компенсация» Еревану со стороны Баку. Она также может быть передана через Россию, будучи оформлена как льготный кредит Москвы Еревану в рамках ЕАЭС, который будет благополучно «забыт» к возвращению».

Как полагает эксперт, детали этой важной геополитической сделки могут быть различными. «Главное, - сказал он, - будет улажен многолетний конфликт между двумя соседними странами, восстановлены дипотношения, открыт путь для обсуждения дальнейшего статуса непосредственно самого Нагорного Карабаха. А Баку, вслед за Ереваном, вернется на орбиту Москвы. Естественно, продолжая при этом оставаться суверенным государством».

А депутат азербайджанского парламента Расим Мусабеков считает, что России, кроме карабахского урегулирования, вообще нечего обсуждать с Арменией, поскольку последняя, как государство, «ни в каких международных вопросах ничего дать не способна, и, кроме того, ни по одному направлению взаимодействовать с Россией тоже не способна. Армения выступает только в одной роли – роли просителя, … но ничего взамен предложить не может».

Утверждение это весьма спорно, но об этом – ниже. А пока Мусабеков утверждает, что Армения превратилась в некое препятствие для выстраивания партнерских отношений России и с Турцией, и с Азербайджаном. «Официальный Кремль это прекрасно понимает, и понимает, что в любое время неурегулированность карабахского конфликта может привести к войне, которая Россию поставит перед очень трудным выбором. С одной стороны, отношения с Азербайджаном выгодны экономически. С Азербайджаном также нужно взаимодействовать в сфере безопасности на Северном Кавказе, по Каспийской повестке дня, в энергетических вопросах, а с Арменией ничего нет», - сказал депутат.

Он также добавил, что в случае возобновления военных действий в карабахском направлении, России встанет перед трудным выбором, поскольку Армения является ее союзником, и бросать форпост на произвол судьбы нельзя. С другой стороны, выступить на стороне Армении означает перечеркнуть отношения с Азербайджаном.

«России невыгодно полностью решить этот конфликт, чтобы иметь возможность использовать его как рычаг давления на оба государства. Но, с другой стороны, сейчас для России есть смысл решить этот конфликт. Но вот на каких условиях, и что взамен будут требовать от Азербайджана, готова ли Россия использовать жесткие меры для того, чтобы образумить армян, все еще остается вопросом. Если после этого визита Лаврова поступят новые предложения, увидим, был ли толк от этого визита, или нет», — сказал Мусабеков.

Но у России с Арменией все не так просто, как считает азербайджанский политик. И в этом плане многое изменило соглашение по ядерной программе Ирана, являющегося соседом Армении. У последней, в результате снятия санкций с Ирана, после многолетней блокады появился шанс стать транзитной страной для иранских нефти и газа с выходом на порты Грузии. Это не может устроить Россию, во-первых, с точки зрения соперничества на углеводородном рынке, во-вторых, в контексте наращивания экономических возможностей зависящей от нее Армении. В-третьих, если активность Армении как транзитной страны обозначится относительно четко, она станет объектом более пристального, чем ныне, внимания Евросоюза с вытекающими отсюда политическими последствиями.

Тут стоит отметить, что после ядерного соглашения ирано-армянские связи оживились, и стороны снова начали проталкивать вопрос строительства железной дороги между двумя странами, но Россия, которая в свое время обещала выделить деньги на строительство дороги, теперь выступает принципиально против ее существования.

Словом, несмотря на «стратегические» отношения, Россия, вероятно, не слишком доверяет Армении, в которой не зашкаливают, но все же наличествуют антироссийские настроения. Так что Лавров, помимо Карабаха, имел и другую тему для разговора со своим армянским коллегой, хотя, скорее всего, карабахская проблематика доминировала. А то обстоятельство, что Лавров ссылался на участие Минской группы ОБСЕ, а не ПАСЕ в карабахском урегулировании, больше походит на «отвод глаз» от главного момента – реализации российского сценария урегулирования, и вряд ли в пользу Армении.

Кстати, практически сразу после визита Лаврова в Ереван президент России Владимир Путин распорядился подписать соглашение между РФ и Арменией о создании объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе. «Принять предложение правительства РФ о подписании соглашения между РФ и Республикой Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности», — сказано в документе.

Президент также поручил Минобороны с участием внешнеполитического ведомства России провести соответствующие переговоры с армянской стороной, и, по достижении договоренности, подписать соглашение. Можно предположить, что Лавров навестил Ереван и с этой миссией тоже, причем, успешно.

А пока, параллельно с торгом по Карабаху, в Армении происходит русификация политического поля. Активные шаги в этом направлении можно объяснить подготовкой к парламентским выборам, которые назначены на 2017 год, и к президентским - годом позже. То есть, сейчас, имея в виду внутриполитическую нестабильность в Армении, связанную также и с референдумом по введению в республике парламентского правления, запрягаются одновременно и «сани», и «телега».

Директор Армянского центра международных и политических исследований Агаси Енокян в беседе с «Аравот» рассказал, что Россия «командирует» в Армению находящихся там олигархов армянского происхождения. В частности, руководителя «Союза армян в России» Ара Абрамяна, который намерен создать к выборам политическую партию; Самвела Карапетяна – владельца группы компаний «Ташир», купившего недавно «Электрические сети Армении». «Активную деятельность в республике развернул опять-таки российский олигарх Рубен Варданян (руководитель и контролирующий акционер инвестиционной компании «Тройка Диалог»). Так что это уже становится серьезной тенденцией», - сказал эксперт.

Такое положение он считает «дополнительной гарантией для России. В Армении политика будет одновекторной, и этот вектор будет российским». «То есть, здесь не вопрос Армении, не вопрос вектора власти в Армении, власть будет всегда иметь один и тот же вектор, просто могут быть разные исполнители. Независимо от того, будет партия Ара Абрамяна провластной или оппозиционной, Ара Абрамян превращается в дубинку над головой Сержа Саргсяна», - цитирует ИноСМИ собеседника армянского издания.

Что же до упомянутых выше армяно-иранских отношений, Россия не позволит Армении вести независимую внешнюю политику: «Мы видим, что это мечта. Иранская сторона предложила Армении множество проектов, даже нашла источники финансирования для их реализации, но ни один из них Армения не выполнила. Я думаю, главная причина в том, что Россия не хочет прекращения ни изоляции Армении, ни изоляции Ирана. Для России это является важнейшей задачей, и она не допустит в Армении значительного прогресса».

Эксперт также указал на то, что присоединение Армении к Евразийскому союзу в экономическом плане чрезвычайно всеобъемлющее и обязывающее дело. «Армении оставлено мало возможностей для работы с ЕС. Другой вопрос, что структура ЕАЭС не является эффективной, и Армения может найти несколько лазеек, но я не думаю, что мы воспользуемся ими. В этом процессе важно то, что Европа не закрыла окно возможностей, и я думаю, что переговоры будут продолжаться до тех пор, пока Армения наконец-таки не сумеет вырваться из этого запутанного клубка, называемого ЕАЭС. В любом случае, основной положительный момент заключается в том, что Армения не окажется неготовой к будущим политическим процессам», - сказал он.

Ирина Джорбенадзе